Л. Бетховен «К Элизе»

 

К Элизе

Порой, мы даже не задумываемся о том, что широко известные и горячо любимые нами музыкальные произведения имеют подчас непростую историю и их появление окутывает множество тайн и загадок.

Это может быть связано с историей написания, с внезапной находкой давно утерянной рукописи, а иногда и с названием. Одно из таких произведений знакомо буквально каждому из вас – это фортепианная пьеса Л. Бетховена «К Элизе». К слову сказать, это не единственный подобный случай в творчестве композитора. «Лунная соната» вовсе не лунная и сам Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое название. Да что там удивился, зная его взрывной характер! Сам маэстро задумал написать «Сонату в духе фантазии» и посвятить ее очередной возлюбленной Джульетте Гвиччарди. Название «Лунная» ей присвоил его друг Людвиг Рельштаб.

 

 

История создания

Примечательно, что фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по праву назвать самым известным произведением Бетховена. Первоначально композитор озаглавил ее как Багатель No 25 ля минор, само название "Für Elise" было лишь подзаголовком. Чем же обусловлена такая популярность? Прежде всего, это связано с широким использованием пьесы при обучении игре на фортепиано. Она входит в обязательную программу в музыкальных школах. Кроме того, красивое, звучное и в то же время не сложное произведение не могло остаться незамеченным и сразу же полюбилось публикой.

Опубликована пьеса была в 1867 году, только спустя 40 лет после смерти самого Бетховена исследователем его творчества. Принято считать, что создано произведение было в 1810 году. Именно в этот период времени был создан другой его шедевр – Увертюра «Эгмонт», наброски которой и были написаны на этом же листе бумаги, что и багатель.

Бетховен К Элизе

Но вернемся к самой главной загадке произведения «К Элизе». Известно, что его обнаружил музыковед Людвиг Ноль, который занимался изучением биографии маэстро. На листочке виднелась загадочная надпись - посвящение некой Элизе от Л. в. Бетховена. Но кто эта таинственная незнакомка и какую роль она играла в жизни гения? Может быть это та самая далекая возлюбленная или очередная новая пассия влюбчивого великого симфониста? С момента обнаружения, многие исследователи вели неустанные работы над этим произведением. Так, в 2009 году Лука Кьянторе, который занимался этой работой восемь лет заявил, что эта версия не имеет ничего общего с композитором. Безусловная, тема и сами ноты принадлежат перу маэстро, в этом нет сомнений. Лука Кьянторе заявил, что того самого листочка с таинственным посвящением никогда не было. Немного раньше, в 1923 г. еще один исследователь Макс Унгер выдвинул версию, что оказывается произведение было адресовано подопечной маэстро Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца, в которую он был влюблен. Лювиг Ноль ошибочно интерпретировал надпить на рукописи, не разобравшись в почерке. В подтверждении этого указывалось то, что именно у нее долго время были эти ноты.

Еще один музыковед Мартин Копитц заявил, что «К Элизе» была адресована вокалистке Элизабет, которая была сестрой его близкого товарища. Интересная версия тоже имеет место быть, как и все другие.

Ну что? Еще не запутались в многочисленных Элизабет? Все эти версии опровергла канадская исследовательница Рита Стеблин, которая изучив имеющийся материал, пришла к выводу, что речь идет об ученице той самой Терезе Малфатт – Элизе Баренсфельд. Она обладала удивительными вокальными данными и начала рано давать концерты, а Бетховен, чтобы угодить Терезе посвятил этой ученице пьесу.

Кто из многочисленных исследователей жизни и творчества Л. в. Бетховена прав на 100 процентов пока никто однозначно сказать не может, на данное время все музыковеды склоняются к версии Риты Стеблин. Если это действительно так, то все многочисленные ученики всех детских музыкальных школ, в обязательные программы которых входит «К Элизе» получили еще один стимул к изучению этого произведения, ведь пьеса была написана и посвящена их сверстнице.

 

 

Популярные обработки и исполнения

Безусловно, такое популярнейшее произведение постоянно привлекало исполнителей разных стран и эпох. Сохранилось большое количество интересных исполнений и оригинальных обработок.

Например, известная группа из Голландии Shocking Blue использовала композицию Бетховена в своем сингле «Broken heart», который вошел в альбом 1972 года.

 

Интересную хэви-метал-обработку выполнил немецкий коллектив Accept, который презентовал ее в 1985 году. Чуть позже уже исполнители из Норвегии, известные под названием Dimmu Borgir представили свою кавер-версию этой композиции, выполненную в таком же стиле.

Многим меломанам полюбилась блюзовая версия «К Элизе», записанная Вольфом Хоффманном в 1997 году.

Слушать современные обработки:

Accept Fur Elise (Metal Heart) (слушать)

Shocking Blue - Broken Heart (слушать)

Вольф Хоффманн (слушать)

 

Среди классических версий, большую популярность среди любителей музыки получило исполнение пьесы американской пианисткой украинского происхождения Валентиной Лисицей в Лондоне в 2012 году совместно с филармоническим оркестром. Также совместно с оркестром багатель была исполнена Георгием Черкиным в 2010 году и эта версия также получила широкое признание у многочисленной публики. Нельзя обойти вниманием и исполнение «К Элизе» Александром Малкусом.

    

Только обратите внимание, одно и то же произведение, в котором не изменили ни одной ноты, звучит совершенно по-разному, показывая совершенно новые стороны души великого маэстро!

 

 

Содержание

Крупнейший виртуоз, который потрясал всех своих современников мощью импровизации, Бетховен отлично владел фортепиано. Примечательно, что если симфоническое творчество для композитора было сферой в основном монументальных, величественных замыслов, то в своих фортепианных произведениях Бетховен старался отразить внутреннюю жизнь человека, по-особому проникнув в мир его чувств и переживаний, пусть и самых тайных. Именно в этих произведениях практически отрыто маэстро выражал то, что чувствовал. Фортепианную музыку композитора можно назвать его дневником, в который он старательно записывал жизненные наблюдения и конечно же переживания.

Говоря о содержании пьесы «К Элизе» стоит отметить, что в период ее создания, в произведения Бетховена все чаще проникает лирика чувств. Именно эти душевные переживания и можно услышать в таком небольшом, но значимом сочинении.

К Элизе    К Элизе ноты

 

Давайте попробуем разобрать его, так, чтобы было понятно, о чем именно хотел сказать Бетховен. Тут прежде всего стоит отметить, что форма пьесы – рондо (от итал. круг) В этом случае, главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами, которые в основном всегда носят несколько иной характер. Теперь подумайте, какое слово охарактеризовало бы в полной мере главную тему? Прислушайтесь, может быть Любовь? Возможно именно так лирично, нежно композитор представлял себе, как признается в чувствах своей далекой возлюбленной. А что же вторая тема, эпизод? Она уже носит несколько иной характер и ее более уместно было сравнить с надеждой на взаимность или радостью от предчувствия скорой встречи с любимой. Согласны? Снова возвращается главная тема, а с ней и чувства композитора.

Третья тема врывается с совершенно новыми интонациями и настроением. Это уже не прежняя лирика, а мучения, душевные терзания композитора и неизбежное расставание. Заканчивается пьеса возвращением главной темы – любви, но только воспринимается она уже несколько иначе.

Удивительно, но если проникнуться этим произведением, можно погрузиться в тайные страницы жизни Бетховена, «услышать» его чувства, которые он питал к своей возлюбленной и ощутить личные переживания композитора о его безответной любви.

 

 

Далеко не каждый композитор может похвастаться подобным произведением, которое известно буквально в каждом уголке планеты. Эту небольшую фортепианную пьесу можно смело назвать визитной карточкой Бетховена, которая показывает нам совсем другого композитора, не реформатора, а более чуткого романтика. Согласитесь, ведь многие выпускники музыкальных школ, на каком бы инструменте они не играли, с удовольствием наигрывают первые такты этой пьесы, но не все из них подозревают, какая глубина чувств и личная драма композитора скрывается за каждой нотой багатели.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «К Элизе»