Детская игра «Скрипичный ключ»

 


Цель: Познакомить детей с нотным станом.скрипичный ключ

Понадобятся: Картонная коробка, небольшие картонные карточки, фортепиано, ксилофон (желательно несколько), нарисованный на доске или длинной полосе бумаги нотный стан. Немного подробнее о карточках-фишках: каждая фишка выкрашена в один цвет, который совпадает по цвету с одной из пластин ксилофона. Их количество должно соответствовать числу детей, но цветов ровно столько, сколько имеет ксилофон. На карточках с одной стороны нарисованы скрипка, труба, барабан или пианино; а с другой стороны ноты – желательно использовать несколько целых, чуть больше половинных и максимальное количество четвертных нот.

 

 

 


Часть первая – Скрипичный ключ ищет своё место

музыкальные инструменты
Из коробки, в которой лежат фишки с рисунками и нотами, все по очереди достают себе по одной карточке. На одной из них нарисован ключ – кому из детей попадётся - будет водящим.

Суть развлечения: Комната делится на четыре группы – струнные, духовые, ударные и клавишные (поэтому на картонках нарисованы скрипка, труба, барабан и пианино). Для начала дети становятся каждый в свой кружочек, вне территории остаётся только водящий - ему места не хватает. По команде педагога, а лучше по музыкальному фрагменту, малыши начинают хаотично перемещаться по комнате и водящий «ключик» вместе с ними. Задача водящего найти место в «оркестре». Произведение резко обрывается и каждый занимает свое место в оркестре. Если «ключ» успевает занять чьё-то место, то опоздавший – меняется с ним карточками и становится водящим. Ребята, перепутавшие круги (гитара стала в кружочек барабанов) в следующем туре не участвуют, а просто стоят в своих кругах и ждут следующего тура. Рекомендуемое число туров от 5 до 10.


Эта часть развивает у детворы реакцию и внимание.

 


Часть вторая – Сочиняем музыку!


Идеальный вариант карточек, которые используют участники – оснащенные магнитами - крепятся к металлической доске, или стикерами – приклеиваются. В случае невозможности такого решения, нотный стан рисуется на обратной стороне рулона обоев и расстилается на полу.
Суть игры: Участник, оставшийся «скрипичным ключом», укладывает на отмеченное в нотном стане место фишку (педагог рассказывает, с какой полоски пишется ключ, что означает и для чего был придуман). После, водящий по одному выбирает мальчишек и девчонок, и указывает, куда им положить картон с нарисованной нотой. Когда ноты уложены, педагог проигрывает «произведение» на фортепиано. После, очередь быть ключом переходит к другому и всё повторяется. Педагог также может предложить всем станцевать под написанную ими мелодию. Число повторений этого развлечения может быть любым.


Развивается воображение и слух.


Часть третья – Вступает оркестрксилофон


Именно для этого развлечения понадобятся ксилофоны. Педагог предлагает сыграть последнюю мелодию вместе с ним, то есть, чтобы дети подыграли ему на своих инструментах. Выполнить это задание будет несложно, ведь каждая фишка имеет цвет идентичный цвету пластины ксилофона. Тот, у которого остался скрипичный ключ – может выступить в роли дирижера. Музыканты, которым не досталось фишки, могут создать шумовой оркестр. Для этой цели подойдут бубны, барабаны или маракасы, в крайнем случае, листы шелестящей бумаги – ими нужно будет шелестеть в такт. Проиграв отрывок несколько раз – дети меняются фишками.


Развивается слух, чувство ритма и умение работать в команде.