Р. Глиэр балет «Красный мак»

 

Балет Красный мак

«Красный мак» … Этот балет изначально был признан самым революционным спектаклем в истории отечественной хореографии. Его называли прекрасным творением и даже шедевром советского балетного искусства. Несомненно, привлекательность и ошеломляющий успех во многом был предопределен талантливой работой его создателей и в первую очередь автора музыки - замечательного композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра. Труд музыканта приравнивали к свершению подвига, ведь композитор, в своей работе основываясь на традициях русской классической школы, смело наполнил музыку балета новым содержанием и талантливо увязал её с современной жизнью.

Краткое содержание балета Глиэра «Красный мак» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 
 

 

Действующие лица

Описание

Тао Хоа юная танцовщица
Капитан советского корабля  
Ли Шан-фу жених Тао Хоа
Хипс англичанин, начальник порта
Главный надсмотрщик отец Тао Хоа
два китайца пособники Ли Шан-фу

 

 

 

Краткое содержание

Красный мак содержание

Китай двадцатых годов прошлого столетия. Большой морской порт, в который заходят корабли из многих стран мира. К одному из причалов пришвартовался советский теплоход. На территории порта под надзором надсмотрщиков работают портовые грузчики – кули. Недалеко расположился ресторан, любимое место развлечений европейских гостей. К дверям заведения кули-носильщики доставили паланкин, из которого выходит Тао Хоа - юная, но уже известная танцовщица. Для всех присутствующих она исполняет приветственный танец. К девушке подходит молодой человек по имени Ли Шан-фу, он считается женихом юной артистки.

В это время на территории порта случился инцидент: один кули, изнемогая от усталости, упал и уронил груз. Надсмотрщики стали избивать его плетьми, заставляя встать и продолжить работу. За товарища вступились другие рабочие, однако появившиеся полицейские вынудили кули отступить и просить помощи у экипажа советского корабля. Узнав о случившемся, к месту происшествия прибывает начальник порта. Хипс предлагает капитану советского корабля силой решить возникшую проблему, однако получает ответ, который совсем не понравился англичанину. После этого капитан и матросы оказывают помощь кули в разгрузочных работах. За всем происходящим внимательно наблюдает Тао Хоа: её поразило решение и действия советских моряков. В знак восторга танцовщица преподносит капитану цветы, и в ответ получает от него выдернутый из букета самый красивый цветок – красный мак. Ли Шан-фу, увидевший эту сцену, подошёл и в порыве ревности ударил свою невесту. Капитан заступился за бедную девушку, чем нажил себе ещё одного врага.

Наступает вечер. Иностранные моряки и кули веселятся и танцуют. Не остаются в стороне и советские моряки, они присоединяются к отдыхающим.

В курильне Хипс разыскивает Ли Шан-фу, он хочет поручить ему организовать покушение на капитана советского судна. Ничего не подозревающая Тао Хоа, встретив капитана, гуляющего вместе с матросами по набережной, предлагает ему отдохнуть в притоне. Ли Шан-фу, увидев невесту вместе со своим заступником в курильне, чтобы спровоцировать драку вновь поднимает на неё руку. Капитан отбрасывает ревнивого жениха, но на него накидываются с ножами пособники негодяя. Тао Хоа собой загораживает капитана, который свистом на помощь призывает своих матросов. Все расходятся, испуганная девушка курит опиум и засыпает. Во сне она находится в плену самых разнообразных фантастических видений.

 

Праздник в доме Хипса. Гости развлекаются танцами. Тао Хоа случайно слышит разговор хозяина дома и своего жениха. Англичанин и Ли Шан-фу договариваются отравить капитана, которого вместе с командой пригласили на это мероприятие. Всё должно произойти во время чайной церемонии и напиток с отравой должна преподнести именно она.

Командир и матросы с советского корабля приходят в дом начальника порта. Капитан, увидев Тао Хоа, по-дружески её приветствует, однако девушка с мольбой просит его уйти из дома англичанина.

Всё готово к началу чайной церемонии. Хипс объясняет капитану, что ему, как самому уважаемому гостю, чай должна поднести лучшая танцовщица. Тао Хоа начинает свой танец и, стараясь оттянуть роковой момент, затягивает его исполнение. Наконец, когда чаша в руках капитана, и он собирается поднести её к губам, девушка опрокидывает посуду, чтобы предотвратить покушение. Ли Шан-фу, увидев, что с их замыслом опять ничего не получилось, пытается выстрелить в капитана, однако неудача вновь преследует негодяя, и он промахивается.

Гости, испугавшись, разбегаются, а Тао Хоа, выйдя на балкон, смотрит, как советский корабль снялся с якоря и взял курс в открытое море. Она рада, что всё так счастливо закончилась и не замечает взбешённого Ли Шан-фу. Обвиняя девушку во всём, он стреляет и смертельно её ранит. Китайские революционеры, проникшие в дом начальника порта, положили бездыханную Тао Хоа на носилки, покрытые красной тканью. На минуту очнувшись, девушка отдаёт окружившим её детям красный цветок – подарок капитана.

На небе появляется большой красный цветок. Бедняки устремляют к нему свой взор, как к символу освобождения от иностранных угнетателей, а на мертвое тело Тао Хоа падают лепестки от красных маков.

 

 

Интересные факты

  • Название балета «Красный мак» связано с главной героиней, именно так с китайского переводится имя Тао Хоа.
  • За первые четыре года со дня премьеры балет «Красный мак» был показан на сцене Большого театра более трехсот раз. В истории хореографических спектаклей это своего рода рекорд.
  • Успех балета был таков, что кондитерские фабрики стали выпускать конфеты под названием «Красный мак», а в магазинах появились духи и мыло с аналогичным названием.
  • Екатерине Васильевне Гельцер, выдающейся балерине первой исполнившей партию Тао Хоа, на момент премьеры был 51 год. Её называли «настоящей хозяйкой Большого театра». Такое привилегированное положение великовозрастной артистки было определено особым расположением к ней народного комиссара просвещения А.В. Луначарского. Кроме того Гельцер первая из балетных получила звание «народной».
  • После премьеры спектакля одного из зрителей спросили о том, насколько ему понравилась музыка балета? Он ответил, что из-за постоянных рукоплесканий плохо её слышал.
  • В 1955 году на экраны вышел фильм - балет «Красный мак» на музыку Р.М. Глиэра, снятый на чехословацком телевидении режиссёром Павлом Блюменфельдом.
  • В пятидесятых годах делегацию из Китая во главе с видным политическим деятелем Чэнь Бода пригласили посетить Большой театр, где показывали балет «Красный мак». Увидев на сцене в начале спектакля загримированных артистов, гости из «Поднебесной» были обижены на то, что в Советском Союзе их представляют этакими чудовищами. Возмущению китайцев не было предела, и они даже были готовы покинуть театр, но ситуацию удалось урегулировать благодаря искусству наших дипломатов. Однако после спектакля главой делегации было высказано недовольство по поводу того, что нельзя называть спектакль про китайцев «Красный мак», так как это растение у них ассоциируется с опиумом - губительным наркотическим веществом. Через некоторое время спектакль был переименован в «Красный цветок», а вскоре и вовсе был снят с репертуара театров, так как между странами произошёл дипломатический конфликт.
  • Красный мак – это цветок-символ, о котором слагалось много красивых легенд. В Древнем Египте он символизировал молодость и очарование. В Древней Греции – плодородие. На Востоке – счастье, любовь и радость. В Китае – изначально успех, красоту, отдых и отдалённость от суеты, но затем доступных женщин и публичные дома, а в 19 веке, когда курение наркотика было очень популярным, он стал ассоциироваться со злом.
  • Билеты на балеты

 

История создания

У балета «Красный мак» непростая и довольно интересная история. Октябрьская революция внесла коренные изменения в жизнь нашей страны. Социальные перемены, происходящие в государстве, живо отражались во всех видах искусства: писатели и поэты создавали произведения, наполненные революционным пафосом. Драматические театры ставили пьесы на современную тематику. Даже на оперной сцене были заметны существенные преобразования, незатронутым оставался только балет. Администрации музыкальных театров не раз призывали музыкантов и драматургов создать хореографический спектакль на современную тематику, однако все обращения театральных деятелей оставались без внимания. Дело дошло до того, что в 1925 году Большой театр объявил конкурс на создание такого балета, однако отклика вновь не последовало. Композиторы дожидались надлежащего либретто, а драматурги никак не могли выбрать сюжет. Дело вновь зашло в тупик и на собрании худсовета Большого театра стали обсуждать неутешительные итоги по неудавшемуся конкурсу, как вдруг слово попросил театральный художник Михаил Иванович Курилко. Возмутившись по поводу сложившейся ситуации, он достал газету и прочитал сообщение о том, как в китайском порту задержали советское судно доставившее продовольствие для трудящихся этой восточной страны. Курилко объяснил недоумевающим членам Художественного совета, что это прекрасный сюжет для либретто балета и коротко изложил, как он видит этот спектакль на сцене. Заинтересовав участников собрания своим рассказом, Михаил Иванович тут же получил предложение о написании литературной основы спектакля на предложенный им сюжет. Эта просьба очень смутила художника: да у него был небольшой опыт, но только в переделке либретто. На следующий день Курилко  встретился в театре с Еленой Васильевной Гельцер, которой поведал о том, что произошло на заседании Худсовета. Придя от услышанного в восторг, выдающаяся балерина стала уговаривать Михаила Ивановича не отказываться от поступившего предложения и обещала ему всяческую помощь и поддержку. Гельцер тут же вспомнила о своих гастролях в Китай, восторженно рассказывая о культуре и искусстве древней восточной страны.  Балерина, заразившаяся идеей постановки первого советского спектакля на революционную тему, быстро нашла единомышленников и сплотила их вокруг себя. Музыку поручили написать Глиэру, который с энтузиазмом принялся за работу, так как сам с нетерпением ждал этого предложения. Композитор, с большой ответственностью относившийся ко всему что делал, начал досконально изучать все тонкости классического танца, а кроме этого тщательно знакомиться с китайской народной музыкой.  Всё работали над балетом с большим увлечением. Спектакль разделили на три акта: во втором действии танцы ставил заведующий балетной труппой В.Д. Тихомиров, а в первом и последнем сочинить хореографию доверили талантливому артисту балета Льву Александровичу Лащилину.

Рейнгольд Глиэр

Работа над «Красным маком» шла полным ходом, когда в театре сменилось руководство. Этим воспользовались противники балета, которые не допускали мысли, чтобы в «храме искусств» поставили спектакль на сюжет из обыденной жизни, а кроме того сцена театра была осквернена какой-то мужицкой пляской. Дело в том, что для создания яркого образа советских моряков Курилко попросил Глиэра в конце первого акта вставить матросский танец «Яблочко». Настроенная негативно администрация приостановила репетиции спектакля. Однако группа энтузиастов во главе с Гельцер проявила небывалую инициативу и при поддержке журналиста М. М. Амшинского, стала проводить встречи создателей балета «Красный мак» с работниками московских фабрик и заводов.  На таких мероприятиях зачитывалось либретто, рассказывалось об идеологической составляющей спектакля, демонстрировались эскизы декораций, Глиэр на рояле исполнял музыкальные номера, а Гельцер танцевала. В завершении исполнялся танец «Яблочко», всегда приводивший зрителей в восторг и присутствующим задавался контрольный вопрос о том, стоит ли дальше работать над балетом. После таких бесед администрации многих предприятий стали отпускать средства на покупку билетов для рабочих на этот спектакль и незамедлительно информировали об этом в прессе. В результате проведённой работы все преграды были преодолены, и премьера, назначенная на последний день театрального сезона 14 июня 1927 года, состоялась даже без генерального прогона.

 

Постановки

После успешной премьеры, состоявшейся в июне 1927, балет «Красный мак» постоянно собирал полные залы. За два года на сцене Большого театра он прошёл более двухсот раз. В прессе постоянно печатались хвалебные отзывы: отмечались достоинства спектакля, а также талантливая работа авторов и артистов.  Через полтора года, в январе 1929 года, показ балета состоялась в Кировском театре, однако ленинградцы увидели спектакль ощутимо отредактированным: была значительно переработана не только хореография, но и партитура произведения. Следует так же отметить премьеру «Красного мака» в Киеве, прошедшую осенью того же 1929 года.  Особенность её заключалась в том, что за оркестровым пультом стоял сам автор музыки балета – Рейнгольд Морицевич Глиэр. Это было его дебютное выступление в качестве дирижёра музыкального спектакля.  Вскоре почти все музыкальные театры СССР, которые имели балетные составы, включили «Красный мак» в свой репертуар, а кроме этого балет стали готовить к постановке в таких странах как Болгария, Польша, Чехославакия, Румыния и США.

Следующий всплеск популярности спектакля пришёлся на пятидесятые годы. В октябре 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика, и это знаменательное событие побудило музыкальные театры к возобновлению постановки спектакля. Балет вновь претерпел существенные изменения, но на этот раз отредактировано было даже либретто и далее соответственно хореография и партитура. Постановка была настолько успешной, что Большой театр показал её в Зелёном театре парка Горького, вмещающего несколько тысяч зрителей, а вскоре был вознаграждён Государственной премией. Несмотря на популярность спектакля Глиэр вновь, уже четвёртый раз, взялся за переделку партитуры, которую закончил незадолго до своей кончины. Последний вариант балета, который изменил своё название на «Красный цветок», был показан в Большом театре в ноябре 1957, но из-за изменившихся политических отношений между СССР и Китаем выдержал всего десять постановок.

Прошло более пятидесяти лет и в 2010 году «Красный мак» расцвёл вновь, но на этот раз это произошло сначала в итальянской столице, а затем в Красноярске.

 

«Красный мак» - балет, в своё время специально созданный на революционную тематику, явился важным этапом в истории отечественного хореографического искусства. Несмотря на то, что с момента его создания прошло более восьмидесяти лет, он не утратил своей художественной ценности и это неоспоримо, учитывая какую силу воздействия он сегодня оказывает на современного зрителя. Билеты на балеты

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Рейнгольд Глиэр «Красный мак»