Я вижу звук, я слышу цвет

 

цвет звука

«…музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ»

Н.А. Римский-Корсаков

Мир искусства полон загадок и необычных явлений, которые будоражат умы многих исследований. Одна из них – это способность видеть звуки.

 

От звука к смыслу

Еще в Древней Индии мудрецы говорили о неразрывной связи музыки и цвета, это же подтверждал и Аристотель, утверждая, что соотношение звуков подобно музыкальным звучаниям. Пифагорейцы также принимали во внимание эту взаимосвязь, у них цвета спектра приравнивались к семи тонам, этим же вопросом интересовался Ньютон. В XVII веке монах Л. Кастель задумал сконструировать цветовой клавесин, немного позднее эту же идею подхватил русский композитор А. Скрябин.

Исследованием звука занимался немецкий физик Эрнест Хладни. Ему принадлежит немало открытий в области физики и акустики.  Он с помощью научных экспериментов с фигурами Хладни на поверхности колеблющейся пластинки доказал взаимосвязь этих двух понятий и показал, как можно увидеть музыку.

Еще один деятель, который занимался изучением этого вопроса -  филолог А.П. Журавлев. Который активно занимался вопросом взаимосвязи цвета и звука в стихах и доказал, что звуки действительно могут выдавать образы. Так, он пришел к выводу, что гласные звуки в стихах символизируют собой цвет. Этим же в свое время интересовался французский языковед К. Нироп и А. Рембо.

 

 

Музыка – цвет

Мы же рассмотрим подробнее уникальное явление -  цветной слух, его следует отличать от простого образного мышления. Это достаточно редкое проявление синестезии – синопсия. Известно, что этим даром были наделены Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, Б.В. Афанасьев, О. Мессиан и М. Кенер. Исследования этого феномена проводились как в СССР, так и за рубежом. Так, например, французский психолог, изучавший этот вопрос выделяет три версии происхождения цветного слуха: эмбриологическую, физиологическую и психологическую.

Интересно, что люди, наделенные синопсией способны видеть таким образом не каждую тональность и не каждый звук, причем у каждого из них это свой, индивидуальный цвет. Например, А.Н. Скрябин видел тональности До мажор, Фа мажор и Соль мажор, как красный и оранжево-розовый, остальные же цвета он вывел по квинтовому кругу. У Н.А. Римского-Корсакова эти же тональности представляли белый, ярко-зеленый и светло-коричневый цвет. Б. Асафьев описывает тональность Соль мажор, как изумруд газонов после дождя. Ми мажор, наоборот, представлен у всех в одинаковых синих оттенках.

Пытаясь донести до слушателей свое видение звуков, А. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей», в партитуре которой отдельной строчкой вписана световая строка. А композиции Н.А. Римского-Корсакова часто называют «звуковой живописью». Так, для картин моря в своих операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» он использует тональность Ми мажор. В «Снегурочке» главную героиню сопровождает также эта тональность, которая затем изменяется на более «теплую» Ре бемоль мажор в сцене таяния.

 

Развитие цветного слуха

Развитием цветовых ассоциаций в свое время занимался музыковед В.Б. Брайнин. Он даже разработал свою систему, посвященную этим взаимосвязям и успешно практиковал ее. Безусловно, цветной слух, как уже отмечалось, достаточно редкое явление, оставляющее до сих пор открытым некоторые вопросы.  Гораздо проще развить образные ассоциации, возникающие при прослушивании тех или иных композиций. Причем у каждого из нас это восприятие будет сугубо индивидуально.

 

 

 

Слушайте классику, посещайте концерты симфонической музыки и как знать, возможно и для вас удивительный мир звуков заблистает своими, яркими красками.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: