Л. Бетховен опера «Фиделио»

 

Фиделио

4 увертюры и 18 вариантов арии главной героини, 11 лет работы над оперой и 3 ее редакции… За этими цифрами стоит гений одного из лучших композиторов в истории человечества, Людвига ван Бетховена, которому высокой ценой достался успех его единственной оперы. Но именно поэтому «Фиделио» стал самым любимым его сочинением.

 

 

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Флорестан тенор заключенный, испанский дворянин
Леонора сопрано его жена, переодетая в Фиделио
Дон Фернандо бас первый министр
Дон Пизарро бас комендант тюрьмы
Рокко бас тюремщик
Марселина сопрано его дочь
Жакино тенор привратник

 

Краткое содержание

Жакино уже принят в доме своей возлюбленной, Марселины, как зять. Однако девушка в последнее время заметно к нему охладела. Это связано с появлением у Рокко нового помощника, Фиделио, в которого Марселина влюбилась без памяти. Она даже не представляет себе, что Фиделио – это переодетая мужчиной Леонора, пришедшая в тюрьму для того, чтобы найти и освободить своего мужа, Флорестана, который оказался в заключении из-за политических разногласий с Пизарро.

Рокко выводит узников на прогулку, Леонора надеется увидеть среди них и мужа, но Флорестан – тайный заключенный. Пизарро узнаёт, что Дон Фернандо должен прибыть с инспекцией его тюрьмы и приказывает Рокко той же ночью убить Флорестана. Тюремщик поручает Фиделио помочь ему вырыть могилу прямо возле камеры.

Пока Рокко возится с могилой, Леонора узнаёт в заключенном своего мужа. Пизарро спускается в камеру с тем, чтобы убить своего противника, но, как только он обнажает кинжал, Леонора бросается наперерез и наводит на него пистолет. Прибегает Жакино с известием о приезде министра. Тюремщики удаляются, супруги радуются спасению.

Дон Фернандо зачитывает указ о помиловании политических заключенных, а Пизарро, напротив, уводят в камеру. Все восхищены поступком Леоноры и прославляют любовь.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
80 мин. 60 мин.

 

опера Фиделио    Фиделио краткое содержание

   

 

Интересные факты

  • «Фиделио» - уникальное произведение, написанное вне какого-то одного оперного стиля. Оно являет собой симбиоз французской «оперы спасения» с традиционным немецким зингшпилем, содержащим не только музыкальные сцены, но и разговорные.
  • «Фиделио» называют «Симфонической оперой или Оперной симфонией» – в ней впервые оркестр стал не просто аккомпанементом солистов, а выразителем чувств. Многие драматические моменты оперы более выражены музыкой, нежели словами.
  • Подготовка к премьере 1805 года проходила весьма сложно, Бетховен работал со слабым составом солистов. Один из них, исполнитель партии Пизарро, был женат на свояченице Моцарта, что, как он считал, позволяло ему открыто критиковать работу Бетховена. Анна Мильдер, поющая Леонору, была одаренная, но весьма юная певица, которой было не под силу поднять такую эмоциональную партию. Музыканты оркестра роптали против сложной партитуры, а каждый из солистов находил в своей партии совершенно неприемлемые особенности: слишком много или слишком мало пения, неподходящую тесситуру, невыигрышную роль. И, разумеется, никому не нравился взрывной и авторитарный характер композитора, который ни в чем не хотел уступать.
  • Партия Флорестана – одна из самых неблагодарных в теноровом репертуаре. Бетховен весьма вольно обошелся с главной мужской ролью своей оперы, предложив солисту единственную арию, да еще и со сложной высокой нотой после длительного симфонического вступления.
  • 7 декабря 2014 года премьерой «Фиделио» открылся новый сезон в миланском «Ла Скала».
  • К моменту появления «Фиделио» существовало уже несколько опер, написанных на основе этого либретто. В 1798 году состоялась премьера «Леоноры» французского композитора Пьера Гаво, а в 1804 свою «Леонору» представил итальянец Ф. Паэр. Опера Бетховена тоже изначально называлась «Леонора», но его заставили изменить название перед премьерой, чтобы не было путаницы с её двумя «старшими сёстрами».
  • Леонорой зовут главных героинь трех известных опер: «Фиделио» Л. Бетховена, «Трубадура» и «Силы судьбы» Д. Верди.   
  • Несмотря на сложность постановки, «Фиделио» и сегодня весьма востребованная опера. В сезон дается более 500 спектаклей по всему миру. Она звучит чаще, чем «Манон Леско» Пуччини, «Пиковая дама» Чайковского или «Лоэнгрин» Вагнера.

 

 

Популярные арии номера:

Речитатив и ария Леоноры

Ария Флорестана "In des Lebens Frtihlingstagen"

Квартет "Mir Ist So Wunderbar"

"Хор узников" ("О welche Lust, in freier Luft")

 

 

 

История создания и постановок

В основу оперы положено либретто француза Ж.-Н. Буйи, основанное, как утверждал его автор, на реальных событиях. Литератор венского театра «Ан дер Вин» Й. фон Зонлейтнер перевел пьесу «Леонора, или Супружеская любовь» на немецкий язык, и в 1803 году Бетховен принялся писать музыку оперы. Композитор очень любил театр и давно хотел попробовать свои силы в этом жанре. В 1802 году он побывал на премьере оперы Л. Керубини «Водовоз», впечатлившей его и музыкой, и сюжетом, автором которого был тот же Буйи. Это было абсолютное попадание в бетховенское представление об идеальной теме для оперы – острые социально-политические события, борьба с несправедливостью и насилием, на фоне которых развивается история самоотверженной женщины, бросившей все силы на спасение мужа. Во французской оперной традиции такой жанр так и назывался – «опера спасения».

Работал Бетховен весьма интенсивно и до предела самокритично. Он писал и множество раз переписывал арии, дуэты и сцены, доводя их до совершенства. Через два года, 20 ноября 1805, состоялась премьера – но это был далеко не конец истории создания «Фиделио», а едва ли не ее начало…

В 1805 году Бетховен был уже известным композитором. Как же могло произойти, что премьера первой оперы (о том, что она будет единственной, тогда, разумеется, еще никто не знал) под его самоличным управлением обернулась полным провалом, а через три представления «Фиделио» был и вовсе снят с репертуара? Дело в том, что Европа тех лет переживала реальные события, несравнимые ни с одной театральной постановкой. Буквально за несколько дней до премьеры в Вене обосновались наполеоновские войска, многие горожане покинули свои дома, а остальным было совсем не до оперы. В итоге в зале сидели французские офицеры, некоторые критики, но пустые кресла все равно преобладали. На самом деле премьера должна была состояться двумя месяцами ранее, но ее запретила цензура. Театру и композитору удалось отстоять свое детище – но благоприятное время оказалось упущено.

Несмотря на всеобщее неодобрение новой работы Бетховена, его друзья все же уговорили вспыльчивого маэстро ее доработать. Начали с либретто, С. Брейнинг его значительно сократил, из трех актов оставив два. Бетховен написал новую увертюру, переделки коснулись почти всех сцен. 29 марта 1806 года эта редакция увидела подмостки «Ан дер Вин», но на сей раз было дано всего лишь два спектакля. «Фиделио» вновь не задержался в репертуаре, но уже не по причине того, что никому не понравился, напротив, публика его приняла с интересом, а по причине низких сборов. Владелец театра заявил, что музыка Бетховена сложна для восприятия, поэтому продажа билетов на «Фиделио» уступает любой опере Моцарта. Темпераментному маэстро это заявление не пришлось по душе, и он отозвал свою партитуру из театра.

Несколько лет о творении Бетховена никто не вспоминал, пока в 1814 году басы Венской оперы не решили устроить свой бенефис, под который идеально подходил «Фиделио» с его тремя центральными басовыми партиями. Режиссер театра Георг Фридрих Трейчке еще раз переделывает либретто, а композитор вновь глобально и детально переписывает номера оперы – некоторые просто дорабатывая, а некоторые, увертюру, например, создавая заново. 20 мая 1814 года «Фиделио» обрел заслуженный успех, который был превзойден постановкой 1822 года, последней при жизни Бетховена.

Российская публика познакомилась с оперой в 1819 году в Петербурге, где ее исполнили немецкие солисты. 5 апреля 1879 года опера прозвучала в Москве на русском языке, а императорские театры взяли ее в репертуар только в 1905 – премьера в Мариинском театре прошла 29 сентября.

Настоящий бум постановок «Фиделио» пережил после Второй мировой войны, когда большинство европейских оперных театров открыли этим музыкальным символом борьбы с тиранией свой первый сезон в мирное время.

 

 

 

Экранизации и музыка «Фиделио» в кинофильмах

Среди невероятного количества фильмов, где использована музыка Бетховена (их больше 1000) есть и те, в которых звучат мелодии «Фиделио»:

  • «Обещание», 2013
  • «Онегин», 1999
  • «Где Марлоу?», 1998
  • «Нетерпение чувств», 1980
  • «Соломенная женщина», 1964

Известные экранизации оперы:

  • Спектакль «Метрополитан опера», 2002, режиссер Б. Лардж, в главных партиях – К. Маттила, Б. Хеппнер, Ф. Струкманн, Р. Папе.
  • Спектакль «Ковент-Гарден», 1990, режиссер Д. Бейли, в главных партиях – Г. Бенячкова, Й. Протшка, М. Педерсон, Р. Ллойд.
  • Спектакль Венской оперы, 1978, режиссер О. Шенк, в главных партиях – Г. Яновиц, Р. Колло, Х. Сотин, М. Юнгвирт.

 

 

 

Несомненно, главной любовью в жизни Бетховена была инструментальная музыка. Именно страстное желание сочинять симфонии, сонаты и концерты, а вовсе не отсутствие достойного либретто, явилось истинной причиной того, почему опера «Фиделио» так и осталась единственной в творческой биографии немецкого гения.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Фиделио»

 

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Фиделио» на вашем мероприятии.