Бубен

 

бубен

Алтай - волшебный край с природой удивительной красоты, с золотыми горами, голубыми озерами и низкими ущельями, признанный Юнеско объектом Всемирного природного наследия, и многократно воспеваемый поэтами. Если кто хоть один раз там побывал, будет помнить об этом всю жизнь. Чарующее, магическое место успокаивает, приводит к душевному умиротворению и безмятежности в мыслях. Однако, еще одной яркой достопримечательностью этого края, помимо его живописной природы, являются знаменитые алтайские шаманы, колдуны-знахари, умеющие общаться с духами, видеть иную реальность и путешествовать в ней. Одетый в национальный костюм, украшенный перьями, шкурами и кольцами, шаман танцует весьма зрелищный танец под удары разогретого над огнём бубна, древнего инструмента, имеющего богатую и интересную историю. Тем не менее бубен славится не только тем, что является главным инструментом шаманов. Во всем мире он пользуется большой популярностью, его удивительное звучание украшает музыку разных народов, к примеру, зажигательные пляски цыган. А на востоке многие народные танцы исполняются только под звук бубна, там его нередко используют как единственный аккомпанирующий инструмент.

Историю бубна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

 

Звук

Бубен – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, поэтому ритмический рисунок, исполняемый на бубне, записывается на одной линейке. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.

звук бубна

Очень многие думают, что бубен довольно простой инструмент и исполнение на нем большого мастерства не требует, достаточно только встряхнуть или ударить по нему. Однако это мнение ошибочно. Исполнитель на инструменте должен обладать хорошим музыкальным слухом и чувством ритма, а также уметь виртуозно владеть бубном. Инструмент обычно принято держать в левой руке, а правой наносить удары, хотя многие исполнители делают совсем наоборот. Правую руку они держат без движения, а действуют бубном - это сложнее, но выглядит и звучит гораздо изящнее.

Приемов исполнения на бубне весьма много, но основными являются три: отдельные не очень острые удары, встряхивания и тремоло.

  • Удары исполнитель осуществляет при помощи суставов крайних фаланг пальцев руки.
  • Встряхивание – это очень частое, почти судорожное постукивание руки, держащей инструмент в области локтя или запястья, звучание производят только подвески.
  • Тремоло – быстрое потряхивание бубна левой рукой.

 

Настоящие виртуозы-исполнители на бубне из своего выступления устраивают целые спектакли - впечатляющие шоу. Как настоящие жонглёры они подбрасывают инструмент, затем перехватывают его. Бубном бьют по коленям, подбородку, голове и другим частям тела, даже по носу. Эффектно тремолируют и могут заставить инструмент выть.

Фото:

инструмент бубен бубен

музыкальный инструмент бубен 

 

Интересные факты

  • По повелению московского патриарха Никона - реформатора русской церкви, пять непомерно нагруженных скоморошьими музыкальными инструментами, в том числе и бубнами, телег прибыли на Москву-реку, разгружены и там прилюдно сожжены. Большущий костер полыхал несколько суток.
  • Бубен у шаманов самый важный инструмент, со многими значениями. Он может быть конем, на котором колдун перемещается по небесному миру, лодкой, плывущей по подземным рекам, оружием, защищающим хозяина при встрече со злыми силами.
  • Есть документальное подтверждение, доказанное опытным путем, что шаманы при помощи звуков бубна, исполняемых в определенном ритме, могут ввести человека в легкий транс или даже в гипнотическое состояние.
  • Бубен шамана считается священным и прикосновение к нему других людей недопустимо. Даже изготавливать свой инструмент шаман должен сам, пройдя перед этим особый обряд очищения, отказываясь от разного рода наслаждений, в том числе и телесных.
  • Обычно шаман начинает обряды с очищения и «оживления» бубна, разогревая его на костре. Потом ударами по бубну и гортанным пением вызывает духов, которые в соответствии с вековыми верованьями прилетают и садятся на подвески бубна.

 

 

 

Конструкция

Похожая на полубарабан конструкция бубна сложностью не отличается. Инструмент состоит из деревянного или металлического обода – обечайки, на который натягивают мембранную кожу, являющуюся главным источником звука. В обечайке прорезают шесть или восемь отверстий и в них на жестких неподвижных штифтах или проволоке устанавливают по паре маленьких металлических пластинок, похожих по форме на оркестровые тарелки. Некоторые разновидности бубнов в качестве дополнительно звенящих элементов снабжаются бубенчиками – металлическими шариками с дробью или колокольчиками. Они прикрепляются к проволокам, натянутым в виде звезды внутри корпуса инструмента.

 

Разновидности

разновидности бубна

Бубен является одним из наиболее распространенных инструментов. Его разновидности встречаются во многих уголках земного шара, но каждый инструмент имеет свои отличительные черты, например:

  • Даф, гавал, дойра – это название одного и того же инструмента, применяемого в странах Востока. Его диаметр составляет от 35 до 46 см. Мембрана изготавливается из кожи осетра. Исполнение на инструменте осуществляется пальцами или ладонью. В качестве подвесных элементов используются кольца, количество которых может достигать 70 штук.
  • Канджира – индийский инструмент, имеющий по сравнению с другими разновидностями бубна более высокое звучание. Диаметр инструмента от 17 до 22 см. высота обода 5-10 см. Для мембраны используется кожа ящерицы.  В обод вставляются всего две металлические тарелочки.
  • Бойран – ирландский инструмент. Диаметр инструментов от 25 до 60 см, глубина обечайки 9-20 см. На инструменте играют односторонней или двухсторонней палочкой.
  • Пандейру - инструмент очень популярен в Португалии и в странах Южной Америке. В Бразилии считается душой самбы. Отличие инструмента заключается в том, что он имеет возможность подстройки.
  • Тюнгур - шаманский бубен алтайцев и якутов. Он имеет форму круга или овала и представляет собой обод, обтянутый кожей. Для удержания инструмента внутренняя сторона бубна снабжена вертикальной рукоятью. Также на внутренней стороне бубна устанавливаются прутья, на которые подвешиваются металлические подвески. Иногда кожаная мембрана шаманского бубна украшается рисунком - шаманской картой мира.

 
 

 

Применение

Несмотря на то, что бубен является простым инструментом, он весьма универсален и спектр его применения весьма обширен. В первую очередь бубен  широко употребляется в этнической музыке, а также в колдовской практике шаманов. Во вторую, он полноправный член всевозможных ансамблей: народных инструментов, цыганских и ансамблей музыки различных современных направлений. К тому же бубен является полноправным инструментом в таких оркестрах, как симфонический, духовой, эстрадный и оркестр русских народных инструментов.

Инструмент весьма популярен в молодежной среде, например у хипстеров, а также играет очень важную роль в начальном музыкальном образовании.

 

 

История

история бубна

Сколько столетий прошло с тех пор, когда на земле появился первый бубен, об этом сейчас точно никто сказать не может. Возможно, его история началась с того времени, когда древний человек, чтобы сделать себе одежду, выучился выделывать шкуры, для этого натягивая их для сушки на деревянную раму.

Инструменты, прототипы бубна, были известны еще со времен античности. Например, старинный ударный инструмент тимпан, представляющий собой односторонний барабан, широко употреблялся в Древней Греции еще в V веке до нашей эры, попав туда из Фракии. В Греции он быстро распространился вместе с культами богов Диониса и Кибелы. Древнегреческие драматурги Еврипид и Афиней упоминали тимпан в своих произведениях, а изображениями инструмента мастера – художники украшали посуду, в том числе и сохранившиеся до наших времен античные вазы.

В Древнем Риме тимпанами назывались односторонние и двухсторонние ударные инструменты, использовались они не только в ритуалах, посвященных богам, но также и просто уличными музыкантами.

Инструменты, подобные тимпану, в ветхозаветные времена находили применение и на Ближнем Востоке, о чем свидетельствуют древние тексты. Например, у евреев рамный барабан тоф, применялся в религиозных обрядах и церемониях.

На Руси бубен также был известен с архаичных времен, когда еще не было государственности, люди были объединены племенными союзами и поклонялись языческим богам. Инструменты играли немаловажную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов.

Однако более достоверные сведения об употреблении бубнов на Руси историки - искусствоведы получили из древних летописей, относящихся к X веку нашей эры, описывающих военные походы князя Святослава Игоревича. Общим названием бубен в то время назывались все ударные инструменты, которые сверху обтягивались кожей.

Особым почитанием у русских людей в ту пору пользовались огромные ратные бубны. В военных делах они выполняли очень важные функции: осуществляли условную звуковую связь между дружинами, а также своим зловещим грохотом воздействовали на психику врагов, нагоняя на них страх. Ратные бубны, бывшие очень больших размеров и для перевозки которых требовалась сила четырех лошадей, представляли собой

металлические котлы, обтянутые кожей. Назывались такие бубны набатами или тулумбасами. Звук на них извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром с оплеткой из кожи на другом. Такие колотушки назывались вощагами.

Ратный бубен был в дружине у каждого воеводы, а по количеству бубнов определялось численность войска.

Несколько позже, в эпоху Средневековья на Руси бубен широко использовался медвежьими поводырями и скоморохами. Бубен того времени уже больше был похож на современный инструмент, представляя собой  обтянутую кожей не очень широкую обечайку из дерева, с прикрепленными к внутренней стороне колокольчиками и бубенчиками.

Медвежья потеха, имеющая давнишнее происхождение, была очень любимым развлечением у русского народа. Посмотреть такие представления охотно собирались люди различных возрастов. Медведь кланялся зрителям, маршировал как солдат, шутливо боролся с хозяином и с большим удовольствием танцевал на задних лапах, аккомпанируя себе на бубне. 

В то же самое время широкое использование бубны имели у потешных людей-скоморохов, которые не только веселили народ, давая различные представления, но и были обязательными участниками различных жизненных событий: свадеб и поминок. Скоморохи хранили познания древнерусских языческих жрецов-волхвов, умели лечить и предсказывать будущее, а также участвовали в языческих обрядах и игрищах.

Церковники и светская власть были очень недовольны такой деятельностью скоморохов. На них начались гонения, а их инструменты были объявлены бесовскими. И в середине XVII века по особому повелению князя Алексея Михайловича скоморохов стали отправлять в ссылку и даже казнить, а скоморошьи музыкальные инструменты, в том числе бубны, собирать и уничтожать. Русская национальная музыка понесла чувствительные потери.

 

 

Бубен – очень интересный музыкальный ударный инструмент с многовековой историей. Сегодня до сих пор, являясь важным атрибутом шаманов и жрецов, он также находит активное применение в различных музыкальных стилях и жанрах современной музыки, и, конечно же, в народном творчестве. Его звук поднимает настроение, украшает звучание музыкальных композиций, привнося в них новые удивительные краски.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Бубен