Романсы Танеева

 

Романс…. Это вид музыкального искусства, который обладает чарующей прелестью и большой притягательной силой. Разумеется, что многих композиторов привлекал к себе этот жанр, и они создавали чудные вокальные миниатюры, которые с успехом исполнялись как на больших концертных сценах, так и в домашнем музицировании. С большим предпочтением относился к сочинению романсов и выдающийся русский композитор Сергей Иванович Танеев, чьё творчество считается уникальным явлением российской музыкальной культуры на рубеже девятнадцатого и двадцатых веков.

 

История создания

История создания богатого романсового наследия Танеева так же, как и его композиторская биография берёт своё начало в те времена, когда Сергей Иванович ещё учился в консерватории. Сочинение вокальных миниатюр всегда было у композитора в приоритете, и поэтому их созданием он занимался на протяжении всего творческого пути. Замкнутый по своей натуре, именно в этом жанре он смог раскрыть все тайны своей потаённой души, своего внутреннего мира. Любовная лирика, философские размышления, психологические или красочные природные пейзажи - всё это нашло отражение в камерно - вокальном творчестве, которое нередко называют лирическим дневником композитора.

Точно проследить хронологию появления романсов Танеева довольно сложно. Например, среди первых сочинений, написанных во время обучения в консерватории, было обнаружено два романса: «Летняя ночь» на слова Н. Грекова и «Изменой слуга паладина убил» на слова В. Жуковского. Две первые изданные вокальные миниатюры: «Венеция ночью» сл. А. Фета и «Серенада» сл. А.К. увидели свет в конце девяностых годов позапрошлого века и были обозначены композитором как сочинение № 9. Следующие десять романсов, изданные в 1905 году как опус № 17, смысловой связи между собой не имеют. В этот период Танеев энергично подыскивал «своих» авторов, поэтому в сборник вошли произведения, написанные на стихи разных поэтов: П.Б. Шелли (пер. К. Д. Бальмонта), Л. Стеккетти (пер. Эллиса), А.К. Толстого, А.А. Фета, Н. Некрасова, Н.Ф. Щербина. В данных сочинениях Сергея Ивановича ещё заметно влияние других композиторов, например П.И. Чайковского, но, тем не менее, в них уже прослеживаются черты характерные именно для вокальной лирики Танеева.

Очередной сборник романсов, напечатанный через три года в 1908 году под названием «Иммортели», автор уже называл композицией, однако, как и предыдущий альбом, он не отвечал всем требованиям цикла, хотя кое-какое единение в нём присутствовало.  Все миниатюры были написаны на стихи европейских поэтов Т. Мура, Данте, М. Метерлинка, Ш. Бодлера, С. Прюдома, Ж. Роденбаха, Ж. Эредиа, Ш. д'Ориаса, Ф. Ницше в переводе поэта-символиста Эллиса. И несмотря на то, что все романсы композитор расположил по принципу контраста, здесь явно прослеживается линия плавного перехода от лирических к драматическим образам. «Иммортели», который Танеев написал за две недели, считается одним из лучших его вокальных альбомов. Вошедшие в него вокальные миниатюры сегодня являются  наивысшим достижением не только танеевской вокальной лирики, но и всего периода русской музыки, во время которого творил композитор.

Всё последующее камерно-вокальное творчество Танеева связано только с единственным поэтом, с которым композитор был знаком очень близко – Яковом Петровичем Полонским. 1910 год был горестным в жизни Сергея Ивановича: из жизни ушла его няня, Пелагея Васильевна Чижова, очень дорогой для композитора человек. Тяжело переживая утрату, на стихи Полонского он написал четыре романса: «В годину утраты», «Ангел», «Мой ум подавлен был тоской» и «Зимний путь». Этот альбом, напечатанный под номером 32, действительно являлся циклом, так как все произведения по содержанию и эмоциональной окраске были тесно связаны.

Последние, 33-й и 34-й опусы камерных вокальных произведений композитора вышли из печати в 1911 и 1912 годах. Вместе они включали в себя двенадцать произведений разных образных сфер: от любовной лирики («Поцелуй») и картин природы («Ночь в Крыму») до острых социальных сюжетов («Узник»).

 

Интересные факты

  • Сборник романсов, которому композитор дал название «Иммортели» был посвящён младшей сестре выдающихся музыкантов Антона и Николая Рубинштейнов Софии Григорьевне. Она была замечательной камерной певицей и педагогом по вокалу, работающим в Народной консерватории, одним из инициаторов открытия которой был С.И. Танеев.
  • Немногие знают, что Сергей Иванович очень хорошо владел искусственным языком эсперанто и только на нём он делал записи в своём личном дневнике. Помимо этого, на эсперанто композитор написал несколько романсов, которые были потеряны. Однако группа энтузиастов не теряет надежды их найти, обращаясь с просьбой к родственникам знакомых и учеников Танеева не только в России, но и за рубежом пересмотреть семейные архивы, тем самым оказать помощь в поиске утраченных произведений.
  • У Танеева был свой, довольно сложный способ написания музыкальных произведений, который многие его знакомые считали слишком "мудрёным", на сочинение своих творений он тратил очень много времени. Тем не менее, по свидетельству знакомых композитора, порой воодушевившись, Сергей Иванович мог написать вокальную миниатюру всего за двадцать минут. Так случилось с романсом на стихи Ф. Тютчева «О, не тревожь меня укорой справедливой...», который Танеев сочинил и тут же сыграл, находясь в Ясной Поляне, в гостях у четы Толстых. Кроме этого на создание знаменитой вокальной миниатюры «Когда, кружась, осенние листы» у композитора ушло всего тридцать минут.
  • Сергей Иванович не только с большим предпочтением относился к работе в камерно – вокальном жанре, но так же рассматривал её как лабораторию для своего творчества. Так, мелодия романса «Люди спят» была использована композитором в побочной партии симфонии № 2.
  • Танеев был очень требователен к своим произведениям и отдавал их в издательство, когда считал, что они заслуживают не разового исполнения, а долгой концертной жизни. Из известных сегодня пятидесяти пяти романсов сорок были напечатаны при жизни композитора и только пятнадцать после его смерти.

 

Содержание

По своему содержанию романсы Танеева весьма разнообразны. Одни его произведения наполнены возвышенной любовной лирикой или философскими размышлениями. В иных композитор красочно рисует пейзажи природы или отображает весь спектр человеческих чувств: от ликующей радости до безутешной печали. Помимо этого, Сергея Ивановича нередко привлекали поэтические произведения, носящие остросоциальный, гражданский характер. Однако на какую-бы тему не был написан романс, в каждом сочинении слышится настоящее мастерство композитора, которое неподвластно времени. Вот, например, некоторые из его произведений:

  • «В дымке - невидимке» - один из сравнительно ранних романсов композитора, в основу которого легло являющееся образцом светлой лирики стихотворение А. Фета. Здесь поэтический текст рисует романтическую картину: душевные переживания героини на фоне ночного весеннего цветущего сада освящённого молодой луной. Лирическое настроение романса создаёт красивая мелодическая линия, которую поддерживает плавно нисходящие размеренные мотивы аккомпанемента. Однако вокал и сопровождение между собой тесно связаны, так как в фортепианной партии непрерывно появляются напевы, имитирующие солирующую партию.

«В дымке - невидимке» (слушать)

  • «Люди спят» - эту вокальную миниатюру Танеева сочинил на стихи А. Фета в семидесятых годах позапрошлого столетия. В нём открыто звучит признание в большой любви, а помогает этому выразительная мелодия вокала, воедино объединённая с партией аккомпанемента, красиво обогащённого мелодическими подголосками.

«Люди спят» (слушать)

  • «Менуэт» - в романсовом творчестве это произведение считается высшим художественным достижением композитора, его даже называют программной инструментальной пьесой с партией вокала. Литературной основой композиции послужило поэтическое произведение Ш. д’Ориаса в переводе Эллиса, которое Танеев очень искусно поместил в рамки сложной трёхчастной формы. В романсе две весьма контрастные темы. Если первая часть, восхваляющая изящный танец «Менуэт», по фактуре изящна и легка, то средняя часть, в аккомпанемент которой композитор включил преображённый мотив революционной песни, звучит драматично и даже угрожающе. Затем тема менуэта возвращается вновь, но она уже не достаточно устойчиво, а в последнем проведении окончательно утрачивает свой танцевальный характер.
  • «Когда, кружась, осенние листы» – элегия на слова Л. Стеккетти в переводе Эллиса. Композитор украсил проникнутый настроением грусти поэтический текст, красивой чувственной мелодией, которая поддерживается несложным арпеджированным аккомпанементом.

«Когда, кружась, осенние листы» (слушать)

  • «Сталактиты»– этот романс Танеев написал на слова французского поэта С. Прюдома (перевод Эллиса). Скорбная элегия, в которой печальные человеческие переживания сравниваются с явлением природы. Уже с первых тактов вступления возникает живописный образ размеренно ниспадающих капель, и известковые сталактиты сопоставляются с человеческим горем: слёз уже нет, но сердце продолжает болеть от душевных ран. Поскольку стихотворение делится на четыре строфы, Танеев также поделил свою композицию, привнося изменения в каждый раздел, например: модуляция в другую тональность или полифонизация фактуры.
  • «Бьется сердце беспокойное» - романс, написанный на слова великого русского поэта А. Некрасова, является образцом вокальной лирики, который стоит в одном ряду с самыми популярными произведениями данного жанра. Уже с самого вступления аккомпанирующая партия напористым пульсирующим ритмом создаёт темпераментный характер композиции. Пылкий склад произведения подчёркивает его выразительная вокальная партия, мелодическая линия которой поддерживает страстность волнительной речи.

«Бьется сердце беспокойное» (слушать)

  • «Маска» - поэтический текст этой композиции сочинил замечательный русский поэт Яков Полонский. Танеев, чтобы более выразительно передать светлое сокровенное чувство, о котором говорится в стихотворении, написал его в жанре вальса. Кроме того главную тему танца он использовал в качестве рефрена формы рондо, в которой сочинил это произведения.
  • «Зимний путь» - ещё одно из многих произведений, в котором Сергей Иванович обращается к творчеству Якова Полянского. Композитора привлекла одна из укоренившихся в классическом русском искусстве тематика. Покрытые снегом нескончаемые просторы, вызывающие у путника тоскливые чувства, которые в дремотном состоянии порождают различного рода воспоминания. Танеев в этом романсе отдал предпочтение трёхчастной форме, где первом и последнем разделах обрисовывается картина зимнего пейзажа, бегущая тройка и монотонно звенящий колокольчик. Средняя часть состоит из нескольких разных эпизодов, которые воскрешают у путника воспоминания из детства.

 

 

Выдающийся русский композитор Сергей Иванович Танеев внёс огромный вклад в развитие русской музыкальной культуры и оставил для потомков творческое наследие, в котором романсы занимают весьма достойное место.  Большая часть вокальных миниатюр композитора сегодня продолжают свою жизнь на сценах концертных залов и входят в репертуар многих знаменитых российских вокалистов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Романс Танеева