Д. Верди опера «Луиза Миллер»

 

Тонкий знаток человеческой природы Джузеппе Верди взял в основу своей 14 оперы популярную пьесу Ф. Шиллера, но сфокусировал внимание не на коварстве и любви, а на личной драме главной героини, Луизы Миллер.

 

 

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Граф Вальтер

бас

тирольский дворянин

Родольфо

тенор

его сын

Федерика, графиня Остхейм

альт

племянница графа

Вурм

бас

управляющий графа

Миллер

баритон

отставной солдат

Луиза

сопрано

его дочь

 

 

Краткое содержание

Тироль, первая половина 17 века.

«Любовь»

Родольфо, который в деревне представляется Карлом, приходит поздравить свою возлюбленную Луизу с днем рождения. Он старается не выделяться из числа её друзей, простых сельских жителей. Претендентом на руку девушки является также и Вурм, которому она не отвечает взаимностью. Для того чтобы получить преимущество перед соперником, Вурм рассказывает старому Миллеру, что за его дочерью ухаживает вовсе не Карл, а сын графа Вальтера.

Граф также узнает от Вурма о деревенских похождениях сына. Он желает не допустить мезальянса и женить сына на графине Остхейм. Самой Федерике этот план также по душе – она с детства влюблена в Родольфо. Но тот по-дружески доверяет ей свою сердечную тайну, тем самым разжигая огонь ревности. Миллер рассказывает дочери, кем на самом деле является Родольфо, и на ком он должен будет жениться. Но молодой человек уверяет Луизу в своей любви, и они оба молят Миллера благословить их на брак. Вальтера, следившего за сыном, это приводит в ярость, он приказывает арестовать старика вместе с дочерью. Родольфо угрожает отцу, что обнародует махинации, с помощью которых тот стал графом.

«Коварство»

Миллер арестован. К отчаявшейся Луизе приходит Вурм, предлагающий написать письмо, в котором она признается, что любит его, а не Родольфо – это могло бы помочь её отцу. Девушка соглашается. Графа беспокоит то, что сыну известна его тайна – они с Вурмом ради получения титула совершили убийство. Он понимает, что Родольфо его не выдаст, только если сам решит отказаться от Луизы. Для этого Вурм показывает Родольфо её письмо с признанием. Юноша вызывает его на поединок, от которого тот уклоняется. Вальтер, прикрываясь отцовской заботой, говорит сыну, что должен был позволить ему жениться на Луизе, но юноша уже отравлен подозрением в неверности. Тогда граф предлагает сыну вступить в брак с Федерикой, тем самым отомстив предательнице.

«Яд»

Миллера выпустили из тюрьмы, и Луиза хочет написать Родольфо о том, что она поддалась на шантаж, но понимает, что может вновь поставить отца под удар. Они решают уехать из деревни. Пока девушка глубоко погружена в молитву, в комнату бесшумно проникает Родольфо, добавляя яд в бокал. Они оба выпивают из него. Перед лицом смерти Луиза открывает правду о случившемся, влюбленные примиряются. К Миллерам врываются граф и Вурм, перед смертью Родольфо успевает вонзить шпагу в своего врага. Оба отца скорбят о потере детей.

 

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
65 мин. 45 мин. 45 мин.

 

Фото

верди Луиза Миллер    опера Луиза Миллер краткое содержание

   

 

Интересные факты

  • В «Луизе Миллер» впервые Верди выводит на сцену женский образ, который не раз будет сопровождать его более поздние работы и станет одним из любимых: одинокая слабая девушка, становящаяся жертвой интриг в суровом мужском мире. Таковы и Джильда в «Риголетто», и Виолетта в «Травиате», и Дездемона в «Отелло».
  • В этой опере Верди пишет уникальные дуэты для двух низких мужских голосов. Позже аналогичные номера появятся в «Симоне Бокканегре» и «Доне Карлосе».
  • Вурм – прототип вердиевских инфернальных злодеев, таких как Паоло Альбиани в «Симоне Бокканегре» и Яго в «Отелло».
  • «Луиза Миллер» - самая популярная из редко звучащих опер Верди, ежегодно в мире она исполняется примерно 180 раз.
  • Интерес к опере резко возрос в конце 1960-70 годах, когда в партии Луизы на разных мировых сценах блистали Монтсеррат Кабалье, Катя Риччиарелли, Рената Скотто, а их партнерами в партии Родольфо были Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго. В наши дни Доминго успешно исполняет роль Миллера.
  • В 1840 годы Верди создал половину всех своих опер. «Луиза Миллер» стала 13-й и последней в этом музыкальном марафоне. В то время как по художественной ценности она сравнима только лишь с тремя работами того периода – «Набукко», «Эрнани» и «Макбетом».
  • Сальваторе Каммарано - автор либретто к 8 операм Г. Доницетти, включая «Лючию ди Ламмермур» и «Роберто Деверо». Для Верди он написал еще «Альзиру», «Битву при Леньяно» и «Трубадура», работу над которым прервала его смерть в 1852 году. Также в свои последние месяцы Каммарано трудился над либретто по шекспировскому «Королю Лир», идею которого Верди вынашивал всю жизнь, но так и не смог осуществить.

 

 

Лучшие номера оперы

«Quando le sere al placido» - романс Родольфо (слушать)

«Tu puniscimi, O Signore» – ария Луизы (слушать)

«Sacra la scelta....» – ария Миллера (слушать)

 

История создания и постановок

«Луиза Миллер» ознаменовала переходный период в творчестве Верди, отдаляющегося от бравурных героических сюжетов, которые принесли ему первую славу, к лирико-психологической драме. Этой оперы могло не быть, если бы не вынужденное и не слишком приятное обстоятельство – конфликт с неаполитанским театром Сан Карло. В 1845 году Верди заключил с ним контракт на создание оперы, но сотрудничество не складывалось, и в августе 1848 он написал в театр письмо с требованием аннуляции их договоренностей. Сан Карло, напротив, решил воспользоваться ситуацией и удержать знаменитого композитора, пойдя для этого буквально на шантаж. В контракте был указан не только автор музыки, но и либреттист, Сальваторе Каммарано. И если Верди, живущему тогда в Париже, никакие судебные санкции были не страшны, то неаполитанцу Каммарано грозили меры вплоть до лишения свободы.

Верди, доверяя вкусу либреттиста (вместе они написали уже две оперы), просит его найти интересную чувственную драму, которую будет просто положить на музыку. У него, правда, уже есть такой сюжет – роман Ф.Д. Гверацци «Осада Флоренции». Маэстро предлагает его своему постоянному соавтору Ф.М. Пиаве, но тот занят на военных сборах, поэтому заказ на либретто получает Каммарано. Вскоре из Неаполя в Париж приходят неутешительные новости – местная цензура категорически запретила данный сюжет к постановке. Либреттист посоветовал Верди избегать неоднозначных революционных тем и вспомнил произведение, на которое когда-то сам композитор обратил внимание, драму Ф. Шиллера «Коварство и любовь». 14 мая 1849 года Каммарано отправил Верди уже готовый синопсис. Перенеся действие с герцогского двора в тирольскую деревню, он сместил акцент с коварства на любовь. В целом это привело к значительному упрощению сюжетных коллизий Шиллера, но опере пошло только на пользу.

13 августа Верди начал писать музыку, а 8 декабря 1849 года в Сан Карло представил готовую оперу зрителю. Заглавную партию исполнила Мариетта Гаццанига, которая пела и следующую премьеру маэстро, «Стиффелио». Обе эти её работы Верди не понравились, что он не счёл нужным скрывать. Родольфо пел Сеттимо Мальвецци, а Миллера – баритон Акилле де Бассини. Последнего маэстро высоко ценил. Ранее Бассини участвовал в премьерах его опер «Двое Фоскари», «Корсар», а много позже поехал с композитором в Санкт-Петербург, чтобы выйти на премьере «Силы судьбы» в партии Фра Мелитоне, написанной специально для него.

Публика «Луизу Миллер» принимала хорошо, но маэстро решил впредь никогда не сотрудничать с театром Сан Карло, собственно, так и вышло – для Неаполя он больше ничего не написал. В следующие три года опера ставилась на ведущих итальянских сценах в Риме, Венеции, Флоренции, Милане. В 1852 году её услышали за океаном, в Филадельфии. В Санкт-Петербурге Императорская итальянская опера исполнила «Луизу Миллер» в 1857, российские певцы вышли на сцену в спектакле ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова в 1936 году.

 

«Луиза Миллер» на видео

Далеко не в каждой стране Европы можно посетить исполнение «Луизы Миллер» - она редкий гость на подмостках. Благодаря тому, что некоторые интересные постановки остались на видео, опера звучит и с домашних экранов.

  • Спектакль театра Реджио ди Парма, 2007, дирижер Донато Ренцетти. В главных партиях: Фиоренца Чедолинс (Луиза), Марсело Альварес (Родольфо), Лео Нуччи (Миллер).
  • Спектакль Метрополитен опера, 1979, дирижер Джеймс Ливайн. В главных партиях: Рената Скотто, Пласидо Доминго, Шерилл Милнз.
  • Спектакль Ковент-Гарден, 1979, дирижер Лорин Маазель. В главных партиях: Катя Риччиарелли, Пласидо Доминго, Ренато Брузон.

 

 

Опера «Луиза Миллер» оказалась полностью похожей на свою героиню, обладающую внутренними достоинствами при внешней скромности. В ней собраны все музыкальные и драматические элементы, которые впоследствии воплотились в лучшие образцы зрелого Верди: «Риголетто», «Трубадура», «Травиату».

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Луиза Миллер»

 

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Луиза Миллер» на вашем мероприятии.