Воспитание музыкой: по страницам истории

 

На протяжении всей жизни человека звучит музыка. Начиная с незатейливой маминой колыбельной, которую мы слышим в первые дни своей жизни, заканчивая музыкой на концертах, телевидении, радио… Этот список можно продолжать бесконечно. Сегодня музыке отводится значительная роль в воспитании детей. Именно она, как никакое другое искусство, способна дать ребенку понимание красоты, утонченности, развить его чувственность и творческие способности. Так ли было всегда? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим вглубь веков и обратимся к трем самым далеким эпохам мировой культуры.

Музыка и воспитание в древностимузыка древней греции

С незапамятных времен вопросам музыкально-эстетического воспитания уделялось особое внимание. Исключительная роль в этой области принадлежит Древней Греции. Именно там музыка считалась важнейшим средством общественного воспитания, и поэтому ей отводили едва ли не фундаментальную роль в становлении истинного гражданина государства. Древние греки считали обязательным дать каждому ребенку интеллектуальное, физическое и музыкальное воспитание. Образовательная система этой страны предполагала обязательное обучение мальчиков, начиная с семилетнего возраста, в специальной школе «кифариста», где они изучали пение и осваивали игру на различных музыкальных инструментах. А вот музыкальному развитию девочек уделялось меньше внимания: оно, как правило, проходило в стенах родного дома и порой ограничивалось только пением.

Весьма любопытно то, что людей, которые не умели петь в хоре, древние греки считали необразованными. Важность этого умения объяснялась его почти государственной значимостью: пение в хоре считалось священным долгом. Все жители страны до 30 лет были обязаны учиться вокальному мастерству и игре на музыкальных инструментах.

Педагогика того времени считала музыку главным «рычагом» воздействия на нравственное поведение человека. Например, Платон видел музыкальное искусство в качестве основной государственной системы воспитания. Именно поэтому он предлагал разделять музыку на приемлемую для воспитания подрастающего поколения, и, соответственно, неприемлемую.

 

 

Музыкальное воспитание в Средневековье

музыка средневековья

Средние века предложили свой взгляд на музыку, которая отныне определялась догматами христианства. В иерархии духовных и эстетических ценностей она перекочевала на последнее место и стала исполнять роль вспомогательного средства для усвоения религиозных истин. В это время музыку стали рассматривать как одну из областей математических знаний, наряду с арифметикой и геометрией.

Период с V по X столетие называют «темными веками». А все потому, что крах античности спровоцировал резкий упадок культуры и торможение в развитии образования. Однако музыкального воспитания это не коснулось, напротив, в этот период оно сделало большой шаг в своем развитии. Связано это было с тем, что изучение музыки входило в список дисциплин, необходимых для богословского образования. При епископах были образованы кафедры, впоследствии ставшие базой для университетов и центров изучения музыки.

Среди форм музыкального образования, естественно, преобладало пение. Обучали этому мастерству при церквях и монастырях. В школах могли учиться только мальчики, которые непременно должны были освоить чтение молитв на латыни и церковное пение, на втором месте стояли навыки письма. Большая часть детей того времени не получала образование в школах, а воспитывалась родителями в домашних трудах. Исключение составляли лишь дочери феодалов, которые учились как в женских монастырях, так и дома.

Обучение музыке в эпоху Ренессанса

Музыкальная педагогика эпохи Возрождения стремилась воспитать нового человека, музыканта иного типа, отвечающего всем требованиям своего времени: быть волевым и совершенным духовно и физически. С юных лет детей обучали хоровому пению, игре на нескольких музыкальных инструментах, музыкальной теории и композиторскому мастерству. Музыкант того времени должен был быть универсальным в своей области, и при необходимости переключаться от одного вида деятельности к другому. Главным нововведением эпохи стало совместное обучение и мальчиков и девочек.

Ведущие деятели эпохи отводили музыке большое значение, считая ее выше других искусств и наук. Это способствовало широкому распространению образовательных учреждений: школ музыкального мастерства и академий. Появлялись они главным образом в крупных городах. Музыку стремились сделать общедоступной, чтобы через нее призвать к добру и справедливости.

Значение эпохи Ренессанса в развитии музыкального образования трудно переоценить. В отличие от Средневековья, опиравшегося в педагогике на незыблемость традиций и церковный авторитет, Возрождение открыло новые пути для ее развития, обратив свой взор к самому ребенку, его способностям и возможностям. А впереди – еще несколько столетий Нового времени, несколько сотен лет новых открытий, достижений и расцвета человеческой мысли, в которых музыке и ее воспитательным функциям отведено отнюдь не последнее место.