Клод Дебюсси

 

Клод Дебюсси

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания. Но напрямую он никого не копировал: самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже ощущается в первых же музыкальных опытах молодого Дебюсси и постепенно развивается в абсолютную уникальность.

 

 

Краткая биография

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра ее мужа. Именно в доме тети маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. Дома, в Париже, занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее учил играть сам Шопен, к тому же ее дочь была замужем за Верленом, и музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.

 

Годы учебы и первые эксперименты

Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения.

Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.

В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э.Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления. Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.

Получив в 1844 году Большую Римскую премию, Дебюсси был обязан отправиться в Рим, однако его совсем не устраивала такая перспектива. Нарушив обязательства, Клод является в поместье Медичи со значительным опозданием. Оттуда он высылает на суд комиссии симфонию «Зулейма» и сюиту «Весна» и получает на них весьма разгромную рецензию, в которой, тем не менее, есть один важный момент - впервые применительно к музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм». С окончанием Римского периода, не ставшего для Дебюсси ни полезным, ни плодотворным, он прекратил свое обучение.

 

Дебюсси и Россия

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.

Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера», что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.

В следующем году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе, на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились. Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин. Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк.

Осенью 1881 года семейство отправилось в Италию, и молодой маэстро, естественно, последовал за ними. Оттуда композитор вернулся в консерваторию. Но летом 1882 года фон Мекк вновь сделала вызов, пригласив Клода в свое недавно купленное имение в Подольской области. В этот раз в доме фон Мекк появился изысканный молодой человек, «типичный парижанин» с творческими амбициями, мгновенно ставший душой компании и центром притяжения. Из России Клод вместе с семьей фон Мекк совершил еще одно путешествие по Европе. Однако красиво расстаться до следующего лета у них так и не получилось.

 

Импрессионист или… символист?

В 80-е - 90-е годы наступает начальный этап творческого расцвета Клода Дебюсси. Это время отмечено серьезным увлечением символизмом – вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал перенимать. Его цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными музыке Дебюсси оказались также чувства мистического страха и мрачные мыслеощущения, присущие символистской поэтике. Созданные в те годы произведения близки другим, более предметным жанрам народного танца и песни, но в интерпретации Дебюсси они лишены своей природной дикости, и предстают перед нами в более изящном, утонченном виде.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.

Эти различные эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению. Некоторые представители французского и польского музыковедения считают его подлинным символистом. В числе таковых – В. Янкелевич и С. Яроциньский.

 

Непринятые шедевры раннего периода

В последние годы XIX века в творчестве Дебюсси процветают не только произведения для голоса с сопровождением, но и сочинения для фортепиано, камерных оркестров. Это струнные квартеты, сюиты, симфонии, наиболее значительная из которых – «Послеполуденный отдых фавна». Вдохновение для нее Дебюсси почерпнул в поэме Малларме, которая не отличается разнообразием действия, а лишь описывает грезы отдыхающего мифологического существа. «Фавн» стал первой партитурой, в которой утвердились принципы импрессионистского оркестрового письма. Эта симфоническая миниатюра первый раз была исполнена в 1894 году, но оглушительного успеха не вышло - слишком консервативно была настроена публика, критики; никто не был готов принять самобытные черты творчества Дебюсси.

В 1897-99 годах Клод создал симфонию «Ноктюрны» - еще одно фундаментальное импрессионистское произведение. В нем особенно проявилось его стремление к почти художественной красочности и яркости образов. Но к сожалению, и это творение осталось недооцененным современниками.

Истинной жемчужиной раннего периода работы Дебюсси стала опера «Пеллеас и Мелизанда» - сюжет, близкий «Тристану и Изольде», но в исполнении Метерлинка. Дебюсси признавался, что его привлекло отсутствие динамично меняющегося действия, глубокий психологизм переживаний героев, которые раскрываются даже больше не в прямой речи, а в мыслях. Здесь Клод поддался настроению Метерлинка и воссоздал подлинную мрачную атмосферу, в которой герои словно не верят в возможность собственного счастья, а лишь обреченно ждут трагической развязки. Но композитор все же смягчил пессимизм драмы, усилив лирическую линию. Однако премьера этого опуса, состоявшаяся в 1902 году, снова не нашла должного отклика в сердцах недовольной публики. Первые несколько спектаклей подвергались жесткой критике со стороны общественности, и только лишь некоторые крупные музыканты осмеливались говорить о гениальности этого произведения.

 

Дебюсси-критик

Первые годы XX века открыли для Дебюсси новую сферу деятельности: он становится известным музыкальным критиком. Несколько раз уходя и вновь возвращаясь на это поприще, Дебюсси в итоге в 1914 году написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на искусство, его источники, а также основные цели и задачи. Своим важнейшим принципом в создании произведений композитор считает объективность, а главным источником музыки - природу. Несомненно, именно музыку, композитор назвал главной среди искусств.

 

Последние годы

Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Кровавая Первая мировая война принесла в творчество композитора подчеркнутый патриотизм, и все произведения последних лет - исключительно о Франции и для нее. Одними из самых значимых произведений последних лет жизни Дебюсси стали «Детский уголок», «Ящик с игрушками» (оба посвящены дочери), а также 24 прелюдии, 12 этюдов, 6 «Античных эпиграфов» .

 Подпись Дебюсси

 

 

Интересные факты

  • Надежда фон Мекк была близко знакома с Петром Чайковским и состояла с ним в переписке. Нередко она упоминала в ней и Дебюсси, называя его сначала «пианистик» или «французик», а позже - уже «музикус» и «хороший партнер для игры в 4 руки».
  • Дебюсси очень сильно проникся творчеством русских композиторов. В 1891 году произошло его знакомство с аккомпаниатором Эриком Сати. Через 30 лет после знакомства Сати написал, что при их встрече Дебюсси был «пропитан» Мусоргским, «словно промокашка».
  • В молодости Дебюсси был сильно впечатлен произведением «Тристан и Изольда» и, в частности, оперой Вагнера на этот сюжет. Когда в уже более зрелом возрасте он с друзьями отправился на ее постановку, Клоду с усмешкой напомнили его увлечение Вагнером и отметили, что ему впору было бы стать подражателем великого композитора. На это Дебюсси ответил другу, что тот тоже не раз наслаждался и восхищался жареной курицей, однако почему-то даже не подумал кудахтать.
  • Композитор был довольно скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».
  • Дебюсси являлся знатным ловеласом – есть сведения, что со многими ученицами или их матерями у него были мимолетные романы. Двое из обиженных влюбленных в него девушек даже пытались покончить с собой.
  • Сам композитор тоже добился руки своей первой жены таким странным образом – написал записку, что убьет себя, если она ответит отказом.
  • Семейная жизнь с Розалией Тескье строилась почти в полной нищете: молодой жених прямо в день свадьбы давал урок музыки, чтобы получить оплату и накрыть хоть какой-то праздничный стол.
  • Дебюсси сочетал в себе две странные особенности, на первый взгляд, несовместимые друг с другом. С одной стороны, он отказывался покидать пределы дома, если прачка не принесла еще чистое белье. С другой, мог спокойно прогуливаться по своим делам в домашней обуви - от ходьбы у него часто болели ноги.
  • В 1908 году театр «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке предложил Дебюсси подписать договор на право премьерных постановок двух его опер на основе произведений Эдгара По с довольно странными и мистическими сюжетами. Композитор с иронией заметил, что эта сделка не будет удачной для театра, и, возможно, он не допишет свои произведения. Шутка оказалась пророчеством - Дебюсси умер, оставив незаконченным именно эти оперы.
  • Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, где в самом разгаре были бомбардировки. На похороны известного музыканта пришло всего около 50 человек, но до кладбища дошли не все.
  • Причиной смерти великого композитора стал рак прямой кишки. Страшная болезнь была диагностирована в 1909 году.
  • Некоторые исследователи творчества Дебюсси считают, что он создавал свои произведения на основе математических моделей, а в некоторых его сочинениях и вовсе находят последовательности Фибоначчи. Об этом очень подробно написал в своей книге «Дебюсси в пропорциях» шотландский музыковед Рой Ховат.
  • Имя Дебюсси носит небольшой горный хребет на Острове Александра I, один из кратеров Меркурия, а также одно из небесных тел (4492) в главном поясе астероидов.
  • Биографы композитора считают, что он был не просто знаком с выдающимися мистиками своего времени, но и сам был непосредственно связан с различными оккультными кружками и объединениями. В книге «Священная загадка» (М. Байджест и др.) вообще утверждается, что Дебюсси был одним из великих магистров «Сионской общины».

 

Личная жизнь

Мрачный и вздорный характер, которым обладал гениальный музыкант, нисколько не мешал ему добиваться расположения представительниц слабого пола. Композитор вел разгульный образ жизни, и верность никогда не была его сильной чертой.

Первой любовью Клода Дебюсси стала дочь фон Мекк Софья. Когда пианист проводил свои вторые каникулы в их семье, девушка стала проявлять к нему интерес. Но тогда и сама Соня была еще молода, и Клод не спешил обзаводиться романом. А в 1882 году чувства между молодыми влюбленными вспыхнули с новой, небывалой силой. Дебюсси был окрылен и, не ожидая подвоха, обратился к Надежде фон Мекк с просьбой отдать дочь за него замуж. Но строгая мать-аристократка оскорбилась и выставила Клода из своего дома, несмотря на угрозы 15-летней Сони покончить жизнь самоубийством. В 1913 году, во время своего визита в Россию, Дебюсси вновь встретил свою первую любовь, и воспоминания о юности наверняка подарили им несколько приятных минут.

Второй возлюбленной пылкого юноши стала Мари-Бланш Ванье (Васнье). Эта обаятельная и очень талантливая женщина настолько вскружила 18-летнему музыканту голову, что он не побоялся закрутить с ней роман даже несмотря на то, что она была замужем. Скрывать свою связь им удавалось очень хорошо – доверчивый супруг даже не подозревал, что творилось во время репетиций в зале, который он выделил в доме специально для музыкальных занятий любимой жены. Но эти отношения не имели никакой перспективы – Мари была значительно старше, к тому же вскоре Дебюсси был вынужден переехать в Рим. После получения Римской премии дороги Клода и Мари окончательно разошлись – мадам Ванье решила более не обманывать мужа.

Следующей «жертвой» легкомысленного музыканта стала очаровательная блондинка Габриэль Дюпон. Клод жил с ней на протяжении десяти лет, и все это время женщина усиленно трудилась, чтобы ее возлюбленный ни в чем не нуждался. Пока Габриэль работала не покладая рук, Дебюсси занимался сочинительством и соблазнением других представительниц прекрасного пола. Дюпон знала об изменах любимого, но предпочитала не замечать их. Она продолжала жить с ним под одной крышей даже тогда, когда он помолвился с известной певицей Терезой Роже. Но помолвка была расторгнута, а Дебюсси нашел утешение в объятиях подруги Габриэль Лили Тескье, которая в 1899 году стала его женой. Об этой женщине мало что известно, вероятно, она не оставила в судьбе Клода заметного следа, ведь брак продлился пять лет и распался. Второй супругой стала мадам Бардак, которая предварительно развелась со своим мужем-банкиром. Она родила Клоду дочь.

 

Фильмы о Дебюсси и его творчестве

  • «Посвящение Дебюсси» (1963)
  • «Дебюсси: фильм» (1965)
  • «Дебюсси, или Мадмуазель Шу-Шу» (1995)
  • «Эффект Дебюсси» (2008)

 

 

Музыка Дебюсси звучит в фильмах:

 Произведение  Фильм
 Арабеска №1  «Вечность» (2016)
 «Серенада кукле»  «368» (2011)
 «Девушка с волосами цвета льна»   «Дамы в лиловом» (2004)
 «Лидер» (1996)
 Сарабанда  «Золотая чаша» (2000)
 «Лунный свет»  «Кадр» (2014)
 «Судная ночь» (2013)
 «Византия» (2012)
 «Восстание планеты обезьян» (2011)
 «Сумерки» (2008, 2010)
 «Тринадцать друзей Оушена» (2007)
 «Сестры» (2006)
 «Псы-воины» (2002)

 

Судьба отмерила Дебюсси всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени хватило, что коренным образом изменить европейскую музыкальную историю. Творчество этого французского гения стало не только венцом большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым флагманом, который открыл дорогу новым парадигмам в искусстве XX и XXI столетий.

 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть фильм о Дебюсси