Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

 

Тищенко балет «Ярославна»

«Слово о полку Игореве». Эта бесценная патриотическая поэма Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является «Князь Игорь» - выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Игорь Святославич князь Новгород-Северский
Ефросиния Ярославна жена князя Игоря
Святослав Всеволодович князь Киевский
Кончак половецкий хан
Див злой демон
Русские воины, половецкие воины

 

 

 

Краткое содержание балета «Ярославна»

Краткое содержание балета «Ярославна»

Русь, 1185 год.

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

 

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
40 мин. 25 мин.  30 мин.

Фото:

Тищенко «Ярославна» балет «Ярославна» краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.

 

  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

Дмитрий Шостакович

  • Борис Тищенко – выдающийся советский и русский композитор, Народный артист РСФСР оставил богатое творческое наследие, включающее оперу, оперетту, 3 балета, 8 симфоний с номерами и 8 симфоний с названиями, 2 реквиема, многочисленные оркестровые пьесы и сюиты, вокально-симфонические произведения, произведения для хора а капелла, инструментальные ансамбли, произведения для фортепиано, а также музыку к 9 кинофильмам и 9 театральным постановкам.
  • Изначально авторы балета «Ярославна» композитор Борис Тищенко и хореограф Олег Виноградов предполагали дать своему новому детищу символическое название «Затмение». Этим они хотели указать не только на астрономическое явление, предзнаменовавшее гибель русского войска, но и затмение в душе князя Игоря, который, несмотря на предостережения, повёл своих воинов в бессмысленный трагически закончившийся военный поход.
  • Дмитрий Шостакович настолько был поражён музыкой «Ярославны», насквозь пропитанной русским духом, что с большим удовольствием просматривал спектакль трижды. Восхитившись творением своего ученика, он на одной из репетиций, взволновавшись, назвал Бориса Тищенко гением.
  • Через два года после премьерного показа «Ярославну» разрешили к вывозу за границу. В 1976 году, балет успешно был показан на фестивале во французском Авиньоне. После просмотра спектакля лидер одной молодёжной организации заявил, что теперь он понял почему «Советский Союз одержал победу во Второй мировой войне.
  • Борис Тищенко никогда не увлекался новомодными техниками композиции, однако ради воплощения своей идеи в балете «Ярославна» он взялся за тщательное изучение сонорики и алеаторики.
  • После долгого перерыва балет Бориса Тищенко «Ярославна» был поставлен вновь. Премьерный показ состоялся в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 30 июня 2017 года. Балетмейстер Владимир Варнава, дирижёр Валерий Гергиев.
  • В 1974 году в советском Ленинграде балет Бориса Тищенко «Ярославна» считался полудиссидентским.
  • Билеты на балеты

 

История создания балета «Ярославна»

Можно с уверенностью сказать, что история балета «Ярославна» началась с того момента, когда талантливому балетмейстеру театра оперы и балета им. С.М. Кирова Олегу Виноградову, возможно в процессе работы над хореографическими сценами оперы «Князь Игорь», пришла в голову идея вновь обратиться к древнему сюжету, но воплотить его в хореографии. Шесть лет он собирал и изучал материалы, составлял многочисленные варианты либретто. В результате напрашивался вывод, что для этого балета нужны совсем другие средства, нежели привычный классический танец, то есть иные хореографические построения и пластика, а также своеобразная режиссура и художественное оформление спектакля. Тщательно обдумав все нюансы будущего балета, Виноградов обратился к композитору Борису Тищенко, который к тому времени был автором многожанровых музыкальных произведений и к тому же слыл преданным последователем школы Дмитрия Шостаковича. Заинтересовавшись поступившим предложением и тщательно подготавливаясь к повторной встрече с хореографом, Тищенко, внимательно перечитав «Слово о полку Игореве», в итоге пришёл к такому мнению, что описанные события не героическая эпопея, как её обычно представляют, а трагедия целого народа.  Композитор для себя определил, что образ князя Игоря должен существенно отличаться от того каким его представил в своей опере Александр Порфирьевич Бородин. Помимо этого, в творческом тандеме авторов было сразу решено, что спектакль будет новаторским с введением в него женского и мужского хоров, которые в ключевых моментах будут исполнять подлинный текст «Слова о полку Игореве».

Борис Иванович Тищенко

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

 

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

ноты балета «Ярославна»

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

  • «Вступление к первому действию». Уже сразу архаический настрой в музыку балета вносит открывающий спектакль одинокий и поначалу несмелый голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминающая народный напев, в процессе развития становится более раскованной. Впоследствии звук пикколо оплетается подголосками сначала одной флейты, потом второй, а затем и кларнета. Образуя своеобразные не особо привычные для слуха гармонии, эта музыка тосклива и печальна. 
  • «Стон русской земли». Молитвенный хорал струнных, по характеру отличается особой строгостью и суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько сетует на междоусобицы чванливых князей.
  • «Усобица». Этот номер продолжает повествование о раздорах себялюбивых местных правителей и ярко иллюстрирует княжеские распри. В этой сцене впервые вступает женский хор, который стонет и жалуется, ведь всё происходящее приносит горе и ослабевает силу земли русской.
  • «Убитый» и «Плач по убитому» - в соответствии с названием музыка данных разделов наполнена угрюмыми интонациями плача, так как отображает страдания людей, потерявших своих близких.
  • «Ярославна». В этом разделе перед зрителями впервые появляется главная героиня. Её чувственная и проникновенная тема, олицетворяющая нежную женственность, чистоту и верность, окрашена тембрами гобоя и кларнета.
  • «Святослав». В данном номере в исполнении валторны призывно врывается пронзительная музыкальная тема. Чередующаяся с хором, она отображает призыв дальновидного киевского князя прекратить распри и объединиться для борьбы с внешними врагами.
  • «Игорева дружина», «Сборы в поход», «Слава Игорю». Эпизоды характеризуют заносчивого князя Игоря и его сильную на зависть дружину. Молодые люди идут в ополчение и хвалятся своей храбростью.
  • «Ярославна с Игорем». Нежная и светлая музыка этой сцены является лирическим центром произведения.
  • «Начало похода». Ритмичная музыка эпизода иллюстрирует военные сборы, приказ князя о начале похода, а также радость Дива от предвкушения кровавых жертв.
  • «Затмение». Кульминация первого действия. На фоне высокого свистящего звука органа малый кларнет исполняет, передающий сильный испуг, короткий мотив. К нему с той же музыкальной фразой, как звуковой ком, сразу начинают прибавляться другие инструменты. Звуковая масса внезапно обрывается – наступает шокирующая пауза.
  • «Степь». На фоне таинственного волнообразного глиссандо скрипок, как блуждающие призраки возникают многозначительные реплики флейты, гобоя и кларнета.
  • «Первая битва с половцами». Это динамичная музыка с острыми ритмами, колоритно рисует батальную сцену, в которой преимущество в звучании отдаётся духовым инструментам. Например, кочевников автор изображает звучанием низких деревянных духовых, а русских воинов – звонким звучанием медных.
  • «Ночь перед второй битвой». Скользящие глиссандо возникают вновь, но уже у альтов. Музыка передаёт беспокойный сон русских воинов.
  • «Ночные предчувствия». Солирующая скрипка, на фоне гоготания мужского хора, невнятных хрипов медных инструментов, поддерживаемых ударами барабана и там-тама, рисует картину, которая будоражит воображение.
  • «Вторая битва». Здесь устрашающий характер музыке раздела придаёт своеобразный судорожный ритм, подчиняющий себе все оркестровые голоса.
  • «Плач Ярославны». Номер наполнен особым драматизмом и напряжённостью. Главная героиня печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам, которые погибли в битве с врагом. В музыке нет отчётливой мелодической линии, она состоит из заунывных нисходящих интонаций.
  • «Игорь у половцев». В этой развёрнутой сцене довольно интересно показаны образы половецкого мира, которые одновременно притягательны, но в то же время и отталкивают своей, дикой необузданной силой.
  • «Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог всего произведения.

 

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость. Билеты на балеты

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Борис Тищенко «Ярославна»