Дюк Эллингтон

 

Дюк Эллингтон

Безусловно, не будет преувеличением сказать, что если бы в джазовой музыке XX века не было Дюка Эллингтона, ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Его волевой характер и несокрушимая вера в собственную исключительность были настолько сильны, что возвели Эллингтона на самую вершину, откуда он свысока смотрел на остальных исполнителей. Обладая упорством, отчаянной решимостью и сложным характером, он не признавал авторитетов, и именно это позволило ему подняться над всеми и оставить после себя огромнейший пласт джазовой музыки, востребованный и до сих пор исполняемый по всему миру. Необыкновенная харизма Эллингтона и его тонкое чувство стиля сделали свое дело – нет более почитаемого джазового музыканта. И это вполне закономерно, ведь именно к этому он стремился всю свою жизнь – стать мировой знаменитостью, человеком, которому поклоняется весь мир.

 

Краткая биография

Как ни странно, «Дюк» – не родное имя музыканта. Семья, в которой 5 января 1897 года родился мальчик, назвала его Эдвард Кеннеди Эллингтон. Именно с этим именем он прожил все свое детство и юношество, ощущая свое превосходство над окружающими. Считая себя выдающейся личностью, маленький мальчик называл себя благородным дюком (дворянским титулом), и это прозвище прочно пристало к нему на всю жизнь. Настолько прочно, что фактически стало его настоящим именем.

Детство Эллингтона проходило в атмосфере всеобщей любви и процветания. Отец – Джеймс Эдвард, не жалел своих сил, чтобы заработать как можно больше денег, которые он тратил поистине с неимоверной легкостью. Мать – Дейзи Кеннеди, никогда ни в чем не нуждалась, так что вполне закономерно, что детство Дюка Эллингтон было благополучнее, чем у многих «цветных» того времени. Именно Дейзи Кеннеди внушила мальчику, что он станет мировой знаменитостью, и именно благодаря этому внушению ему это удалось.

В семилетнем возрасте Дюка стали обучать музыке и игре на фортепиано, к которому он не проявлял абсолютно никакого интереса, занимаясь ровно столько, столько просили. Впрочем, эти занятия способствовали тому, что когда Эллингтон все-таки заинтересовался музыкой, он выбрал именно этот музыкальный инструмент.

В 14 лет он начал по-настоящему увлекаться музыкой и достиг определенных успехов. Не обладая виртуозной техникой и достаточным образованием, Дюк Эллингтон тем не менее стал завсегдатаем посещаемых баров, в которых он имел немалый успех, как исполнитель.

Дюк никогда не проявлял к учебе интереса, поэтому получить нормального образования он так и не смог. Обучаясь в Средней технической школе Армстронга, он бросил занятия и стал жить в свое удовольствие.

В 17 лет он начал посещать Дом истинных реформаторов, где собирался небольшой ансамбль. В скором времени он стал его постоянным участником и заодно постепенно узнавал некоторые основы теории. Именно с этим коллективом в 1922 году Эллингтон отправится на покорение Нью-Йорка.

Благодаря кларнетисту Уиллу Суэтмену весь ансамбль уже в 1923 году работал в престижнейшем заведении Нью-Йорка – театре «Лафайетт-тиэтр». К сожалению, закрепиться в городе им не удалось, так что коллективу пришлось вернуться в родной Вашингтон ни с чем.

Решив продолжить начатое, ансамбль берет себе звучное название «Washington Black Sox Orchestra» и вскоре им удается найти работу в Атлантик-сити. В скором времени, благодаря знакомству с певицей Адой Смит, ансамбль снова перебирается в Ньй-Йорк, на этот раз в «Barrons Exclusive Club» – место сосредоточения негритянской элиты. Через некоторое время они устраиваются на работу в «Голливуд Инн», и руководителем ансамбля становится Дюк Эллингтон, который начинает работать над изменением состава и стилем исполняемой музыки. Подыскивая исполнителей преимущественно из Нового Орлеана, он следовал влиянию времени, так как в моде были люди, игравшие в манере хот-стайл. В это же время он пробует сочинять музыку, познакомившись с Джо Трентом – поэтом и композитором с большими связями. 22 февраля 1924 года Эллингтон становится официальным руководителем ансамбля «Вашингтонцы».

К сожалению, все выдающиеся негритянские музыкальные коллективы и отдельные исполнители того времени находились под покровительством гангстеров. Так что Эллингтону пришлось задуматься, как же выбираться из этого подневольного положения. Как нельзя кстати пришлось знакомство с Ирвингом Миллсом – очень энергичным издателем, разглядевшем в Дюке будущую знаменитость. Он стал для Эллингтона могущественным покровителем, и он же со временем сделал его звездой, известной всему миру. Без его помощи «Вашингтонцы» так и довольствовались бы выступлениями по ночным клубам и случайными подработками. Именно благодаря Миллсу Эллингтон стал сочинять собственные композиции в гораздо большем количестве, что сыграло немаловажную роль в известности коллектива. К 1927 году коллектив стал называться «Дюк Эллингтон и его оркестр» – теперь все решения принимал только Эллингтон, а участники не имели никакого права голоса. Но ни один из них не ушел из оркестра, и один только этот факт говорит о большом мастерстве Дюка, как руководителя.

В скором времени выступления оркестра переместились в «Коттон-клаб» – самый популярный ночной клуб Гарлема.

В 1929 году оркестр Эллингтона становится очень известным, его имя часто мелькает в газетах, а музыкальный уровень коллектива оценивается очень высоко. С 1931 года оркестр начинает гастрольную деятельность, путешествуя и давая концерты по всей Европе. Дюк начинает писать собственные произведения и получает признание, в том числе и как композитор.

В 1950 году происходит непоправимая вещь для Эллингтона – из-за того, что джаз постепенно уходил в забвение, его оркестр оказался никому не нужным, и из него начинают уходить талантливые музыканты. Но уже через 6 лет все изменилось – вновь вспыхнувший интерес к джазу позволил Дюку вернуть себе былую славу. Новые контракты, гастроли и концертные записи приносят Эллингтону мировую славу.

Все последующие годы Элингтон концертировал со своим оркестром по всему земному шару, давая выступления в Японии, Великобритании, Эфиопии, США, Советском Союзе и многих других странах.

Эллингон дожил до 75 лет, до самого последнего момента оставаясь верным музыке, считая ее единственным, что достойно любви. Он скончался в 1974 году от рака легких, и эта смерть стала трагедией для всего мира.

 

 

Интересные факты

  • Первой учительницей, обучавшей Дюка музыке, была Мариетта Клинкскейлз, проживавшая в соседнем доме (clink – звон бокалов, scale – музыкальная гамма).
  • Дюк ненавидел официальное образование. Поэтому на предложения окончить какое-либо музыкальное учебное заведение всегда отвечал отказом.
  • Зачастую он выбирал солистов для конкретных произведений исключительно из-за свойственной им манеры исполнения.
  • Первым музыкальным наставником Эллингтона был пианист Уилли «Лайон» Смит. От него Дюк перенял некоторые характерные особенности своего исполнения.
  • Гастролируя по всему миру, своим домом он считал Ньй-Йорк – место, где он впервые почувствовал себя частью элитного общества.
  • Его женой была Эдна Томпсон – соседская девушка, с которой он познакомился еще в школе. Поженившись в 1918 году, уже через год они отмечали рождение сына, которого назвали Мерсером.
  • Стиль игры ансамбля Эллингтона «Вашингтонцы» во многом сформировался благодаря влиянию трубача Баббера Майли – именно он стал для Дюка источником новых идей, выдавая великолепные музыкальные фразы и обороты.
  • Дюк просто обожал власть и свое положение лидера. Музыканты, работавшие с ним, отмечали, что он всегда оставался хозяином положения, что бы ни происходило вокруг.
  • Фредди Гай – исполнитель на банджо – играл с Эллингтоном вместе целых 24 года. Он был единственный из участников, кому Дюк разрешал бывать у себя в гостях.
  • Дюк крайне редко хвалил своих музыкантов.
  • Благодаря кларнетисту Сиднею Беше ансамбль Эллингтона смог освоить джазовый стиль Нового Орлеана, что способствовало быстрому успеху этого коллектива.
  • Эллингтон прекрасно водил автомобиль, но предпочитал пользоваться водительскими услугами своего музыканта – Гарри Карни.
  • Импресарио Дюка – Ирвинг Миллс – безбожно наживался на Эллингтоне, получая деньги не только за издательскую деятельность, но и за авторские права. Каждая сочиненная Дюком вещь по контракту принадлежала Миллсу.
  • Одно время его менеджером был Джо Глейзер – человек с криминальными связями, работавший с такими звездами, как Луи Армстронг и Билли Холлидэй.
  • Он 11 раз становился победителем и награждался премией «Грэмми» за лучшую музыку.
  • Эллингтон написал свою единственную книгу – автобиографию «Музыка – моя возлюбленная». За нее он посмертно получил Пулитцеровскую премию.
  • Известнейший тромбонист и композитор Хуан Тизол 15 лет проработал в оркестре Дюка Эллингтона. Обладая огромным музыкальным опытом, зачастую он проводил репетиции оркестра вместо Дюка.
  • Многие музыканты Дюка были родом из бедных семей, разговаривали на жаргонном языке, не чурались спиртного и наркотиков. Но из-за своего исполнительского мастерства и великодушия Эллингтона они на протяжении многих лет работали в его оркестре.
  • В последние свои дни Эллингтон держался только благодаря уколам, продолжая непрерывно работать над музыкой.

 

Популярные песни

Take The 'A' Train – замечательная мелодия с легко узнаваемой имитацией поезда в самом начале у медных духовых сразу же полюбилась слушателям и стала одной из вещей, находящихся в репертуаре каждого джазового коллектива.

In a Sentimental Mood – печальная и медленная композиция, навевающая грусть и размышления. Тема поочередно проходит у каждого инструмента, а затем появляются короткие вставки солистов, похожие на чей-то печальный разговор.

Satin Doll – неторопливая тема саксофонов, прерываемая вставками медных духовых, а затем внезапным «tutti», оставляет впечатление какой-то недосказанности. Поистине необычная джазовая композиция.

Mood Indigo – спокойная, очень неторопливая и задумчивая вещь, с постоянным и четким аккомпанементом банджо на фоне.

Perdido – яркая тема, излагаемая всеми инструментами в унисон, а затем полная экспрессии игра оркестра, сделала эту композицию одной из известнейших вещей в джазе.

C-Jam Blues – в самом названии уже заложена суть произведения – это незатейливые опевания и секвенции вокруг ноты «до», исполняемые разлчными инструментами.

All Too Soon – полная внутреннего переживания тема саксофона сразу же прочно вошла в репертуар ведущих джаз-бендов.

Creole Love Call – повторяющийся мотив отнюдь не делает эту композицию надоедливой, а наоборот, показывает, как по-разному одна и та же тема может звучать у разных инструментов. А соло трубы просто поражает тем, насколько оно похоже на живой голос.

 

Дюк Эллингтон и религия

Как бывает довольно часто, люди, всю свою жизнь не связанные с религией, в зрелом возрасте становятся ярыми приверженцами веры. То же самое случилось и с Дюком. Безусловно, в детстве он достаточно часто посещал церковь, да и его мать любила поговорить с ним о Боге. Но до начала 1950 года не было ни малейшего намека на то, что Эллингтону интересна религия. Как бы странно это ни прозвучало, в середине 50-х годов Дюк заявил, что является «божьим посланником» и просто обязан посвятить служению Господу свою оставшуюся жизнь. По многочисленным свидетельствам его друзей, он и правда стал засиживаться с Библией до поздней ночи.

Для того времени было принято особое понимание веры в Бога – человек должен был быть всепрощающим, добрым и не помнить зла, сделанного ему другими людьми. Именно таким и стал Эллингтон. В некоторых своих произведениях он продвигал эти идеи, например, в композиции «Black, Brown and Beige». Но систематического порядка это не носило, вплоть до 1965 года, когда ему предложили то, о чем он мечтал. Ему поступил крупный заказ на духовную музыку от священника из Сан-Франциско, настоятеля Собора милости Господней. Церковь только что открыли, и ей требовалась рекламная компания, а концерт такой звезды, как Дюка, да еще и со специально сочиненными произведениями, должен был произвести фурор.

Взявшись за работу, он сочинил свой Первый духовой концерт, исполненный в церкви в 1965 году. Пьесы, входящие в него, написаны в различных стилях: это джаз, хоровая музыка и вокальные арии. Несмотря на некоторую нескладность номеров, концерт, в целом, имел успех и вдохновил Эллингтона на написание следующего цикла.

В 1968 году состоялась премьера Второго духовного концерта. К сожалению, из-за огромной длины (целых 80 минут), скучных растянутых произведений и примитивной музыки, концерт провалился. Кроме того, Эллингтон, выступая в качестве поэта и сочинителя либретто, оказался довольно плохим писателем. Все тексты концерта донельзя банальны и изобилуют неуместными шутками и остротами.

Третий духовой концерт был исполнен в 1973 году. Эллингтона попросили провести премьеру в Вестминстерском аббатстве и он сразу же согласился. Это выступление было приурочено ко дню Организации Объединенных Наций. Все произведения концерта пронизаны темами о любви, и музыка в нем стала гораздо лучшего качества, чем прежде.

 

Фильмы с Дюком Эллингтоном и его музыкой

Как и любой уважающий себя джазовый музыкант, Эллингтон снимался во многих фильмах, шоу и сериалах. Это было обязательным условием того времени, иначе было просто невозможно удержаться в зените славы. Кроме того, он написал 7 полных саундтреков для кинофильмов, а в 1952 году даже попробовал себя в качестве одного из режиссеров в сериале «Сегодня».

  • «Check and Double Check» (1930)
  • «Advice to the Lovelorn» (1933)
  • «Murder at the Vanities» (1934)
  • «Военно-воздушные силы» (1943)
  • «The Mouse Comes to Dinner» (1945)
  • «This Could Be the Night» (1957)
  • «Анатомия убийства» (1959)
  • «Парижский блюз» (1961)
  • «Смена сознания» (1969)
  • «Teresa la ladra» (1973)
  • «Reborn» (1981)
  • «Envoyez les violons» (1988)
  • «Особое мнение» (2002)
  • «Nature Photographs» (2016)
  • «Темнее, чем ты думаешь» (2017)

 

Несмотря на очевидный вклад в мировое искусство, наследие Эллингтона весьма противоречиво. Наряду с гениальными вещами, идущими из глубины души, у него можно встретить произведения, весьма поверхностные как в плане музыки, так и в плане текста. А некоторые, такие как Духовные концерты или крупные авторские сюиты, обычно вообще замалчиваются музыкальными критиками, как будто их и нет.

Все дело в том, что Дюк крайне редко слушал чьи-то советы. Он всегда делал то, что велело его сердце – и у него выходила потрясающая музыка, которая сделала его джазовым мастером первой величины. Но иногда в дело вступала другая его часть, которая хотела соперничать с классическими музыкантами Европы, признанными миром. Тогда из-под его пера выходили вещи, в которые он не вкладывал себя. Назвать их скопированными нельзя, но и внутреннего мира Эллингтона в них не чувствуется.

Где по-настоящему проявилось мастерство композитора, так это в десятках, если не сотнях коротких джазовых произведений. Здесь он полностью раскрыл свой творческий потенциал и именно за эти композиции он стал признанной легендой музыки, человеком, без которого современный джаз выглядел бы совсем по-другому.

Огромную помощь Эллингтон получал от своих музыкантов. Многие идеи, мелодии, а иногда и целые произведения рождались в головах у его исполнителей. И Дюк мастерски создавал на их основе выдающиеся вещи, полные джазового огня и внутренней силы. Те самые произведения, за которые мы его и любим.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Дюка Эллингтона