Франсис Пуленк

 

Франсис Пуленк

«Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели»,- так говорили современники о творчестве французского композитора Франсиса Пуленка, который более известен в истории музыки, как член знаменитого объединения «Шестёрка». Самый молодой из его участников с непосредственным и самобытным талантом, обладающий невероятным обаянием, добротой, искренностью и тонким чувством юмора, он снискал к себе такое уважение и авторитет, что очень многие из творческих личностей искали с ним дружбы. Многогранное творчество композитора, впитавшее в себя всё лучшее не только из классической, но и современной музыки, в сочетании с чарующей силой природного мелодического дара, обеспечило успех музыке Франсиса Пуленка на долгие времена не только во Франции, но и во всём мире.

 

Краткая биография

Франсис Жан Марсель – такое имя получил мальчик, появившийся на свет в самом центре Парижа 7 января 1899 года в семье богатого французского фабриканта Эмиля Пуленка. Ребёнок рос в атмосфере большого почитания искусства. Его мать, которую звали Жанни, прекрасно владела фортепиано и старалась привить своим детям вкус и любовь к музыке. Дома часто в её исполнении звучали произведения великих классиков: Моцарта, Бетховена, Шопена, Шуберта и Грига. Кроме этого, значимое влияние на формирование будущего композитора оказал театр, который маленький Франсис начал посещать уже с семилетнего возраста. Весьма яркие впечатления мальчик получал от спектаклей в «Опера-комик». Своё музыкальное образование Франсис начал в восемь лет, а поскольку игра на фортепиано ему доставляла большое удовольствие, он каждую свою свободную минуту проводил за инструментом. Юный музыкант отдавал предпочтение чтению новых произведений с листа, но вскоре у него возникло желание попробовать самому что-нибудь сочинить. В 1910 году семья Пуленк из-за наводнения вынуждена была на время покинуть Париж и переехать в Фонтенбло. Там юный музыкант в ненасытной жажде познания новых произведений приобрёл по случаю «Зимний путь» Ф. Шуберта - вокальный цикл, сыгравший ключевую роль в решении Франсиса стать музыкантом.

Однако желания молодого человека никак не совпадали с намерениями его отца, определившего юношу в один из лучших парижских лицеев для получения степени бакалавра. Мальчик с большим трудом осиливал обучение, так как особого интереса к предметам, преподаваемым в учебном заведении, не проявлял, но зато каждую свободную минуту проводил за фортепиано и в 16 лет окончательно поставил перед собой цель: посвятить всю свою жизнь музыке. Изначально Пуленку весьма повезло: с ним согласился заниматься выдающийся пианист-виртуоз Рикардо Виньес, оказавший большое влияние на становление будущего композитора. Педагог развил в своём ученике не только исполнительское мастерство, но и помог в его композиторских начинаниях, а также познакомил с Эриком Сати и Жоржем Ориком, в дальнейшем ставшими очень близкими друзьями Франсиса.

 

Опалённая юность и начало творческого пути

Летом 1914 началась Первая мировая война. Фронт постоянно приходилось пополнять новыми силами, не избежал военной участи и семнадцатилетний Пуленк, которого мобилизовали в 1916 году. Поначалу он оставался в Париже, затем был откомандирован в окрестности Венсена, в противовоздушное соединение, которое впоследствии было переведено на остров Сен-Мартен. Даже здесь Франциск, не забывая про своё любимое занятие,  нашёл старенькое фортепиано, которое помогло ему сочинить «Непрерывные движения», сонату в четыре руки, а несколько позже  - «Три пасторали». Примерно к этому же времени относится появление « Негритянской рапсодии» - произведения для баритона, которое впервые с успехом было исполнено в конце 1917 года. И на следующий день после премьеры весь музыкальный Париж говорил о вновь появившемся молодом талантливом композиторе. С лета 1919 года до осени 1921 года Пуленк проходил службу в министерстве авиации, которое располагалось в столице. Находясь в Париже он активно участвовал в концертах, в которых звучали произведения молодых композиторов, поддерживаемых Э. Соти, ставшего в культурной среде того времени необычайно популярным. После одного из таких концертов было провозглашено рождение знаменитой « Шестёрки», в которую вошли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Жорж Орик и Франсис Пуленк. Это объединение стали воспринимать как независимое эстетическое содружество, представляющее новое модное течение. Всё время активно сочиняющий Пуленк  к 1920 году был автором трехцветной сюиты и пяти экспромтов, а в 1921 году он пишет десять фортепианных пьес под названием «Прогулки» и комедию-буфф «Непонятный жандарм». В это же время, после демобилизации из армии, Франсис решает серьёзно заняться совершенствованием теоретических познаний в области гармонии и контрапункта для чего обращается к лучшему в Париже педагогу по композиции Шарлю Кёклену, чьи уроки очень помогли в шлифовании композиторского мастерства Пуленка.

В 1923 году композитор получает заказ от театрального деятеля С.П. Дягилева для труппы «Русских сезонов» написать балет «Лани», в музыке которого уже явно прослеживались творческая индивидуальность и стиль Пуленка. Премьера спектакля с успехом прошла в Монте-Карло в начале января 1924 года, а почти через полгода и в Париже. Примерно к этому же творческому периоду композитора относятся «Песни» на стихи французского поэта XVI века Пьера де Ронсара, «Весёлые песни» на стихи анонимных авторов XVII века, «Трио для фортепиано, гобоя и фагота», «Пастораль», «Две фортепианные новеллетты», «Клавесинный» и «Сельский» концерты, написанные для известной клавесинистки Ванды Ландовской». Чуть позже из-под пера Пуленка по заказу поэтессы Анны де Ноай выходит балет «Утренняя звезда», а также светская кантата «Бал-маскарад».

 

Вновь война

В середине 30-х годов, когда над Европой нависла фашистская угроза, во Франции борцы - антифашисты создали «Народный фронт», а передовая художественная интеллигенция объединилась в организацию под названием «Народная музыкальная федерация». Франсиск Пуленк не вступил ни в одну из партий, тем не менее, произведения композитора этого периода такие как «Засуха», Концерт для органа», «Литании к Черной Рокамадурской богоматери» и «Месса» наполнены особым драматизмом. Наступила осень 1939 года, Англия и Франция в ответ на нападение гитлеровских войск на Польшу, объявили войну Германии. По этой причине Франсиса Пуленка вновь призвали в армию, где он служил до июня 1940 года, пока не было провозглашено перемирие, по условиям которого немцы оккупировали всю Францию. Демобилизовавшись, композитор до осени гостил у своих кузин в Бордо, работая там над новыми произведениями: виолончельной сонатой и серией детских фортепианных пьесок «История слонёнка Бабара». В октябре он вернулся в свой загородный дом в местечке Нуазей и взялся за сочинение одноактного балета «Примерные животные», в основу сюжета которого были положены басни Жана Лафонтена. Премьера спектакля состоялась в августе 1942 года в театре Парижской национальной оперы.

Летом 1943 года, после совершённого паломничества к святилищам средневекового городка Рокамадура, Пуленк поселился в городе Больё-сюр-Дордонь, там ему в голову прищла мысль написать протестное оккупационному режиму произведение - кантату «Человеческий лик», потом нелегально его издать, тем самым преподнести французам подарок ко дню Освобождения от немецких захватчиков. Весной 1944 года композитор возвращается в свой дом Нуазей, где начинает работу над оперой-буфф «Груди Тирезия» по безудержно - весёлому произведению французского поэта - авангардиста Гийома Аполлинера. Оперу приняли к постановке в Национальный театр комической оперы в 1945 году, однако премьера состоялась лишь через два года. Творческая активность Пуленка с середины 40-х годов не ослабевает, из-под его пера выходит одно произведение за другим, среди них: вокальный цикл «Каллиграммы» (стихи Г. Аполлинера) и произведение для хора а капелла «Четыре маленькие молитвы Франциску Ассизскому».

 

Гастроли в США

Осенью 1948 года Франсис вместе с вокальным баритоном Пьером Бернаком отправляется в своё первое концертное турне по Соединённым Штатам Америки, где музыка Пуленка исполнялась часто и поэтому была довольно популярна. Гастроли длились два месяца, охватывая многие города страны. Композитору посчастливилось выступить в знаменитом нью-йорском «Карнеги-холл», там вместе с Бостонским симфоническим оркестром он исполнил свой «Сельский концерт». Поездка в Америку оставила у Пуленка очень много впечатлений. Здесь он встретился с подругой своей молодости Вандой Ландовской, познакомился и послушал игру выдающегося пианиста Владимира Горовица, пообщался с Игорем Стравинским, которого считал совершенным гением. Вернувшись в Париж в январе 1949 года, композитор сразу же приступил к сочинению фортепианного концерта, заказ на который он получил от дирекции Бостонского симфонического оркестра. Премьерное исполнение этого произведения состоялось в Бостоне в начале 1950 года во время повторных гастролей по США.

 

Последний этап творческого пути

В пятидесятые годы Пуленк одного за другим теряет своих лучших друзей, из-за этого его творческая направленность ощутимо меняется: композитор углубляется в философские размышления и человеческие переживания. Примером этому может служить произведение «Stabat mater», которое Франсис посвятил памяти своего друга - талантливого художника Кристиана Берара. В 1953 году, после очередного гастрольного путешествия по США, Канаде, а затем Италии, Пуленк приступает к работе над оперой «Диалоги кармелиток» в основу сюжета которой легло одноимённое произведение французского писателя Жоржа Бернаноса. Премьера спектакля с большим триумфом прошла в миланском театре «Ла Скала» в конце января 1957 года. В последние годы своего жизненного пути Франсис продолжает всё так же интенсивно работать. Самым значимым его произведением этого периода является моно - опера «Человеческий голос», написанная по пьесе Жанна Както - великое творение, в котором композитор реалистично отобразил всю трагедию человеческих чувств. В начале 1963 года, вернувшись домой, после очередного концертного тура по Голландии, Франсис позвонил друзьям и сообщил, что не может с ними встретиться, так как немного приболел. Это случилось утром 30 января, а днём того же дня композитора не стало – у него внезапно остановилось сердце.

 

 

Интересные факты

  • Свой самый первый музыкальный инструмент - маленькое игрушечное пианино - Франсис получил в подарок двухлетнем возрасте. Ещё не совсем хорошо умея говорить, мальчик называл его «моё до, ре, ми», раскладывал красочные рекламные проспекты магазинов и объяснял всем, что это ноты по которым он играет.
  • Мать Франциска, будучи хорошей пианисткой, понемногу начала заниматься музыкой с мальчиком, когда тому исполнилось четыре года. Какими-то особенными способности ребёнка назвать было нельзя, но в пять лет он уже кое-что мог сыграть на инструменте.
  • Воспитываясь на произведениях великих композиторов, которые постоянно звучали в исполнении матери Франциска, особые чувства мальчик испытывал, слушая музыку В.А. Моцарта, и эти впечатления из детства сохранились у Пуленка на всю жизнь.
  • Однажды в юношеском возрасте, отдыхая в летние месяцы с родителями в загородном доме недалеко от Парижа, Пуленк случайно встретил Дариуса Мийо. Франциск попросил автограф у известного уже в то время композитора, но получил отказ. Через несколько лет они стали добрыми друзьями и участниками знаменитого творческого объединения «Шести».
  • Пуленк не учился ни в одном специальном музыкальном учебном заведении. Всё его образование складывалось из частных уроков, которые он брал по фортепиано, а затем и по композиции.
  • «Негритянская рапсодия», написанная восемнадцатилетним Пуленком, была с успехом исполнена на одном из вечеров творческой интеллигенции. Окрылённый общественным признанием, Франсис принял решение серьёзно заняться композиторской практикой. Для пополнения теоретических знаний он обратился к Полю Антуау Видалю, известному композитору и дирижёру. Видаль, посмотрев первые такты «Негритянской рапсодии», очень сильно возмутился, обругал молодого человека и прогнал прочь.
  • В 1922 году по просьбе одного американского знакомого Пуленк должен был написать хоровое произведение для студентов Гарвардского университета. Композитор с радостью принявший заказ, с усердием взялся за его исполнение, выбрав для этого тексты вакхических гимнов 17 века. Когда сочинение, которое Франсис назвал «Застольными песнями», было закончено, Пуленк отправил его в Америку, с нетерпением дожидаясь ответа. И какое же было разочарование автора, когда он получил послание, в котором говорилось, что, к большому сожалению, произведение не может быть исполнено, так как в нём воспеваются алкогольные напитки, в то время запрещенные в Соединённых Штатах. «Застольные песни» были впервые исполнены только через 28 лет в 1950 году.
  • Франсиск Пуленк очень гордился дружбой с Сергеем Прокофьевым. Они очень любили играть в бридж и шахматы, а перед выступлениями Прокофьева всегда вместе репетировали на двух роялях: проигрывали фортепианные концерты от начала и до конца (Пуленк исполнял на инструменте оркестровую партию). Для каждого из них такое музицирование было весьма ценным: Прокофьев повторял концертное произведение, а Пуленк приобщался к творениям композитора, которого очень ценил.
  • В 1944 году Франсиск Пуленк вместе с певцом Пьером Бернаком путешествуя по оккупированной немцами Бельгии, в конце одного из концертов исполнили произведение композитора, в котором прозвучали слова о страданиях народа Франции. Публика, прослушав песню, демонстративно встала, а присутствующие на выступлении немецкие офицеры не поняли текст и этому эпизоду никакого особого значения не придали. К большому счастью на концерте не было гестаповцев, иначе у музыкантов были бы очень большие проблемы.
  • Франсиск Пуленк никогда не скрывал и не стыдился своей нетрадиционной ориентации. Однако у него были отношения не только с мужчинами, но и с женщинами, например, от романа с Фредерикой Лебедефф у него в 1946 году родилась дочь Мари - Анж, которая после смерти отца стала бенефициарным владельцем его имущества.

 

Творчество Франсиса Пуленка

Диалоги кармелиток

Творческую жизнь Франсиса Пуленка, которая длилась почти полвека, по сравнению с другими композиторами, можно назвать счастливой. Он не испытывал горестных разочарований из-за отказа издателей напечатать его произведения, а его сочинения долго не залеживались и почти сразу с успехом исполнялись. Пуленк оставил потомкам большое наследие, которое включает в себя более ста сорока произведений, написанных в разных жанрах. Это оперы, балеты, кантаты, вокальные циклы, концерты, фортепианные и камерно - вокальные сочинения. Его творчество очень многогранно и иногда представляется даже весьма противоречивым. Например, сравнивая оперы композитора: комедию-буффа «Груди Тирезия», трагическую поэму-мистерию «Диалоги кармелиток» и лирическую трагедию «Голос человеческий», нелегко поверить, что эти три популярных произведения написаны одним и тем же автором. Подлинными всемирноизвестными вокальными шедеврами композитора являются кантаты: «Лик человеческий», «Засуха» и «Бал-маскарад», а из духовной музыки: «Stabat Mater», мотеты и мессы. Помимо вокально-хоровой музыки, в которой Пуленк наиболее ярко выразил свой мелодический дар, композитор довольно много произведений сочинял для фортепиано – от маленьких пьесок до крупных концертов, а также в дуэте с такими инструментами, как виолончель, флейта, кларнет, валторна и фагот.

 

Музыка Пуленка в кино

Музыку Франсиса Пуленка часто можно услышать в кино. К некоторым фильмам, таким как:

«Миарка, девочка с медведем» (1937), «Поездка в Америку» (1951), «Симфония в белом» (1942), «Герцогиня Ланже» (1942) , композитор написал музыку специально. Кроме того, многие режиссёры используют отрывки произведений композитора, включая их в саундтреки к фильмам, например:

Фильм

Произведение

«Путешествие времени», 2016

месса «Gloria»

«Великая красота», 2013

«Три вечных движения»

«Город финального назначения», 2009

соната для скрипки и ф-но

«Голова в облаках», 2004

«Литания к черной Рокамадурской богоматери»

«Человеческий голос», 1990

«Человеческий голос»

«Рождённый огнём», 1987

соната для флейты

«Радостный шум», 1961

месса «Gloria»

 

Анализируя творчество Франсиса Пуленка, можно с уверенностью подтвердить, что он занял значимое место не только в истории французской, но и мировой музыки. В нынешнее время интерес к произведениям композитора постоянно возрастает не только со стороны профессионалов, но простых слушателей, которых до глубины души трогает эмоциональная, темпераментная, мелодичная музыка, колоритно отражающая национальную культуру Франции.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

 Видео: слушать Франсиса Пуленка