Эннио Морриконе

 

Эннио Морриконе

«Лучшая музыка в кино - это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша». Это слова композитора, мелодии которого становились едва ли не популярнее культовых картин, где они звучали. Эннио Морриконе, ремесленник и гений, доказавший, что музыка в кино – не вспомогательный инструмент, а полноправный главный герой.

 

Краткая биография

Римлянин Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года. Его отец был известным джазовым трубачом, мама занималась воспитанием пятерых детей. У Эннио не было сомнений в своем предназначении, в 6 лет он начал сочинять музыку, а в 13 - стал студентом консерватории Санта-Чечилия. В первую очередь он учился игре на трубе, с 16 лет заменив отца в ансамбле, но параллельно изучал и композицию. Уже в студенчестве Морриконе начал подрабатывать композитором в театре и аранжировщиком на студиях звукозаписи, радио и телевидении. Его по праву называют отцом современной аранжировки. Благодаря своему трудолюбию Эннио закончил консерваторию как трубач, инструменталист и композитор, отдав учебе 12 лет. Музыку к своему первому фильму, «Смерть друга» он написал в 31 год. Первая известность пришла к нему в период работы над картинами Серджио Леоне.

В 1956 году композитор женился на Марии Травия, которая написала тексты ко многим его песням. У пары родилось четверо детей. Несмотря на то, что Морриконе на протяжении всей своей карьеры являлся крупнейшим автором музыки к фильмам двух континентов, ему катастрофически не везло с получением крупнейших международных кинематографических наград. Ему присудили 1 из 5 возможных «Грэмми», 3 из 9 возможных «Золотых глобусов». Свой первый «Оскар» он получил в 2008 году за вклад в киноискусство, после 5 безуспешных номинаций. А единственный соревновательный «Оскар» Морриконе дождался только на 88 году жизни – за картину «Омерзительная восьмерка».

В 2005 году Морриконе стал Великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», главной награды страны, а 4 годами позже - кавалером французского Ордена Почетного легиона. Несмотря на тесные творческие связи с Голливудом, композитор работает исключительно в родном Риме и не говорит по-английски.

 подпись Эннио Морриконе

Интересные факты

  • Серджио Леоне снял всего 7 фильмов, в 6 из которых звучит музыка Морриконе. Не менее предан композитору и Джузеппе Торнаторе, пригласивший его сотрудничать в 12 из 14 своих фильмов. По общему количеству картин лидирует тандем маэстро с Мауро Болоньини, выпустивший 16 фильмов.
  • Д. Торнаторе сказал о Морриконе: «Он не просто великий кинокомпозитор. Он великий композитор».
  • Маэстро написал новую песню «Ancora Qui» для фильма Тарантино «Джанго освобожденный». Но после того как услышал обработку своей музыки в финальной версии песни, заявил, что впредь никогда не будет работать с режиссером. Однако, увидев сценарий «Омерзительной восьмерки», передумал, поскольку Тарантино дал ему полную свободу творчества. Композитор сознательно написал музыку, отличную по стилю от его предыдущих работ в этом жанре, поскольку история показалась ему больше приключениями, нежели классическим вестерном. Морриконе работал в сжатые сроки – вся музыка была создана за месяц, несколько композиций были взяты из материалов, не использованных в процессе работы над хоррором «Нечто» (1992).
  • Несмотря на то, что Леоне был одноклассником Морриконе, он пришел заказывать музыку прежде всего к композитору, а не к старому знакомому. Тем более что тот даже не узнал его при первой встрече.
  • Когда в кинотеатрах начали демонстрироваться первые трейлеры «Неприкасаемых», музыка к ним была взята из фильма «Миссия», так как саундтрек еще не был готов.
  • В творческом багаже композитора два фильма, оригинальное название которых «1900»: «Двадцатый век» Бертолуччи и «Легенда о пианисте» Торнаторе.
  • Несмотря на творческую профессию и множество суеверий, в отношении своего дела Морриконе абсолютный прагматик. Он считает, что причины его феноменальной работоспособности – это мастерство и сосредоточенность, а не вдохновение и талант, на которые уповают многие его коллеги. За годы напряженного труда маэстро выработал четкий распорядок дня, который педантично соблюдает. Он рано встает, занимается гимнастикой и гуляет, вовремя ложится спать. Его рабочий день длится более 10 часов!
  • По признанию маэстро, ничто так не стимулирует к творчеству, как сжатые сроки сдачи проекта. Свои лучшие мелодии он написал именно в условиях стремительно наступающего дедлайна. А музыка, над которой он мог работать месяцами, получалась весьма посредственной.
  • Визитная карточка композитора – использование женского голоса в качестве инструмента. Широко известны его приемы по введению в партитуру печатной машинки, жестяных банок, свистка, различных звуков и шумов. В начале вестерна «Однажды на Диком Западе» 20 минут никто из героев ничего не говорит. Звуковое сопровождение этой длинной сцены – также работа Эннио Морриконе.
  • Песни композитора исполняли: Мина, Питер Тевис, Луиджи Тенко, Альберто Лионелло, Мильва, Тони дель Монако, Энрико Пианори, Барбара Балдассарре, Джанни Моранди, Хелен Меррил, Селин Дион.
  • В нескольких фильмах Эннио Морриконе работал с соавторами. Так, в картине «Битва за Алжир» им стал режиссер, Джилло Понтекорво – больше номинально, но таковы были требования контракта. Два творца долго не могли сработаться. Режиссера не устраивало ничего из сочиненного композитором. Близилась ответственная дата премьеры на Венецианском кинофестивале, а полная версия саундтрека все еще не была написана. Однажды вечером Понтекорво пришли в голову несколько нот, он пропел их Морриконе и тот написал на их основе одну из главных мелодий этого фильма.
  • Моррриконе сочиняет не за роялем, а за столом – просто обдумывает идею, а затем записывает ноты.
  • Многочисленные отказы композитора работать с американской киноиндустрией в первой половине 80-х связаны с тем, что ему мало платили. Морриконе признавался, что слишком скромен для того, чтобы просить повышения гонорара, который в Америке у него был самый низкий из возможных. Только после выхода картины «Миссия» (1986) он стал одним из самых высокооплачиваемых композиторов мира.
  • Несмотря на свой принцип – дирижировать только собственными сочинениями, композитор снялся в фильме Д. Торнаторе «У них все хорошо» в качестве дирижера оркестра, исполняющего «Травиату» Верди.
  • В 2015 году европейский тур маэстро в 12 странах собрал 150 000 зрителей. На большинстве из 20 концертов был полный аншлаг.
  • Морриконе – крайне суеверен. Он считает несчастливыми фиолетовый цвет и 17 число, особенно, если оно выпадает на пятницу.

 

 

 

Творческое портфолио

творчество Морриконе

Перечислять фильмы Морриконе – все равно что приводить список звезд на небе – их более 500. Даже сам маэстро признается, что многих уже не помнит. Стартовал Морриконе как кинокомпозитор в конце 50-х, но уже к 1970 году число его фильмов перевалило за сотню. Среди них особняком стоят «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе» и другие картины С. Леоне, которые невозможно представить без музыки Морриконе. Они были знакомы с детских лет, и Леоне, в нарушение привычной практики, просил написать музыку к фильму до начала съемок. Он знал, что мелодии Морриконе настроят артистов на нужные эмоции, поэтому часто включал их на съемочной площадке. Впоследствии по такой же схеме композитор будет сотрудничать с Джузеппе Торнаторе. В 1964 году выходит первая работа с Бернардо Бертолуччи «Перед революцией», в 1966 – с Пьером Паоло Пазолини («Птицы большие и малые»).

Следующее десятилетие принесло сотворчество с такими режиссерами, как Дарио Ардженто («Кошка о девяти хвостах»), Терренс Малик («Дни жатвы»), братья Тавиани («Аллонзанфан», «Поляна»). Музыкой Морриконе заинтересовался и французский кинематограф: в 1974 году закончен фильм Робера Энрико «Секрет», в 1975 – «Страх над городом» Анри Вернёя, в 1980 – «Банкирша» Франсиса Жиро.

Расцвет карьеры Морриконе пришелся на 80-е. «Миссия» Ролана Жоффе, «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы, «Профессионал» Жоржа Лотнера, «Нечто» Джона Карпентера, «Однажды в Америке» Серджио Леоне, «Неукротимый» Романа Полански, «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе, «Свяжи меня» Педро Альмодовара, «Гамлет» Франко Дзеффирелли. Особняком стоит культовый телесериал «Спрут», к работе над которым маэстро подключился со второго сезона, сочинив для него потрясающие мелодии – передающие и накал криминальных страстей, и лирику личных драм с фирменным женским вокализом. Несмотря на столь яркие работы, это был и период сокращения количества фильмов. Морриконе стал больше внимания уделять концертной музыке и дирижерской деятельности. Всего им написано более 100 различных оркестровых произведений, в том числе для таких солирующих инструментов, как клавесин, тимпан, маримба, магнитная лента.

90-е – «голливудское десятилетие» композитора, в которое появились «Багси» и «Разоблачение» Барри Левинсона, «На линии огня» Вольфганга Петерсена, «Волк» Майка Николса, «Поворот» Оливера Стоуна, «Лолита» Эдриана Лайна, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе.

В новом столетии Эннио Морриконе поработал и над российским фильмом – драмой Владимира Хотиненко «72 метра». Для него это был не первый опыт сотрудничества с кинематографистами нашей страны. В 1969 году он принимал участие в создании совместного итало-советского фильма «Красная палатка», где писал саундтрек для международной версии картины (советская вышла в ином монтаже и с музыкой А. Зацепина). Маэстро пишет музыку к подавляющему большинству новых фильмов Д. Торнаторе – «Незнакомка», «Баария», «Лучшее предложение», «Двое во вселенной». Сотрудничество с Квентином Тарантино в работе над «Омерзительной восьмеркой» не было гладким из-за творческих разногласий, однако именно этот фильм принес маэстро большинство официальных наград, включая «Оскар» и «Золотой глобус», а также стал новым обращением к жанру вестерн после 40-летнего перерыва. Для Тарантино «Омерзительная восьмерка» стала первой картиной с оригинальным саундтреком, до нее он использовал только ранее написанную музыку, в том числе и самого Морриконе.

С 2001 года маэстро ведет активную концертную деятельность, дирижируя своими произведениями. За это время было дано более 100 концертов на 5 континентах. В 2015 году в рамках концертного тура Морриконе посещал и Россию.

 

 

Лучшая музыка Эннио Морриконе

Лучшая музыка Эннио Морриконе

  1. Chi mai…, «Профессионал». Если бы Эннио Морриконе не написал ничего, кроме «Chi mai…», он все равно вошел бы в историю как величайший мелодист 20 века. Маэстро не раз использовал в своих фильмах музыку к менее удачным и известным предшественникам. Этот случай не стал исключением – мелодия «Chi mai…» была написана им десятью годами ранее для фильма «Маддалена». В «Профессионале» она появилась благодаря Жан-Полю Бельмондо, услышавшего ее по радио и убедившего всю творческую группу фильма включить ее в саундтрек.

«Chi mai» (слушать)

  1. Il buono, il brutto, il cattivo, «Плохой, хороший, злой». Все гениальное – действительно просто. Созданная на основе двух нот мелодия попадает в слушателя с первого знакомства за счет своей заразительности и необычных инструментов – окарины, сопрано-флейты и человеческого голоса. Сингл с этой темой, выпущенный в 1967 году, занял 2 место в чате Billboard Hot 100.

«Плохой, хороший, злой» (слушать)

  1. Cockeye's Song, «Однажды в Америке». Скорбь и потеря, свет и надежда - незабываемая мелодия, сыгранная на пан-флейте.

«Cockeye's Song» (слушать)

  1. Le Vent, Le Cri, «Профессионал». Мелодия начальных титров, из-за которой можно даже не перейти к просмотру фильма, прослушивая ее снова и снова.

«Le Vent, Le Cri» (слушать)

  1. La morale, «Спрут». В дебютном сезоне сериала над музыкой работал известный композитор Риц Ортолани. Но именно с приходом Морриконе «Спрут» обрел свое мелодическое лицо. Миллионы зрителей в разных странах мира к экрану приковывала не только лихо закрученная интрига, но и харизматичная заглавная тема.

 

 

В это сложно поверить, но в 2017 году 89-летний Морриконе выступает в концертном туре «60 лет музыки», посвященном юбилею его творческой деятельности. Композитор сам стоит за дирижерским пультом, управляя большим симфоническим оркестром и хором общей численностью более 200 человек! Маэстро полон сил и творческих планов, а это значит, что нас ожидают новые музыкальные впечатления, которыми вот уже более полувека он щедро одаривает весь мир.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Эннио Морриконе