Дж. Пуччини опера «Джанни Скикки»

 

Джанни Скикки

«Джанни Скикки» задумывался Джакомо Пуччини как заключительная часть «Триптиха» - трёх одноактных опер разных жанров. Однако он получился настолько искромётным, ярким и мелодически богатым, что затмил собой две первые тематически сложные оперы с трагическими сюжетами. Тому способствовал и исторический контекст – «Триптих» появился на свет сразу после окончания Первой мировой войны, и люди, ставшие свидетелями невыдуманных трагедий реальной жизни, с восторгом приняли лёгкий и почти забытый к тому моменту жанр комической оперы.

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Джанни Скикки

баритон

предприимчивый крестьянин

Лауретта

сопрано

его дочка

Дзита

контральто

кузина Буозо Донати

Ринуччо

тенор

её племянник

Герардо

тенор

племянник Буозо

Нелла

сопрано

его супруга

Герардиньо

контральто

их сын

Бетто ди Синья

бас

шурин Буозо

Мастер Спинеллокьо

бас

доктор

Амантио ди Николао

баритон

нотариус

 

 

Краткое содержание

опера Джанни Скикки

Флоренция, 1299 год.

Еще не успело остыть тело богатого флорентийца Буозо Донати, как вокруг него собрались многочисленные притворно скорбящие родственники. До них дошел слух, что Донати всё свое огромное наследство завещал монастырю. Но как это проверить? Если завещание забрал с собой нотартиус, сделать уже ничего нельзя, но если оно хранится дома… Вся толпа принимается лихорадочно искать бумагу – и Ринуччо её находит! На уме у каждого из них лишь одно – что же ему досталось от Буозо? Ко всеобщему разочарованию, оказалось, что слухи были правдивы. Что же делать? Ринуччо готов пригласить того, кто способен им помочь – это Джанни Скикки, который является как по заказу. Да не один, а со своей дочерью Лауреттой, возлюбленной Ринуччо, на которой тот уже отчаялся жениться. Тётя Дзита настроена против его брака с простолюдинкой без приданого.

Задумку аферы Джанни предлагается обкатать на докторе Спинеллокьо – он как раз пришел проведать пациента. Ему дают заглянуть через приоткрытую дверь в комнату, откуда, имитируя голос Буозо, Скикки говорит, что лучше себя чувствует и хочет поспать. Врач ничего не заподозрил, и семья посылает за нотариусом. Джанни сомневается в их предприятии – за подлог могут и руки отрубить всем причастным, но собравшиеся уговаривают его переодеться в Донати.

Приходит нотариус, Джанни диктует ему новое завещание, согласно которому всё имущество отходит… Джанни Скикки! Родственники потрясены, но ничего не могут возразить. Он выгоняет всех из дома. Лауретта и Ринуччо счастливы.

 

Продолжительность спектакля
I Акт
55 мин.

 

Фото

Пуччини Джанни Скикки    опера Джанни Скикки краткое содержание

   

 

Интересные факты

  • Джанни Скикки – исторический персонаж, современник Данте. Он был одним из провинциалов, переехавших во Флоренцию и разбогатевших там. Городские аристократы, и Данте в их числе, презирали этих нуворишей – неудивительно, что в своей «Божественной комедии» поэт изгнал Скикки в ад. Хотя Пуччини и Форцано не разделяли его мнение.

  • Премьера «Триптиха» - первая, но не единственная, которая прошла без Пуччини. Его следующая опера, «Турандот», была закончена и поставлена Ла Скала уже после его смерти.
  • «Джанни Скикки» - опера, в истоках которой лежат традиционные итальянские жанры оперы-буфф и комедии дель арте. Персонажи последней являются прототипами её героев: Джанни – это типичный Арлекин, за Симоне скрывается Панталоне, а Ринуччо и Лауретта – узнаваемая пара юных влюблённых, здесь же присутствуют и характерные фигуры нотариуса и доктора.
  • В 2008 году в Лос-Анджелесской опере «Джанни Скикки» вышел в постановке Вуди Аллена. Это был дебют кинорежиссера на оперной сцене.
  • Американский композитор Майкл Чинг в 1996 году представил сиквел «Джанни Скикки» - оперу «Призрак Буозо», в которой продолжается история борьбы за наследство родственников Буозо Донати и афер Джанни Скикки.
  • Ежегодно в театрах мира «Джанни Скикки» исполняется 500 раз – чаще, чем любая опера Мусоргского, Беллини или Массне.

 

Лучшие арии оперы

«O, mio babbino caro» - ария Лауретты (слушать)

«Firenze e come un albero fiorito» - ария Ринуччо (слушать)

«Ah, che zucconi! Si corre dal notaio…» - ария Джанни Скикки (слушать)

 

История создания и постановок

Замысел серии одноактных опер Пуччини вынашивал очень долго, как минимум, с начала 1900-х годов. Не было подходящих сюжетов, да и издатель композитора Джулио Рикорди отговаривал его от этой идеи – мало какой театр осилит дорогую постановку, где должны в один вечер выходить три разных состава исполнителей. Но маэстро не сдавался, перебирая и произведения А. Доде, и рассказы М. Горького. За время поисков у него в голове сложился жанровый план – это должны быть трагическая, мистическая и комическая истории. Или – ад, чистилище и рай, подобно структуре дантевской «Божественной комедии». Так появился «Плащ», следом – «Сестра Анжелика». Осенью 1917 года композитор приступил к «Джанни Скикки», либретто к которому, как и к «Сестре Анжелике», написал Джоваккино Форцано. Заглавный персонаж был взят из тридцатой песни «Ада» Данте. Опера была написана за полгода, но истощенной войной Европе было не до театральных премьер. Предложение о постановке поступило из аргентинского театра Колон, но композитор его отклонил.

14 декабря 1918 года весь «Триптих» был представлен в Метрополитан-опера. Впервые маэстро отсутствовал на репетициях и премьере – он счел небезопасным преодоление океана в военное время и дал дирижеру Роберто Моранцони самые подробные указания насчет партитуры. Нью-йоркская публика с нетерпением ожидала этого спектакля – билеты были распроданы полностью. Но, если первые две оперы зал встретил вежливо и сдержанно, то после «Джанни Скикки» просто обрушился аплодисментами и восторгами. В главных партиях выступили Джузеппе де Лука (Джанни Скикки), Флоренс Истон (Лауретта), Джулио Крими (Ринуччо). Сопрано Мари Тиффани сыграла второстепенные роли во всех трех операх.

11 января 1919 года состоялась самая важная для композитора премьера – итальянская, в римском театре Костанци. И здесь наибольший успех получил «Джанни Скикки». Критики особенно отмечали тот факт, что композитор наконец-то вернулся к национальному сюжету, ведь после «Тоски», премьера которой состоялась 19 лет назад, местом действия его опер становились Япония, США, Франция, но никак не родная Италия. На лондонской премьере 1920 года вновь только «Джанни Скикки» удостоился настоящего триумфа. Единственная комическая опера маэстро стала популярной мгновенно. Её хотели ставить многие театры, воспринимая остальные части «Триптиха» как ненужный балласт. Композитор сопротивлялся два года, охраняя от посягательств свой творческий замысел, но затем дал разрешение исполнять «Джанни Скикки» самостоятельно.

Оперу стали ставить в один вечер с «Паяцами» Леонкавалло, «Гензель и Гретель» Хумпердинка, «Замком герцога Синяя Борода» Бартока и даже некоторыми балетами. В 1975 году Метрополитан-опера возобновляет «Триптих», в котором Рената Скотто выступает во всех трех главных женских партиях. В 1976 году «Джанни Скикки» ставят на советской сцене в Ленинградском Малом театре оперы и балета. В 2003 году Мариинский театр первый в нашей стране представил публике весь «Триптих» полностью.

 

Музыка «Джанни Скикки» в кино

Великолепная ария Лауретты не раз звучала в известных фильмах:

  • «Иллюзия обмана 2», 2016
  • «Принцесса Монако», 2014
  • «Вкус жизни», 2007
  • «Рокки Бальбоа», 2006
  • «Солдат Джейн», 1997
  • «Честь семьи Прицци», 1985

Различные постановки «Джанни Скикки» существуют в видеоверсиях:

  • Спектакль Лос-Анджелесской оперы, 2015 год, режиссер В. Аллен, в главных партиях: П. Доминго (Джанни Скикки), А. Чучман (Лауретта), А. Чакон-Круз (Ринуччо).
  • Спектакль Лионской оперы, 2012 год, режиссер Д. Паунтни, в главных партиях: В. ван Мехелен, И.Руско, С. Пиргу.
  • Спектакль Парижской оперы, 2004 год, режиссер Ренье Моритц, в главных партиях: А. Корбелли, П. Чиофи, Р. Сакка.
  • Спектакль Глайндборнского оперного фестиваля, 2004 год, режиссер В. Мортимер, в главных партиях: А. Корбелли, М. Джордано, С. Меттьюз.

По-русски впервые «Джанни Скикки» прозвучал в телефильме Т. Березанцевой и А. Шароева 1956 года «Как Джанни попал в ад». По традиции тех лет, в кадре снимались драматические актеры, а за кадром звучали голоса оперных певцов. Роль Джанни Скикки исполнил М. Греков (поёт М. Киселёв), Лауретты – Р. Максимова (поёт М. Звездина), Ринуччо – В. Кулик (поёт В. Орленин).

 

Менее часа музыки подарили миру лучшую комическую оперу 20 века и одну из самых популярных женских арий на планете – таков гений Джакомо Пуччини, не побоявшегося вступить в противоречие с великим Данте и вытащить Джанни Скикки из самого ада.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Джанни Скикки»