Наказание палками или музыкальное образование в XVIII веке

 

музыкальное образование

XVIII столетие вошло в мировую историю под названием «Век разума». А связано это было с бурным развитием науки, которая буквально с ног на голову перевернула представления человечества всех предыдущих столетий об окружающем мире. С началом великих открытий мир перед глазами европейца предстал в новом обличии. Отныне Земля – творение Руки Всевышнего – из центра вселенной превратилась всего лишь в один из спутников Солнца, которое, в свою очередь, оказалось одной из звезд бесконечного и таинственного Космоса. Какую же роль отводили в это время музыке и ее влиянию на людей?

 

Какие музыканты нужны были Просвещению

Главным средством для совершенствования общества той эпохи считалось просвещение каждого человека. В этом деле одну из главных ролей отводили искусству. Философы Просвещения не уставали говорить о ведущей роли музыки в создании гармоничного взаимоотношения личности и общества. Именно поэтому большое внимание, в первую очередь, уделяли обучению профессиональных музыкантов и формированию слушательской культуры.

В такой атмосфере «всеобщего просвещения» началось активное развитие музыкального и исполнительского искусства, и, соответственно, музыкального воспитания. По итогам обучения этому непростому мастерству в свет должны были выходить музыканты-универсалы: композиторы, исполнители, педагоги и импровизаторы (вспомните хотя бы И. С. Баха – идеальный музыкант с точки зрения своей эпохи). Исполнитель того времени непременно должен был владеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Зачастую это был орган, клавесин, скрипка, виолончель, а также некоторые духовые инструменты. Что касается сочинительства, то ему обучались только у уважаемых композиторов-мастеров: считалось, что природной одаренности для создания произведений недостаточно, и обязательно нужно освоить технику композиторского письма. Отсюда и неслучайно возникшее требование эпохи: свои творения, согласно упорядоченным знаниям «века разума», необходимо облекать в стройную и логичную музыкальную форму.

 

 

Тяжело быть музыкантом

В XVIII веке, следуя традициям Возрождения и Средневековья, создавались всевозможные учебные заведения. Это были приюты, пансионаты, школы, которые содержались за счет собственных доходов от платных детских концертов. Постепенно они превратились в училища и консерватории, где начинающие музыканты обучались и самостоятельно, и под руководством опытных учителей.

Обстановка с классами была сложная – их катастрофически не хватало. Дети вынуждены были заниматься в одном классе по несколько человек, а иногда и в самых неподходящих для этого местах – коридорах консерватории (хотя, конечно, музыкантов нашего времени этим не удивишь). Только представьте, на расстоянии не больше пары метров друг от друга одновременно звучали вокальные партии, несколько виол или клавесинов! Здесь же ученики могли сочинять и выполнять письменные задания. Все обучение проходило в атмосфере строгой дисциплины и суровых методов воспитания. В частности, именно так обучали музыке в консерваториях Италии. Непослушные ученики жестоко наказывались педагогами, а иногда могли получить и удары палками. У многих учащихся напрочь отпадало желание быть музыкантами, и они сбегали, считая за счастье покинуть стены своего «мучебного» заведения. А те, кто все-таки выдержал все сложности, становились авторитетными профессионалами. Кстати, преподавали в консерваториях только известные музыканты. Например, А. Вивальди около 30 лет проработал в консерватории «Милосердие». В других странах также были учебные заведения такого плана, однако, назывались они иначе. В Германии это были институты бедных школьников, во Франции они именовались метризами, а в Чехии назвались городскими школами.

По-прежнему были широко распространены церковные школы, которые обучали музыкантов для работы в церковных хорах. Одаренные дети получали музыкальное образование частно либо в семьях музыкантов (так было, например, в знаменитых династиях Скарлатти, Вивальди, Моцартов). Ну и напоследок, интересная особенность того времени: музыкальное образование могли получать и в творческих коллективах: именно так учился, например, Г. Перселл, который постигал музыкальную науку в хоре Королевской капеллы.

XVIII век внес большую роль в становление системы музыкального воспитания не только в Европе. Как известно, именно в этом столетии берет свое начало профессиональное музыкальное образование в России, но это уже совсем другая история. А мы движемся дальше – к веку чувственности и романтики.