Жорж Бизе

 

Жорж Бизе

Как можно ещё охарактеризовать композитора, которого сам П.И. Чайковский назвал гениальным, а его произведение - оперу «Кармен» - настоящим шедевром, пропитанным неподдельным чувством и настоящим вдохновением. Жорж Бизе – выдающийся французский композитор, творивший в эпоху романтизма. Весь его творческий путь был тернист, да и жизнь – сплошная полоса препятствий. Однако, несмотря на все трудности и благодаря своему необыкновенному таланту, великий француз подарил миру уникальное произведение, ставшее одним из самых популярных в своём жанре и прославившее композитора на все времена.

 

Краткая биография

25 октября 1838 года в Париже на улице Тур д'Овернь в семье учителя пения Адольфа-Амана Бизе и его жены Эме на свет появился мальчик, которого любящие родители нарекли в честь трех великих императоров: Александр Сезар Леопольд. Впрочем, при крещении он получил простое французское имя Жорж, которое осталось с ним навсегда. Уже с первых дней жизни ребенок слушал много музыки – это были нежные колыбельные матери, а также учебные вокализы учеников отца. Когда малышу исполнилось четыре года, Эме стала обучать его нотной грамоте, а в пять лет усадила сына за рояль. В шесть лет Жоржа определили в школу, где любознательный ребёнок сильно пристрастился к чтению, а оно, по мнению матери, отвлекало мальчика от занятий музыкой, за которыми мальчик должен был просиживать часами.

Феноменальные музыкальные способности, которыми обладал Жорж, и усердные занятия дали свои плоды. После прослушивания, вызвавшее удивлённый восторг у профессоров Парижской консерватории, девятилетний ребёнок был зачислен вольнослушателем в престижное учебное заведение в класс знаменитого А. Мармонтеля. Обладающий живым характером, любопытный и эмоциональный ученик, который схватывал всё на лету, очень нравился профессору, работа с ним доставляла педагогу большое удовольствие. Но десятилетний мальчик делал успехи не только в игре на фортепиано. В конкурсе по сольфеджио, продемонстрировав феноменальный музыкальный слух и память, он заработал первую премию и удостоился получать бесплатные дополнительные уроки по инструменту и композиции у выдающегося П. Циммермана.

Консерваторское обучение Жоржа, как исполнителя, близилось к концу, и перед ним открывалась стезя концертирующего музыканта, хотя эта перспектива молодого человека совсем не интересовала. С тех пор, как с ним по композиции стал заниматься П. Циммерман, у юноши появилась новая мечта: сочинять музыку для театра. Поэтому закончив курс по фортепиано у А. Мормонтеля, Жорж сразу поступил в класс композиции Ф. Галеви, под руководством которого он много и увлечённо сочинял, пробуя себя в различных музыкальных жанрах. Кроме этого, Бизе с энтузиазмом занимался в классе органа у профессора Ф. Бенуа, где достиг значительных результатов, сначала завоевав вторую, а затем и первую премию Консерватории в исполнении на инструменте.

В 1856 году, по убедительному настоянию Ф. Голеви, Жорж принимает участие в конкурсе Академии Изящных Искусств. Первая, так называемая Римская премия, давала возможность юному таланту два года стажировки в итальянской и год в немецкой столицах. По окончании такой практики молодому автору предоставлялась право премьерной постановки одноактного театрального музыкального сочинения в одном из театров Франции. К сожалению, эта попытка оказалась не совсем удачной: первую премию в этот раз никому не присудили. Но удача молодому композитору сопутствовала в другом творческом состязании, которое объявил Жак Оффенбах. Для своего театра, располагавшегося на бульваре Монмартр, в целях рекламы он объявил конкурс на создание небольшого комедийного музыкального спектакля с ограниченным числом исполнителей. Победителю была обещана золотая медаль и премия в тысячу двести франков. «Доктор Миракль» - так называлась оперетта, представленная восемнадцатилетним композитором на суд уважаемого жюри. Решение комиссии: премию разделить между двумя конкурсантами, одним из которых был Жорж Бизе. Эта победа не только познакомила французскую публику с именем молодого композитора, но и открыла ему двери на знаменитые оффенбаховские «пятницы», куда приглашались только избранные творческие личности, и где он удостоился чести быть представленным самому Дж. Россини. Тем временем приближался очередной ежегодный конкурс Академии Искусств на соискание Римской премии, к которому Жорж усиленно готовился, сочиняя кантату «Кловис и Клотильда». На этот раз триумф – он стал обладателем первого приза по музыкальной композиции и вместе с другими пятью лауреатами 21 декабря 1857 года для совершенствования мастерства отправился в Вечный город.

 

Италия

В Италии Жорж  путешествовал по стране, восторгаясь красивой природой и произведениями изобразительного искусства, много читал, знакомился с интересными людьми. А Рим ему так полюбился, что он всячески стремился здесь задержаться, для чего даже написал письмо министру просвещения Франции с просьбой разрешить провести третий год не в Германии, а в Италии, на что получил положительный ответ. Это был период сложной стадии человеческого и творческого формирования молодого композитора, который Жорж впоследствии назвал самым счастливым и беззаботным в своей жизни. Для Бизе это были замечательные годы творческих исканий и первой любви. Однако юноше всё же пришлось уехать из Рима на два месяца раньше установленного срока, так как он получил письмо из Парижа с известием о болезни его горячо любимой мамы. По этой причине в конце сентября 1860 года Бизе вернулся в Париж.

 

Возвращение на родину

Родной город молодого человека не встретил радужно. Беззаботная юность Жоржа закончилась, и ему теперь необходимо было думать, как зарабатывать деньги на хлеб насущный. Начались серые будни, которые были заполнены скучной для него рутинной работой. Бизе подрабатывал частными уроками, а также, по заказу владельца известного парижского издательского дома А. Шудана, занимался переложением для фортепиано оркестровых партитур произведений известных композиторов и сочинением развлекательной музыки. Друзья советовали Жоржу заняться исполнительской деятельностью, ведь ещё в обучаясь в консерватории, он прослыл виртуозным музыкантом. Однако молодой человек понимал, что карьера пианиста может принести ему быстрый успех, но в то же время помешает осуществить мечту всей его жизни – стать оперным композитором.

Проблем у Бизе было много: необходимо было сдать оду-симфонию «Васка да Гама» - очередной второй отчёт в Академию Искусств и, кроме этого, ему, как Римскому лауреату, нужно было написать забавную одноактную оперу для театра «Опера-Комик». Либретто ему предоставили, но весёлые мелодии к «Гузла эмира», так назывался спектакль, совершенно не рождались. Да и как они могли появляться, когда самый любимый человек и лучший друг находился в тяжёлом состоянии. 8 сентября 1861 года мама Жоржа умерла. Одна невосполнимая потеря следовала за другой. Через полгода из жизни ушёл не просто учитель, а наставник и опора Бизе - Фроменталь Галеви. Подавленный потерей близких людей, Жорж, чтобы как-то отвлечься, ещё больше старался уйти в работу, но в результате получил нервное перенапряжение и упадок сил.

Весь 1863 год Бизе работал над новой оперой «Искатели жемчуга», а в 1864 году помогал отцу в строительстве жилья на лесном участке, приобретённым Адольфом-Аманом в Везине. Теперь у Жоржа появилась возможность каждое лето проводить на природе. Здесь он с большим воодушевлением сочинял «Ивана Грозного», а в 1866 году «Пертскую красавицу». В 1867 году Бизе предложили поработать музыкальным обозревателем в одном из парижских журналов. Он опубликовал статью под псевдонимом Гастон де Бетси, которую приняли поистине хорошо, но, к сожалению, она была первой и последней.

В это же время в личной жизни Жоржа происходят значительные перемены: он страстно влюбляется в дочь своего покойного учителя Ф. Галеви. Мать и ближайшие родственники Женевьевы были против такого союза, считая композитора недостойной партией для девушки, однако Бизе был довольно настойчив, и в результате 3 июня 1869 года молодые обвенчались. Жорж был необычайно счастлив, он всячески оберегал свою молодую жену, которая была младше его на двенадцать лет, и старался во всём ей угодить.

 

Опасные времена

Летом следующего года чета Бизе отправилась на четыре месяца в Барбизон – местечко очень популярное у людей искусства. Композитор намеревается здесь плодотворно поработать над «Клариссой Гарлоу», «Календалем», «Гризельдой», однако из-за начавшейся в июле Франко-прусской войны планам Жоржа не удалось осуществиться. Правительство объявило повсеместный призыв в Национальную гвардию. Не обошёл этой участи и Бизе, он даже прошёл военную подготовку, но как Римский стипендиат получил освобождение от воинской службы и уехал в Барбизон, чтобы забрать жену и вернуться в Париж, где 4 сентября вновь была провозглашена республика. Обстановка в столице осложнилась из-за осады пруссаков: в городе начался голод. Родственники предлагали Жоржу на время перебраться в Бордо, но он остался и по мере своих сил как мог помогал защитникам Парижа, патрулируя в городе и на крепостном валу.

Бизе с Женевьевой покинули город лишь после объявленной в январе 1871 года капитуляции и снятии блокады. Сначала они навестили родственников в Бордо, затем переехали в Компьен, а окончание смутных времён Парижской коммуны переждали в Визене. Вернувшись в столицу в начале июня, Бизе незамедлительно приступил к работе над своим новым сочинением - оперой «Джамиле», премьерный показ которой состоялся 22 мая 1872 года. А через две с половиной недели в жизни композитора произошло радостное событие – Женевьева подарила ему сына. Окрылённый таким счастьем, Жорж ещё больше углубился в работу и с удовольствием принял предложение насытить драматический спектакль А. Доде «Арлезианка» хорошей музыкой. Премьера постановки, к большому сожалению, провалилась, но менее чем через месяц сочинение Бизе к драме, которое он преобразовал в сюиту, исполненное на одном из концертов, имело ошеломляющий успех. Вскоре Жоржа вновь постигло разочарование: в конце октября 1873 года композитору сообщили, что здание Большой Оперы, где вскоре должна была состояться премьера его оперы «Сид», сгорело дотла и все спектакли переносятся в зал Вентадур, который к такой постановке не приспособлен. Однако через три месяца имя Бизе вновь было у всех на устах: первое, а затем и последующие исполнения его драматической увертюры «Отчизна» прошли с большим триумфом.

 

Последнее произведение композитора

Весь 1874 год композитор провёл за работой над произведением, которое ему посоветовали друзья. Уже с самого начала многое смущало Бизе: как на сцене театра Опера-Комик можно поставить оперу с трагическим финалом, а именно так заканчивалась новелла П. Мериме «Кармен». Кое-кто даже предлагал изменить финал, ведь автора произведения уже более трёх лет как не было в живых. Но самое ужасное: как публика воспримет представление на сцене людей из низшего сословия. Несмотря ни на что, композитор с увлечением приступил созданию произведения, которое впоследствии станет шедевром на все времена. Как только на 3 марта 1875 года была назначена долгожданная премьера, по городу поползли слухи о готовящемся театральном скандале. Первый акт был встречен достаточно тепло, а вот после второго акта кое-кто из публики покинул зал. Когда закончился третий акт, Бизе в ответ на жалкие поздравления во всеуслышание объявил, что это провал. На следующий день парижские газеты объявили «Кармен» «скандальной» и «аморальной», они писали, что Бизе опустился очень низко, на самое социальное дно.

Второй спектакль состоялся через день - 5 марта, и уже был встречен публикой не просто тепло, а горячо, но газеты ещё целую неделю продолжали обсуждать провал премьерного показа. В том театральном сезоне «Кармен» в Париже ставили тридцать семь раз, а ведь далеко не каждый спектакль выдерживал столько представлений. Из-за провала премьеры Бизе тяжело страдал, но к этому добавились ещё нравственные терзания вызванные размолвкой с женой, а также физические мучения по причине хронической ангины и ревматизма. В конце мая 1875 года Жорж со всем своим семейством покинул Париж и направился в Буживаль в надежде, что на природе ему станет легче. Однако лучше композитору не стало, постоянные приступы окончательно его измучили и 3 июня врач констатировал смерть Жоржа Бизе.

 

 

Интересные факты

  • Отец композитора – Адольф Аман Бизе до знакомства с Анной Леопольдиной Эме, урождённой Дельсар, – матерью Жоржа, имел профессию парикмахера, но перед свадьбой изменил род своей деятельности, переквалифицировавшись в учителя пения, тем самым став «человеком искусства», как того требовала семья невесты.
  • Мальчик Жорж жил по строгому графику: утром его отводили в консерваторию, затем после занятий приводили домой, кормили и закрывали в комнате, где он занимался до тех пор, пока прямо за инструментом не засыпал от усталости.
  • Малыш Бизе с детства так увлекался чтением, что родителям приходилось прятать от него книги. В девять лет мальчик мечтал стать писателем, считая это гораздо интереснее, чем целыми днями сидеть за роялем.
  • Несмотря на свою одарённость, юный вундеркинд очень часто ссорился с родителями из-за занятий музыкой, он плакал и злился на них, но уже с детства осознавал, что его способности и настойчивость матери дадут результаты, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
  • Удостоенный Римской стипендии, Жорж Бизе не только много путешествовал, но и знакомился с разными людьми. Часто бывая на приёмах в посольстве Франции, он встретился там с интересным человеком – послом России Киселёвым Дмитрием Николаевичем. Между двадцатилетним юношей и почти шестидесятилетним сановником завязалась крепкая дружба.
  • Дядя Жоржа Бизе – Франсуа Дельсарт – в своё время был известным в Париже учителем пения, однако большую известность он приобрёл как изобретатель своеобразной системы «постановки эстетики человеческого тела», которая впоследствии обрела своих последователей. Некоторые искусствоведы считают, что Ф. Дельсарт – это человек, во многом предопределивший развитие искусства 20 века. Даже К.С. Станиславский рекомендовал применять его систему для начальной подготовки актёров.
  • Современники Бизе отзывались о нём как об общительном, жизнерадостном и добром человеке. Всегда много и самозабвенно работающий, он, тем не менее, очень любил повеселиться в кругу друзей, будучи автором всевозможных озорных затей и забавных шуток.
  • Ещё обучаясь в консерватории, Жорж Бизе прослыл искусным пианистом. Однажды в присутствии Ференца Листа он так виртуозно исполнил технически сложное произведение композитора, что привёл автора в восторг: ведь молодой музыкант с лёгкостью сыграл головоломные пассажи в нужном темпе.
  • В 1874 году Жорж Бизе за весомый вклад в развитие музыкального искусства был награжден орденом «Почётного легиона» французским правительством.
  • После первой провальной премьеры драма А. Доде «Арлезианка» вернулась на сцену только через десять лет. Пьеса уже пользовалась у зрителей несомненным успехом, хотя современники отмечают тот факт, что публика шла на спектакль больше из-за того чтобы послушать украшавшую его музыку Ж. Бизе.
  • Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» при жизни композитора так и не была поставлена. Современники даже поговаривали, что композитор в обиде сжёг партитуру, однако сочинение всё же было обнаружено, но лишь в конце тридцатых годов прошлого столетия в архиве консерватории и поставлено впервые в концертном варианте в оккупационном Париже в 1943 году в театре на бульваре Капуцинок. Устроители спектакля постарались, чтобы в числе слушателей не было ни одного немца, так как опера, написанная на русский сюжет могла вызвать у них большое раздражение, тем более перелом во Второй мировой войне не в пользу Германии уже произошёл. Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» никогда не ставилась в России, так как многие исторические факты в ней сильно искажены.
  • Сразу после смерти Ж.Бизе все рукописи композитора, перечисленные в завещании, были переданы в библиотеку Парижской консерватории. Однако ещё много его бумаг и рукописей были обнаружены душеприказчиком Эмиля Штрауса (второй муж вдовы Ж.Бизе) господином Р. Сибила, который, определив ценность этих документов, так же незамедлительно отправил их в консерваторские архивы. Поэтому со многими произведениями композитора потомки познакомились только в XX-ом столетии.
  • У Жоржа Бизе было два сына. Старший Жан появился от случайной связи со служанкой семьи Бизе Марией Рейтер. Второй сын – Жак родился в браке с Женевьевой, урождённой Голеви.

 

Творческий путь Жоржа Бизе

Творческую жизнь Жоржа Бизе нельзя назвать удачливой. Он очень часто испытывал разочарования из-за несправедливых критических высказываний по поводу своих произведений. Тем не менее Бизе – это великий композитор, который всю свою жизнь посвятил музыке и оставил потомкам разнообразное наследие, включающее в себя оперы, оперетты, оды-симфонии, ораторию, произведения для хора в сопровождении оркестра и a cappella, вокальные циклы и произведения для фортепиано, а также сочинения для симфонического оркестра, включающие увертюры, симфонии, сюиты.

Уже в четыре года Жорж впервые сел за рояль, в тринадцать лет попробовал себя в качестве музыкального сочинителя, а через год, поступив на обучение в класс композиции консерватории, находился в напряжённых творческих поисках. Постепенно у него вырабатывалось мастерство, хотя поначалу совершенно отсутствовал индивидуальный творческий почерк. За годы обучения в консерватории Бизе создал немало разных произведений, но в них ещё чувствовалось влияние В.А. Моцарта и раннего Л.В. Бетховена, а также его старшего друга Шарля Гуно. Среди творений Бизе консерваторского периода необходимо отметить сочинения для хора и оркестра: «Вальс» и «Хор студентов», пьесу для фортепиано «Большой концертный вальс», оперетту «Доктор Миракль», кантату «Кловис и Клотильда», а также симфонию №1 C-dur («Юношеская»), которая и в нынешнее время с успехом исполняется на мировых концертных площадках.

Следующим важным периодом в жизни композитора явились годы, проведённые на стажировке в Италии. Это было время постоянных творческих поисков, в результате которых Бизе приходит к выводу, что основной его музыкальный интерес связан именно с театром. Здесь он пишет свою первую оперу «Дон Прокопио», которую, нарушая правила, отправляет для творческого отчета в Академию Изящных Искусств, хотя необходимо было сочинить и послать мессу. Несколько позднее Бизе всё же напишет произведение на религиозный сюжет, но не для отчёта, а на конкурс. Но его «Te Deum» на жюри впечатления не произвело, да и сам композитор позднее отмечал, что не расположен писать духовную музыку. Также в этот итальянский период из-под пера молодого композитора выходит ода – симфония «Васко да Гама», которая послужила творческим отчётом перед Академией, и несколько пьес для оркестра, впоследствии вошедшие в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме».

После возвращения домой Бизе, по заказу парижской «Опера-Комик», начинает работу над музыкальным комедийным спектаклем «Гузла эмира», однако премьера оперы не состоялась, несмотря на то, что в театре уже шли её репетиции. Композитор не был удовлетворён своим творением, считал его уязвимым и обречённым на провал. Он забрал партитуру и тут же приступил к созданию нового произведения, которое как предполагал Бизе откроет ему блестящие перспективы. Опера в конечном варианте получила название «Искатели жемчуга». В этот же период молодой композитор отправляет в Академию Изящных Искусств свой третий последний отчёт, состоящий из Увертюры, Скерцо и Похоронного марша. Премьера «Искателей» состоялась в конце сентября 1863 года и была довольно хорошо встречена публикой, а в довершении получила хвалебный отзыв в статье написанной Г. Берлиозом, хотя нападок от критиков, обвинивших Бизе в подражании Вагнеру, было предостаточно.

Затем у композитора была работа над оперой, написанной на сюжет из русской истории, но, к сожалению, постановка «Ивана Грозного» при жизни композитора так и не состоялась. Далее Жорж работал над исполнением небольших заказов от своего издателя Шудана и бельгийского хорового общества: из под его пера вышел цикл романсов, а также хор акапелла «Святой Иоанн Патмосский». Весь 1966 год Бизе посвятил сочинению «Пертской красавицы», первый показ которой состоялся в конце декабря следующего года. На этот раз успех был просто ошеломляющий, не только зрители были в восторге от новой оперы, но и критики впоследствии неплохо отзывались о музыке спектакля.

В 1868 году Жорж по объявленному конкурсу государственных театров работает над оперой «Кубок фульского короля». К большому сожалению, партитура этого произведения пропала, остались лишь небольшие фрагменты, которые впоследствии стали известны как романсы: «Покинутая», «Гасконец», «Любить, мечтать», «Ночь», «Сирена», «Нельзя забыть» и дуэты: «Мечтаем», «Нимфы лесов». В этот период Бизе действительно уделяет много внимания вокальному творчеству. Его романсы, предназначенные не только для салонного, но и для домашнего музицирования, представляли собой настоящие театральные миниатюры. К этой же поре относятся и несколько заслуживающих внимания фортепианных произведений композитора, среди которых цикл «Песни Рейна», «Большие хроматические вариации для фортепиано» и «Фантастическая охота». Далее была работа над «Маленькой оркестровой сюитой», циклом для двух фортепиано «Детские игры», симфонией «Рим» и, несомненно, над произведениями в любимом композитором оперном жанре: «Гризельдой», «Клариссой Гарлоу», «Календалем» и «Джамиле». Премьера последней, несмотря на крики публики «браво», по мнению самого Бизе была однозначно провальной. Однако отзывы в прессе о произведении были очень интересны и даже страстны. Кто-то считал оперу не эмоциональной и лишённой колорита, а кто-то назвал её смелым экспериментом, который принёс композитору большой успех. К сожалению, только сочинения, написанные Бизе в конце его жизни, среди которых музыка к драме А. Доде «Арлезианка» и опера «Кармен», принесли ему не только признание, но и поистине мировую славу.

 

Личная жизнь

Женевьева Галеви

Бизе был очень стеснительным молодым человеком и не считал свой внешний вид привлекательным для женщин. При общении со слабым полом он всегда так сильно волновался, что лицо краснело, руки потели, а язык при разговоре заплетался. Со своей первой любовью Жорж познакомился в Италии, её звали Джузеппа. Это была смешливая и кокетливая прелестная девушка, от которой композитор был без ума и строил планы счастливой совместной жизни, предлагая ей приехать во Францию. К сожалению, эти отношения не имели продолжения, так как Бизе из-за болезни матери пришлось срочно вернуться на родину.

Следующим страстным увлечением Жоржа была опытная в любви 42-х летняя женщина, которая свою юность и молодость провела в притонах, цирке, театре, а также варьете. Она была старше Бизе на четырнадцать лет.  В приличном обществе о ней не упоминали, но в Париже её знали под такими именами, как красавица Могадор, мадам Лионель, графиня де Шабрильян, писательница Селест Винар. Могадор покорила молодого композитора своей бесшабашностью и невероятным женским магнетизмом. Страсть этой женщины к Жоржу была не долгой. Ранимый Бизе безмерно страдал от перепадов её настроения. Однажды во время гневного припадка Могадор облила его холодной водой и выгнала на улицу. В результате этого инцидента Жорж сильно заболел ангиной, кроме того итогом окончательного разрыва со скандальной мадам стало состояние глубочайшей депрессии, из которой выйти Бизе помогла усиленная творческая работа, а так же знакомство с молодой обаятельной девушкой – дочерью его учителя - Женевьевой Галеви.

Композитор настолько был очарован семнадцатилетней девушкой, её нежностью и чистотой, что, несмотря на возражения родственников с той и другой стороны, поставил цель жениться на Женевьеве. Свадьба состоялась через два года 3 июня 1869 года, а через три года семья Бизе пополнилась сыном, которому дали имя Жак. Жорж очень любил жену, но, несмотря на это, семейная жизнь и личное счастье композитора стали рушиться как карточный домик. Причинами тому стали неумение Женевьевы прощать частые творческие неудачи мужа, а, кроме этого, её нездоровое воображение занял успешный пианист Эли-Мириам Делаборд, связи с которым она ни от кого не скрывала. Все эти жизненные разочарования и стали причиной скорой смерти Жоржа Бизе, секрет которой до сих пор не может разгадать ни один биограф композитора.

 

Музыка Жоржа Бизе в кино

Музыка Жоржа Бизе в нынешнее время пользуется большой популярностью, режиссёры всего мира очень часто используют её в саундтреках своих кинофильмов. Несомненно, все рекорды побили отрывки из оперы «Кармен» такие, как увертюра, «Хабанера», марш и ария Тореодора, а также фрагменты из сюиты «Арлезианка» и знаменитая ария из оперы «Искатели жемчуга»— «Je crois entende». Невозможно перечислить все киноленты, где звучит эта замечательная музыка, но вот некоторые из них:

 

Фильм

Произведение

«Книга Генри», 2017

«Хабанера»

«Парни со стволами», 2016

«Бешеные псы», 2016

«Кибер-террор», 2015

«Этим утром в Нью-Йорке», 2014

«Очень опасная штучка»,  2013

«Книга жизни», 2014

Увертюра к опере «Кармен»

«Танцы без правил», 1992

«Мираж»,  2015

«Арлезианка»

«Лабиринт сновидений»,  1987

Ария Тореодора

«Счастливый конец», 2012

«Марш Тореодора»

«Человек, который плакал», 2014

«Схватка», 2010

ария из оперы «Искатели жемчуга»— «Je crois entende»

«Убийство школьного президента», 2008

«Матч поинт», 2005

 

Будучи феноменально одарённым человеком, Жорж Бизе создал такие великолепные произведения, которые в нынешнее время восхищают сотни миллионов людей по всему земному шару. Прошло много лет, прежде чем имя Бизе заняло то место, которое оно по праву заслуживает, среди других величайших композиторов. Его безвременная смерть в самом расцвете творчества – это невосполнимая и весьма значительная утрата для всей мировой музыкальной культуры.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть фильм о Жорже Бизе