Музыкальный инструмент: Цимбалы

 

Цимбалы

Беларусь…. Волшебная страна, красоту которой невозможно описать словами. Её не зря величают синеокой: тысячи рек и озер небесной голубизны являются визитной карточкой страны. Вековая Беловежская пуща, Полесье, золотые поля, ветряные мельницы, а также старинные замки и крепости – это маленькая крупица того, что может впечатлить путешественника, посетившего этот удивительный край. Ещё одной яркой достопримечательностью страны является её самобытная культура (белорусы свято хранят народные обычаи и традиции). Очень красиво звучат мелодичные народные песни, особенно под аккомпанемент цимбал – струнного ударного музыкального инструмента, ставшего символом белорусской культуры, звучание которого украшает все значимые события в жизни народа этой страны. У россиян – баян и балалайка, у американцев – банджо, у французов – аккордеон, у шотландцев – волынка, у армян – дудук, а у белорусов – цимбалы. Этот инструмент является национальным достоянием, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, и искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение.

 

 

Звук

Цимбалы – это уникальный инструмент, обладающий богатой музыкальной изобразительностью, он может звучать как фортепиано и как колокола. Светлый и нежный тембральный окрас инструмента, его яркий, но в то же время нежный и долго не затухающий звук чрезвычайно приятен на слух. Цимбалы напоминают русский народный инструмент – гусли. Но существенным различием между двумя этими инструментами является способ извлечения звука: на цимбалах он появляется при ударе по струнам специальными палочками или молоточками. Однако приемы исполнительской техники игры на инструменте сегодня значительно расширены и включают в себя пиццикато, глиссандо, тремоло, флажолеты, арпеджио и многие другие, от которых музыка цимбал становится очень разнообразной.

Цимбалы, имеющие большое количество разновидностей, могут иметь как диатонический (народные цимбалы), так и хроматический строй (академические концертные цимбалы). Диапазон тоже варьируется от двух с половиной до четырех октав. Например, у профессионального инструмента модели «Прима» он расположен в пределах от «соль» малой до «си» третьей октавы.

Ноты для цимбал записываются, как и для фортепиано, в двух ключах: скрипичном и басовом.

 

Фото:

инструмент цимбалы   

   

 

Интересные факты

  • Цимбалист – так называется музыкант - исполнитель на цимбалах.
  • В эпоху Средневековья одним из наиболее популярных светских инструментов была разновидность цимбал, под названием псалтерий, который в своей конструкции имел небольшую клавиатуру. Считается, что именно этот инструмент является прародителем современного фортепиано.
  • Библейская книга Псалтырь получила свое название от инструмента псалтерий, в сопровождении которого декламировались ветхозаветные хвалебные гимны.
  • Цимбалы были очень популярны во Франции уже в 14 веке. Об этом говорит тот факт, что знаменитый в то время французский композитор и поэт Гильом де Машо подробно описывал их в своих трактатах.
  • В конце XVII века развитие цимбал, точнее их разновидности - псалтерия, тесно было связано с именем замечательного немецкого исполнителя и композитора Панталиона Гебенштрайта. Он так ярко и виртуозно исполнял свои импровизации на усовершенствованном им инструменте, что король Франции Людовик XIV, очарованный игрой музыканта, в шутку назвал инструмент панталеоном, это наименование впоследствии и закрепилось.
  • Выдающийся русский композитор И. Стравинский однажды в ресторане Женевы услышал цимбалы. Звук инструмента так понравился композитору, что он купил себе инструмент и с увлечением научился на нем играть.
  • Знаменитые кинокомпозиторы довольно часто используют звук цимбал в своих композициях к фильмам. Например, К. Коппола («Черный скакун»), Д. Хорнер («Звездный путь 3: В поисках Спока»), Д.Т. Уильямс («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»), А. Деспла́ («Золотой компас», и «Загадочная история Бенджамина Баттона»), Л. Шифрин («Миссия невыполнима»).
  • В Венгрии 3 ноября 1991 года была основана Всемирная ассоциация цимбалистов, главной целью деятельности которой является популяризация инструмента. В организацию входят представители 32 стран Европы, Азии, Америки, Австралии. Это исполнители, мастера по изготовлению инструментов, композиторы, музыкальные издатели и музыковеды. Ассоциация раз в два года в разных странах мира проводит Всемирные конгрессы для обмена опытом и информацией.
  • Национальные и международные конкурсы и фестивали исполнителей на цимбалах проводятся в разных странах мира: Венгрии, Беларуси, Австралии, Японии, Чехии, Словакии, Молдове, Великобритании, Нидерландах, Мексике и других.
  • Слово цимбалы имеет ещё одно значение. Так иногда называют сагаты – музыкальный инструмент в виде маленьких металлических тарелочек диаметром 2 см, обычно используемых во время исполнения танца живота.

 

 

Конструкция

Корпус академических цимбал модели «Прима» имеет форму трапеции, нижнее основание которой равно 100 см, верхнее – 60 см, а боковая сторона – 53,5 см. Корпус накрывается декой, с расположенными на ней несколькими резонансными отверстиями. На деке также устанавливаются шесть подставок - штегов, делящих струны на разные интервалы: кварты, квинты, терции и секунды. На деку натягиваются большое количество струн: 29 рядов по 2-3 струны, высота звучания которых регулируется при помощи настроечных колков - вербилей.

Корпус цимбал обычно изготавливается из клена, а дека - из высокогорной резонансной ели.

На инструменте играют специальными деревянными молоточками - колотушками, имеющими особую изогнутую форму, которые при необходимости для смягчения звука обтягивают кожей или тканью.

 

Разновидности

Цимбалы, пользующиеся большой популярностью во многих странах мира, имеют очень много разновидностей и наиболее востребованными из них являются:

  • Венгерские концертные цимбалы - самый большой по конструкции инструмент, корпус, которого представляет собой тяжелую раму, стоящую на четырех съемных ножках. Эти цимбалы имеют расширенный диапазон, хроматический строй и демпферную педаль для глушения струн.
  • Сантур - инструмент получивший распространение в восточных странах: Турции, Ираке, Иране, Индии, Грузии, Армении, Азербайджане. Он имеет 96 струн и изготавливается их древесины ореха в форме трапеции. Палочки, которыми играют на инструменте, называются мизрабами.
  • Фольклорные цимбалы – это портативный инструмент, имеющий небольшие размеры, диатонический строй и диапазон в пределах двух, двух с половиной октав.
  • Аппалачские цимбалы – инструмент, получивший распространение среди народов Северной Америки. Он имеет узкую удлиненную форму в виде восьмерки или овала. Данный вид цимбал отличается наличием грифа, который располагается посередине корпуса и приподнят над декой на один сантиметр. На грифе располагаются от 12 до 16 ладов, дека инструмента имеет два или четыре резонаторных отверстия. Количество струн на таких цимбалах может варьироваться от трех до пяти. Звук извлекается пальцами или медиатором.

 

Следует также отметить, что для применения в народных ансамблях и оркестрах были сконструированы разные виды цимбал, отличающиеся по высоте звучания: пикколо, прима, альт, бас и контрабас.

 

Применение и репертуар

Цимбалы своим своеобразным звучанием привлекали внимание композиторов во все времена. Среди известных музыкальных авторов, которые уделяли инструменту особое внимание, включая его голос в свои произведения стоит отметить Ференца Эркеля , Золтана Кодая, Ференца Листа, Клода Дебюсси, Игоря Стравинского, Бела Бартока, Франца Легара.

Цимбалы, и в настоящее время являющиеся достаточно востребованным инструментом, который имеет весьма обширную сферу применения. Они с большим успехом используются как солирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент. Цимбалы очень универсальны, на них прекрасно звучат не только произведения композиторов прошлых эпох, а также музыка современных направлений, например, джазовые композиции.

Нотная библиотека для цимбал очень богата и разнообразна - это переложения замечательных произведений великих композиторов различных эпох и направлений, а также оригинальные произведения, написанные специально для инструмента. Прекрасно звучат на цимбалах музыкальные шедевры выдающихся классиков: И.С. Баха, А. Вивальди, Г. Генделя. В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Куперена, Л.В. Бетховена, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. Среди современных музыкальных авторов, которые уделяют инструменту особое внимание, стоит отметить П. Булеза (Франция), П. Дэвиса (Англия), Д. Куртага (Венгрия), М. Кочара (Венгрия), Л. Андрийсена (Нидерланды), И. Жиновича (Беларусь).

 

 

Известные исполнители

Аладар Рац

Цимбалы, пользующиеся большой народной любовью, всегда привлекали к себе как простых любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Богатейшая история исполнительства на инструменте выявила целую плеяду талантливых исполнителей, внесших своим творчеством неоценимый вклад в развитие инструмента. Одним из самых известных цимбалистов первой половины 20-го века был признан венгерский музыкант Аладар Рац, который своим великолепным исполнением побудил выдающегося русского композитора И. Стравинского не только полюбить цимбалы, но и научиться играть на них.

Основа белорусской исполнительской школы игры на цимбалах была заложена и впоследствии прославлена именами таких выдающихся исполнителей, как Д. Захар, С. Новицкий, Х. Шмелькин, а также И. Жинович, которого за его разностороннюю творческую деятельность называли «белорусским Андреевым». Весомый вклад в развитие исполнительского мастерства своей неутомимой творческой деятельностью внесли А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович.

В настоящее время среди известных исполнителей-виртуозов, которые восхищают слушателей своим исполнением и многое делают для поддержания популярности цимбал во всем мире, необходимо отметить М. Преда, М. ЛукачаА. Денисеню, М. Леончика, Ш. Юрмёша.

 

История

История цимбал берёт своё начало на Ближнем Востоке в далекие от нас древние времена. Их предшественниками были инструменты, находящиеся в обиходе у наших предков еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, и об этом мы узнаем из изображений, найденных в результате археологических раскопок на территории Древнего Шумера. К примеру, на обломке вазы, созданной шестьдесят веков назад, были нарисованы музыканты с инструментами, напоминающими лежачие арфы. Такие же похожие изображения встречаются на барельефе, принадлежащем эпохе правления самой первой династии вавилонских царей, и относятся они к IX веку до н. э. Кроме этого, инструменты, которые можно назвать прародителями цимбал упоминаются в одной из частей Ветхого Завета, в книге пророка Даниила. Например, сантур, который если верить легенде, был создан замечательной личностью библейской истории - царем Давидом. Инструмент со временем широко распространился по всему миру, занял важное место в культурной жизни народов Азии, Африки, Китая, Индии, а затем и Европы. В разных странах он обретал новые имена: во Франции его называли тимпаном, в Англии – дальсимой, в Германии – хакбрэттом, в Италии – салтерио, в Иране – сантуром, в Армении – кануном, а в Чехии, Румынии, Словакии, Венгрии, Польше, Молдавии, Белоруси и Украине - цимбалами.

Инструмент, завоевывающий всё большую народную любовь, постоянно модифицировался, каждый мастер добавлял в его устройство что-нибудь свое: цимбалам меняли форму и объем резонаторного корпуса, в некоторых случаях даже приспосабливали клавиатуру, а вместо жильных струн ставили металлические. Особая популярность к цимбалам пришла в XIV-XVI веках. В это время они прочно обосновались среди населения как сел, так и городов, а в высшем обществе слыл модным инструментом в домашнем музицировании.

Цимбалы считались наилучшими для исполнения различной музыки и применялись не только для соло и аккомпанемента, но и для игры в ансамбле с другими инструментами. Они звучали на различных праздниках, ярмарочных гуляниях, свадьбах и даже придворных церемониях. В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в партитуры оперных спектаклей, симфоний и ораторий. Примером может служить опера К. Глюка «Одураченный Кади».

Любимый многими народами, инструмент постоянно совершенствовался, но настоящие революционные преобразования в конструкции цимбал совершил в семидесятых годах XIX века фортепианный мастер из венгерского г. Пешта В. Шунда. Он усилил раму цимбал, увеличил количество струн, добавил демпферный механизм для глушения струн, а также установил их на четыре ножки. Этот инструмент стал предшественником концертных цимбал, которые сегодня пользуются особой популярностью в Украине, Чехии, Венгрии и Молдавии. А в начале XX-го века, точнее в 1923 году по инициативе талантливого музыканта-исполнителя, педагога Д. Захара, вместе с мастером музыкальных инструментов К. Сушкевичем были модернизированы цимбалы, которые не только пользовались особой популярностью на белорусской земле, но и приобрели статус национального символа Беларуси. Несколько позднее - в 1925 году - было создано целое семейство цимбал – пикколо, прима, альт, бас и контрабас, которые впоследствии вошли в ансамбль, а затем и в оркестр белорусских народных инструментов.

 

 

Цимбалы – это инструмент, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, поэтому искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение. Однако цимбалы из-за своей музыкальной привлекательности популярны не только у белорусского народа, они завоевали любовь и известность во многих странах мира. Венгрия, Украина, Польша, Словакия, Словения, Молдавия, Румыния, Сербия, Чехия, Латвия, Армения, Греция, Китай, Индия – это небольшой перечень государств, где на цимбалах с большим удовольствием музицируют не только музыканты-профессионалы, но и простые любители – меломаны.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать цимбалы