Сонаты для фортепиано Шуберта

 

Сонаты для фортепиано Шуберта

Франц Шуберт - известный австрийский композитор, являющийся основоположником романтизма в музыке. Главное место в его творческой карьере заняли песенные мотивы, которые ранее считались второстепенным жанром. Его музыка удивительным образом отражает мироощущение людей той эпохи. Лирика Шуберта, несмотря на свою тонкость и изящество, удивительно проста и понятна для слушателя. Напряженность, трепетность, эмоциональная глубина произведений музыканта прекрасно сочетается с душевным равновесием.

 

История создания

Принцип создания легендарных шубертовских сонат был воссоздан по уцелевшим черновикам. Сонаты писались в две ступени – начальный вариант и итоговая версия.

Сонаты Ля минор, Ре мажор и Соль мажор, созданные в период 1825–1826 гг., доказали, что музыкант идеально разбирается в сонатном принципе. В произведениях маэстро смог соединить танцевальную и песенную форму с классическими музыкальными приемами.  В трех последних сонатах Шуберт представил танцевально-песенные части в высокопарном духовном виде. Эмоциональная составляющая поздних опусов стала намного богаче и насыщеннее, чем в его ранних работах.  В последней сонате си-бемоль мажор ярко чувствуется, что автор как следует поработал над тематикой и формой цикла.

К сожалению, из большого количества фортепианных циклов при жизни Шуберта было напечатано только три. Творения композитора по глубине и смыслу уступают разве что сонатам Бетховена. Шесть сонат, которые Шуберт написал в юности, популярны они только в узких кругах, остальные же известны во всем мире.

Многие музыкальные критики XIX века высоко оценили мастерство композитора, однако, шубертовские сонаты долгое время были заброшены. Только в следующем столетии слушателя заинтересовало творчество музыканта, чему поспособствовало исполнение сонат популярными пианистами. В дальнейшем заинтересованность к фортепианным произведениям Шуберта росла день ото дня, а в конце XX века они стали классикой репертуара и часто исполнялись на концертах.

 

Фортепианное творчество

Фортепьянные пьесы, состоящие из импровизаций, по праву считаются величайшими творениями композитора. Хотя Шуберт так и не приблизился к концертному пианизму, он всю жизнь пылал страстью к сочинениям для фортепиано. Его фортепьянную музыку сравнивают с бесконечной и неповторимой импровизацией.

На неповторимый музыкальный стиль композитора большое влияние оказали работы Бетховена, чешская школа и бытовые танцевальные мотивы из Вены. Но главную роль в фортепьянном творчестве композитора сыграла лирическая песня и правила песенности в целом.

Шуберт всегда старался демократизировать музыку, ярким примером этого является вальс. За свою карьеру Шуберт написал около 250 вальсов, каждый из которых является признанной камерной миниатюрой. Шубертовские вальсы - это истинные лирические поэмы с неподражаемой и пленительной мелодией, которые при этом не лишены простоты и непосредственности.

До Шуберта ни один великий композитор не уделял столько сил и внимания четырёхручной фортепианной литературе. Потрясающие клавирные дуэты сочинял Моцарт, но именно Шуберт создал жанр, который прекрасно подходил для семейного непрофессионального исполнения.

Фа-минорная фантазия композитора, которую он написал незадолго до смерти, возносит творчество Франца на новый уровень. Она безусловно является лучшей фортепианной фантазией музыканта. Композиция включает в себя четыре части, очень похожие на последовательность разделов сонатно-симфонического цикла.

Композитор подбирал для своих творений непривычные неординарные названия, которые полностью отражали идею автора. Музыкальные моменты произведений очень разнообразны: от умиротворенной лирики до трагических мелодий.

 

Интересные факты

  • Композитор создавал по 5-8 сочинений в день. Многие критики до сих пор недоумевают, как он находил столько времени для работы.
  • Шуберт начал сочинять фортепианные сонаты с 1815 г. 15 из них были закончены полностью и получили широкую известность в музыкальном мире.
  • Франц родился в небогатой семье школьного учителя. Его родители обожали музыку и часто устраивали тематические вечера, поэтому с самого детства мальчика учили игре на музыкальных инструментах.
  • Произведения композитора отличались от классической фортепианной музыки XIX века, поэтому они долгое время были не имели особую популярность и даже были забыты.
  • В 1928 году, после 100 лет со дня смерти музыканта, пианист Артур Шнабель исполнил на концерте практически все его фортепианные творения. Гениальный русский музыкант Сергей Рахманинов в этом же году сделал заявление, что ранее не был знаком с работами Шуберта.
  • Композитор был очень робким, застенчивым и непритязательным человеком, не умел просить о помощи и не желал унижаться перед влиятельными лицами. Именно поэтому из-за материальных трудностей гений часто не имел возможности издавать свои шедевры.
  • Шуберт оставил после смерти множество неизданных произведений (мессы, симфонии, оперы и прочее). Многие рукописи долгое время находились у его родственников, друзей и издателей.
  • Гениальный композитор при жизни бы вынужден жить в ограниченных средствах, хотя с 13 лет писал невероятное количество музыкальных произведений.
  • У Шуберта была интересная привычка подписывать на нотах дату начала написания сочинения и дату окончания работы над ним.
  • За свою 32-летнюю жизнь мужчина так и не женился. В 1814 году он сделал предложение Терезе Гром, которая пела в церковном хоре. Однако, мать девушки была против небогатого жениха, и помолвка была разорвана.
  • Известность пришла к Шуберту только в 1821 году. Тогда композитор был желанным гостем на встречах Бидермейеровской Вены, где он пел и играл на фортепиано.
  • В год смерти композитора друзья смогли организовать для него единственный при жизни сольный концерт. Выступление имело большой успех, и Франц был невероятно счастлив.
  • Музыкант имел невысокий рост и плотное телосложение, страдал близорукость. При этом он был невероятно обаятельным, застенчивым и добрым человеком. Нежный цвет лица и волнистые каштановые локоны делали мужчину особенно привлекательным.
  • Шуберт одним из первых стал использовать фортепианные дуэты и смог привнести в этот бытовой жанр характерные художественные элементы.

 

Величайшее достижение композитора – три последние сонаты

В последние годы своей жизни Шуберт усердно трудился над тремя потрясающими сонатами, которые даже объединяют в трилогию. Первые эскизы были написаны композитором в середине 1828 года. Наброски состоят из разных элементов, которые беспорядочно разбросано на одном листе. Это говорит о том, что два финальных сочинения создавались одновременно. Прощальную сонату автор закончил в конце сентября, уже через пару дней она была исполнена на концерте в Вене.

В то же время Шуберт написал издателю Пробсту письмо с просьбой опубликовать свежие творения. Однако, мужчина проигнорировал эту просьбу, а 19 ноября композитор умирает от кишечной инфекции, так и не дождавшись публикации сонат. Через год брат гения продает рукописи другому издательству, но опубликованы они будут только спустя десятилетие, в 1839 году.

По признанию Шуберта, он мечтал посвятить свои работы композитору и пианисту Иоганну Гуммелю (ученик Моцарта), которым искренне восхищался.  Но сонаты были выпущены Антоном Диабелли, когда Гуммеля уже не было в живых, поэтому издатель посвятил сонаты Шуману, который не раз восхвалял талант композитора. Интересно, что Шуману сонаты не понравились, он посчитал их излишне простыми и абсолютно несовременными. Впрочем, это не помешало ему восторгаться их звучанием, передающим тончайшие чувства. Брамс и Рубинштейн также были очарованы мелодичностью сонат.

В последнем творении Шуберта – Сонате Си бемоль мажор четко видны три основные идеи: молитва, песня и игра, которые свойственны для всего фортепианного творчества композитора. Начальные мелодии сонаты воистину удивительны, абсолютно просты и легко запоминаются. Песня словно живет внутри слушателя, освящая его душу теплым светом. Она похожи на молитвы, которые наполнены благодарностью к Господу, при этом через всю их благодать проглядывается трагизм, словно обратная сторона добра.

Главные партии выражают абсолютно другие эмоции, автор словно осознал масштаб вселенской скорби, которая живет в каждом человеке. Большинство критиков считают, что таким образом Франц пытался передать печаль от своей болезни, которая непоколебимо вела его в мир иной.

В самом конце мелодия звучит так светло и ослепительно, что ее можно сравнить с появившимся из-за туч солнцем. Этот прием называют знаменитой шубертовской игрой, которая заключается в дивном юморе и детской наивности музыки. Удивительно, что в теме финала зашифрованы знаки музыканта: S (es – ми-бемоль), с – до, h – си (три начальные буквы его фамилии).  Монограмма выступает как фирменная печать, которой композитор обозначает свое творение.

Работая над последними сонатами Шуберт уже знал, что его в скором времени ждет смерть. Ужасные ожидания оправдались – мужчина скончался спустя пару месяцев после окончания последней работы. Благодаря своим последним величайшим произведениям Шуберт стал уважаемым представителем мировой музыкальной классики, наряду с другими гениальными композиторами.

 

Шуберт создал фантастические фортепианные циклы, которые не могут оставить равнодушным ни одного слушателя. Его сонаты абсолютно не похожи на сонаты Бетховена, в которых главенствует напряжение между частями. Произведения Шуберта отличаются непрерывным движением вперед, все внимание композитора сосредоточено на индивидуальных элементах, а не на цельной архитектурной форме.

Фортепианные сонаты композитора отличаются невероятным богатством образов. Каждый цикл отличается от другого, и в каждом из них присутствуют вдохновляющие поэтичные эпизоды.  Композитор открыл слушателю мир великолепных лирических тем, которые наполняют душу светом и невероятными эмоциями.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Фортепианную сонату Шуберта