Джакомо Пуччини

 

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум. Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто, великолепным мелодистом и в то же время – обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка и действие должны быть единым целым.

 

Краткая биография

Лукка – средний по размеру тосканский город. Таким он был и в 1858 году, когда в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини 22 декабря родился сын. Мальчик получил имя Джакомо. Когда ему было пять, скончался отец, оставив беременную восьмым ребенком жену Альбину, шесть дочерей и Джакомо сиротами. Брат Альбины, Фортунато Маджи, занимал должность органиста и руководителя капеллы, а также преподавал в музыкальном лицее. Он стал первым учителем Джакомо. В 10 лет мальчик пел в церковном хоре и играл на органе. В 1876 году случилось событие, перевернувшее его представление о собственном будущем. С парой друзей они пешком проделали путь почти в 40 километров от Лукки до Пизы и обратно, чтобы услышать вердиевскую «Аиду». С этого момента Джакомо понял, что его призвание – музыкальный театр, опера.

В 1880 году Пуччини принимают в Миланскую консерваторию. Оплачивает обучение Николао Черу, его двоюродный дядя, который взял на себя заботу об их семье. В Милане Джакомо знакомится с нотным издателем Джулио Рикорди, который с тех пор публикует почти все его работы. Через полтора месяца после долгожданного успеха его первой оперы из дома приходит печальная новость – от рака скончалась мать композитора. В декабре 1886 года у Джакомо родился сын Антонио. Его мать, Эмилия Бонтури, была супругой торговца из Лукки, от которого уже имела дочь и сына. Уходя от мужа, Эмилия забрала с собой дочь Фоску, а мальчика оставила отцу.

Пару с младенцем приютила сестра Пуччини. Но обстановка в Лукке накалялась: незаконная связь с замужней женщиной вызвала скандал на весь город. Даже дядя Черу потребовал вернуть деньги, вложенные в консерваторское обучение. Как назло, следующая опера Пуччини провалилась. Годы скитаний по арендованным квартирам закончились только в 1891, когда композитор снял виллу в Торре дель Лаго, которую впоследствии выкупил. А в 1893 после грандиозного успеха «Манон Леско» семья Пуччини перестала нуждаться и смогла себе позволить дорогие покупки. Например, автомобили, которые композитор страстно любил. После смерти мужа Эльвиры стала возможной законная регистрация ее брака с Пуччини, состоявшаяся в январе 1904 года.

На рубеже веков Джакомо Пуччини стал самым популярным композитором в мире, чьи оперы шли на 4 континентах. Маэстро побывал на их постановках в Египте и Великобритании, США и Аргентине, Уругвае и Венгрии. 1909 год ознаменовался неожиданным трагическим событием: покончила с собой Дория Манфреди, горничная семьи Пуччини. Причиной этого поступка стали подозрения Эльвиры о связи супруга с этой девушкой. Экспертиза установила, что Дория не состояла в отношениях с мужчинами. Родители девушки подали в суд на Эльвиру. Пуччини потребовалось немало сил и денег, чтобы замять скандал.

В 1921 году композитор переехал на только что построенную виллу в Виареджо, а два года спустя у него обнаружились первые симптомы опухоли горла. В ноябре 1924 Пуччини в сопровождении сына отправился в Брюссель, чтобы получить новейшую антираковую терапию. Операция длилась три с половиной часа, последующие дни маэстро почти не мог разговаривать, он читал журналы и иногда что-то писал. 29 ноября Пуччини внезапно упал в обморок и в 11.30, не приходя в сознание, скончался.

 

Интересные факты:

  • Город Лукка подарил миру еще двух заметных музыкантов: Луиджи Боккерини и Альфредо Каталани. Под впечатлением от произведений Боккерини Моцарт написал несколько своих произведений. Его Менуэт и сегодня является одной из самых исполняемых классических мелодий. Каталани преподавал в миланской консерватории. Самая известная его опера - «Валли».
  • Своей самой любимой оперой Пуччини считал «Мадам Баттерфляй», второй сердечной привязанностью – «Манон Леско».
  • Пуччини – третий по исполняемости оперный композитор в мире, после Верди и Моцарта. Самая популярное его произведение – «Богема» (4-я по частоте исполнения опера). В мировые топ-10 также входят «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» (5-6 место).
  • Чем же закончилось творческое противостояние двух «Богем»? Премьера творения Леонкавалло состоялась через год после пуччиниевского. В чем принципиальные отличия этих произведений? Опера Леонкавалло решена в традициях веризма, имеет в своей основе драматургию конфликта, острые и страстные диалоги. Пуччини, напротив, сделал упор на лиризм и романтизм богемного образа жизни. Принимали работу Леонкавалло более чем хорошо, она выдержала несколько постановок. Однако слова Пуччини оказались пророческими: публика сделала свой выбор в пользу его оперы. А сочинение Леонкавалло уже спустя двадцать лет после его создания почти не появлялось на сцене.
  • По описанию современников, Эльвира Бонтури была привлекательной женщиной, но имела сложный характер: строгий, скептический, с частыми приступами депрессии. Пуччини был мягче и оптимистичнее. Его считали красавцем: высокий, широкоплечий с приятным негромким голосом и всегда элегантно одетый.
  • Своих любимых героинь Пуччини назвал «маленькими влюбленными женщинами». Все они оказываются жертвами собственных чувств, которые приводят их к трагической гибели. Это Манон Леско, Мими, Чио-Чио-Сан, Сестра Анжелика и Лиу.
  • Критики окрестили «Ласточку» «Травиатой для бедных». Довольно меткое определение. И не только из-за того, что премьера давалась в стесненных обстоятельствах военных дней. Очевидно, что любовная история героев базируется на том же конфликте, который является основой вердиевской оперы.
  • В Торре дель Лаго с 1930 года проводится ежегодный Фестиваль Пуччини. В 2008 году на берегу озера Массачукколи открылся театр под открытым небом на 3400 мест.

 

Годы творчества

В 17 лет Джакомо принимает окончательное решение, что его призвание – опера. Наверное, именно поэтому у него так немного сочинений иных жанров. Некоторые из них он даже использовал в своих операх. Например, проба пера в духовной музыке через много лет нашла свое место в качестве кантаты, исполняемой главной героиней во втором акте «Тоски». Мелодия знаменитейшего вальса Мюзетты также была сочинена в юности.

В 1883 году нотный издатель Сонзоньо объявил конкурс среди молодых композиторов на лучшую одноактную оперу. Пуччини представил партитуру «Виллис». Однако, по слухам, жюри ее даже не рассмотрело, якобы из-за непонятного почерка автора. По иным слухам, эту ситуацию спровоцировал другой нотный издатель – Джулио Рикорди, который не хотел отдавать конкуренту столь перспективного молодого композитора. Так или иначе, проигрыш в конкурсе нисколько не помешал «Виллисам» в мае 1884 года увидеть огни рампы миланского театра Даль Верде.

За успешным дебютом последовал заказ на новую оперу от издательского дома Рикорди. Но ее создание изначально было сопряжено с проблемами: потеря матери и рождение ребенка, скандальная связь с замужней женщиной, постоянные проблемы с деньгами. Прибавим к этому невнятное либретто, которое не давало композитору никакого вдохновения. Премьерный «Эдгар» 1889 года в Ла Скала был встречен и публикой, и критикой весьма прохладно. Музыкальные способности Пуччини не подвергались сомнению, но несуразный сюжет и неоправданные после «Вилисс» ожидания разочаровали многих. Спектакль прошел только трижды. С этого момента и до 1905 года композитор вносил различные изменения в «Эдгара». А выкинутые отрывки экономно использовал в своих будущих работах.

Удрученный таким результатом, Пуччини решил писать оперу на сюжет, который бы действительно волновал его. Таким сюжетом стал роман «Манон Леско». Рикорди скептически отнесся к этой идее, ведь в те годы мир уже завоевывала «Манон» французского композитора Жюля Массне, представленная пятью годами ранее. Маэстро этот факт не только не останавливал, а даже подзадоривал. «Массне написал «Манон» как француз – с пудрой и менуэтами. Я же напишу как итальянец – с отчаянием и страстью». Работа началась в конце 1889 года. Первоначально автором либретто стал Руджеро Леонкавалло, но его вариант Пуччини не устроил. Следующая пара либреттистов сделала историю слишком похожей на версию Массне. И только Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза окончательно оформили многострадальное либретто. Премьера состоялась в Турине 1 февраля 1893 года. Это был грандиозный успех: артисты выходили на поклоны более 13 раз! А Пуччини провозгласили единственным наследником великого Верди. Сотрудничество с тандемом Джакоза – Иллика продолжилось и в трех следующих операх.

Пуччини узнал о романе Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» от Леонкавалло, который предложил ему написать оперу на этот сюжет и себя – в качестве либреттиста. Но в тот момент маэстро был занят с "Манон Леско". Леонкавалло стал писать «Богему» сам. Тем временем и Пуччини познакомился с этой историей, начав над ней работать с дуэтом своих либреттистов. Буквально сразу об этом узнал и Леонкавалло. В миланской прессе начался ожесточенный спор между двумя композиторами, приведший к охлаждению былой дружбы. В одном из интервью Пуччини мудро заметил, что их рассудит публика. Работа над оперой шла нервно, композитор чуть не рассорился с авторами либретто – слишком много переделок он требовал. И даже сам написал стихи к некоторым номерам. Премьера состоялась в 1896 году, опять 1 февраля и опять в Турине. За дирижерским пультом стоял Артуро Тосканини. Однако магия даты и места не помогла «Богеме» повторить успех своей предшественницы. Публике опера понравилась, но отзывы критики были достаточно сдержанными.

Театральная Европа рукоплескала Саре Бернар, блиставшей в роли Флории Тоски – героини одноименной пьесы, написанной для нее Викторьеном Сарду. Сюжет был настолько увлекающим и драматичным, что им заинтересовался даже Верди. Пуччини же лично встретился с драматургом, чтобы договориться об эксклюзивном праве на создание оперы по его пьесе. Скрупулезная работа велась в течении 1898-99 годов. Музыка в «Тоске» настолько тесно связана с драмой, что действующие лица почти все время в диалогах, а заглавная героиня имеет лишь одну арию. Эта история позволила композитору выразить, как он их называл, «нероновы инстинкты», например, в изображении пыток и необузданных сексуальных страстей. 14 января 1900 года в римском театре Костанци дебютировала «Тоска». И вновь реакция публики и критики разделилась: оперу называли слишком натуралистичной.

Следующую работу Пуччини ждал главный театр Италии – Ла Скала. Премьера «Мадам Баттерфляй» 17 февраля 1904 года стала самым оглушительным провалом в жизни маэстро. Его причиной была не гениальная музыка, а банальные вещи: происки конкурентов (издателем Сонзоньо была подкуплена оперная клака, которая просто «забукала» поклоны), и полуторачасовой второй акт, оказавшийся слишком длинным и утомительным для миланской публики. Пуччини снял оперу с репертуара и принялся за переделку. Этому решению мы обязаны появлением одной из лучших сцен в искусстве, когда Баттерфляй всю ночь ждет Пинкертона. Опера стала трехактовой и с успехом пережила свою вторую премьеру в Брешии 28 мая того же года.

В январе 1907 Пуччини отправился в Нью-Йорк на постановку «Мадам Баттерфляй» в Метрополитен опера. В один из вечеров он посетил спектакль по пьесе Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада», который его потряс. Он загорелся идеей оперы на этот сюжет, и Рикорди получил у драматурга право на ее создание. Композитор с присущей ему тщательностью работал с Карло Дзангарини над либретто, затем приступил к написанию музыки, но история с Дорией Манфреди надолго прервала его работу. Премьера в Метрополитан опера прошла 10 декабря 1910 года с поистине американским размахом. Дирижировал Артуро Тосканини, одну из главных партий исполнял Энрико Карузо. Была организована небывалая рекламная компания. Впервые европейский композитор такого уровня давал премьеру не в одном из театров своей страны, а на другом континенте, там, где и происходит действие оперы. Пуччини совместил традиции итальянского исполнения с народной американской мелодикой, что не могло не подкупить нью-йоркскую публику.

После США «Девушку с Запада» начали ставить европейские театры. Приехав готовить венскую премьеру, Пуччини получает предложение от руководителей известного Карл-Театра за солидное вознаграждение попробовать свои силы в оперетте. Но этот, на первый взгляд, легкий жанр маэстро не поддался. Он начал работать с итальянским либреттистом Джузеппе Адами над переделкой «Ласточки» в оперу. Работа затянулась из-за Первой мировой войны. Спектакль состоялся 27 марта 1917 года на нейтральной территории – в Монте-Карло. Через несколько месяцев опера прозвучала в Италии. Пуччини несколько раз пытался ее отредактировать, но наибольшее признание все равно получила первоначальная версия.

Еще в 1910 году композитор задумал написать несколько одноактных опер, перекликающихся с трилогией Данте: ужасы, мистика и фарс. Так родился «Триптих», первая опера которого, «Плащ», была человеческим адом, «Сестра Анжелика» - чистилищем, а «Джанни Скикки» - раем. Премьера всех трех опер состоялась 14 декабря 1918 года и впервые – без присутствия маэстро. В условиях военных действий он счел благоразумным не совершать трансатлантическое путешествие. На дебютном спектакле наибольшую славу снискал «Плащ», однако с течением времени лидером «Триптиха» стал «Джанни Скикки».

В 1920 году Джузеппе Адами и Ренато Симоне посоветовали маэстро обратить внимание на пьесу Карло Гоцци «Турандот». Пуччини невероятно зажегся этой историей – ничего похожего он еще не писал. Уже к осени 1920 был готов полный сценарный план оперы. Однако работа шла с переменным успехом: периоды энтузиазма и вдохновения чередовались с периодами упадка сил и депрессии. Тем не менее к весне 1924 года опера была написана и полностью оркестрована вплоть до арии Лиу. Далее перед композитором встала проблема, над решением которой он размышлял вплоть до последнего дня своей жизни. Как закончить оперу, чтобы счастливый финал был правдоподобен даже после самопожертвования Лиу во имя любви? Пуччини оставил наброски и черновики последнего дуэта Калафа и Турандот. По ним его друг Франко Альфано дописал оперу. Однако на ее первом исполнении в Ла Скала 25 апреля 1926 года Тосканини положил дирижерскую палочку после арии Лиу и, обратившись к публике, сообщил, что именно в этом месте «смерть вырвала перо из рук маэстро». Только второй спектакль исполнялся с финалом, созданным Альфано.

 

Музыка Пуччини в кино

Неординарная судьба выдающегося музыканта послужила основой нескольких биографических фильмов, созданных в разное время. Все они называются «Пуччини». Картина 1953 года с Габриэлем Ферцетти в заглавной роли рисует скорее издевательский, нежели правдоподобный образ композитора. Сценарий сильно исказил обстоятельства жизни и личность маэстро. В 1973 году вышел 5-серийный итальянский телефильм (Пуччини – Альберто Лионелло), а в 1984 - английский телефильм, в фокусе внимания которого скандальная история с Дорией Манфреди (в заглавной роли Роберт Стивенс).

К 150-летию композитора был показан двухсерийный телефильм, где роль маэстро исполнил Алессио Бони. Фильм снят в 2008 году в сотрудничестве с музеем Пуччини в Лукке. Он представляет собой ретроспективу важнейших событий в судьбе композитора и подробности последних месяцев его жизни. Пуччини предстает обаятельным, жизнерадостным, эмоциональным, искренним и великодушным – таким, каким описывали его многие современники.

В 2008 году фильм «Пуччини и девушка» принес немалое беспокойство семье композитора. В основе сюжета – также обстоятельства смерти его горничной. В картине представлена версия, что Пуччини (Риккардо Моретти) имел роман с кузиной Доры, Джулией. Фильм получил и реальное продолжение – внучка Джулии, Нина Манфреди, потребовала провести генетическую экспертизу, которая могла бы установить, что великий композитор является ее дедом. Картина участвовала в Венецианском кинофестивале.

 

Невероятная драматическая мощь и великолепные мелодии сделали музыку Пуччини непременным спутником киноискусства. Среди самых известных фильмов, где можно ее услышать:

  • «Искупление»
  • «Римские приключения»
  • «007: Квант милосердия»
  • «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
  • «Вкус жизни»

 

Лучшие экранизации опер:

«Тоска», 2011, спектакль Ковент-Гарден с Анжелой Георгиу и Йонасом Кауфманом.

«Богема», 2008, фильм с Анной Нетребко и Роландо Вильясоном.

«Мадам Баттерфляй», 1995, фильм с Юнг Хуан и Ричардом Трокселлом.

«Тоска», 1992, фильм, снятый в реальных местах действия оперы, с Кэтрин Мальфитано и Пласидо Доминго.

«Турандот», 1987, спектакль Метрополитан опера с Эвой Мартон и Пласидо Доминго.

«Тоска», 1956, фильм с Франкой Дюваль (поет Мария Канилья) и Франко Корелли.

 

 

Начать карьеру в тени Верди, Вагнера, набирающих силу веристов и, не примкнув ни к одному из течений, проложить свой уникальный творческий путь был способен только истинный гений. Джакомо Пуччини – композитор, с уходом которого закончилась история итальянской оперы. Искусства, основанного на лирике, широкой мелодике и красоте человеческого голоса. И так символично, что эта история осталась незавершенной, как и его «Турандот».

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть фильм о Джакомо Пуччини