Д. Россини опера «Сорока-воровка»

 

Сорока-воровка

Немногие знают, о чем идет речь в опере Джоаккино Россини «Сорока-воровка» - настолько редко она исполняется. Однако её увертюру слышали почти все. По легенде, она появилась последней, за день до премьеры – импрессарио Ла Скала просто запер Россини в комнате, не выпуская до тех пор, пока он в окно не выбросил листки с нотами знаменитой мелодии с барабанами.

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Фабрицио Винградито бас богатый арендатор
Лючия меццо-сопрано его супруга
Джанетто тенор их сын
Нинетта сопрано его служанка
Фернандо Виллабелла бас-баритон её отец, солдат
Готтардо бас сельский староста
Пиппо контральто крестьянский мальчик в услужении у Фабрицио
Исакко тенор уличный торговец

 

 

 

Краткое содержание

опера Сорока-воровка

Имение в сельской местности под Парижем.

В доме Фабрицио Винградито и его жены Лючии все полны радостного ожидания – скоро с войны вернется их сын, Джаннетто. Служанка Нинетта влюблена в Джаннетто, и все хотят, чтобы они поженились, кроме Лючии, которая винит девушку в недавней потере серебряной вилки. Джаннетто приезжает, объясняется с Нинеттой – влюбленные снова вместе. Появляется её отец, Фернандо Виллабелла. Он также пришел с войны, но его ищут за дезертирство. Для того, чтобы прожить в бегах, он просит дочь продать серебряную ложку из фамильного набора. Пожилой сельский староста Готтардо открывает Нинетте свои чувства к ней, сюда же ему приносят ордер на арест дезертира. Он не взял с собой очки, и ордер читает Нинетта, изменяя описание беглеца, чтобы отец успел скрыться. Выпущенная из клетки сорока крадет со стола серебряную ложку Лючии.

Нинетта продала ложку уличному торговцу Исакко и, взяв деньги, собирается в лес на встречу с отцом. Лючия, заметив отсутствие своей ложки, вызывает Готтардо для расследования. Он заявляет, что за кражу законом предусмотрена смертная казнь. Нинетта роняет деньги, а Исакко подтверждает, что она продала ему ложку с инициалами Ф.В. Нинетта не может сказать правду о произошедшем, её арестовывают и ведут в тюрьму.

Джанетто навещает возлюбленную в тюрьме. Он не сомневается в её невиновности и умоляет оправдаться. Вслед за ним появляется Готтардо, который обещает освобождение в обмен на ее благосклонность. Нинетта отвечает, что предпочитает умереть. Она просит маленького слугу Пиппо продать её золотой крестик, а деньги отнести в лес, к отцу - так Фернандо узнает о случившемся. Он приходит в суд, чтобы спасти жизнь дочери, но не успевает – приговор уже вынесен, а сам он оказывается под арестом.

Появляется Эрнесто, сослуживец Фернандо, который привез для него королевское помилование. Пиппо показывает ему путь и получает серебряную монету за помощь, но сорока ворует ее и взлетает к башне. Мальчик бросается за ней. Тем временем Нинетта уже взошла на эшафот. Внезапно с башни раздаются крики – в сорочьем гнезде найдены и монета Пиппо, и ложка Люсии. Оружейные залпы символизируют счастливое завершение истории.

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
95 мин. 100 мин.

 

Фото

Россини Сорока-воровка    опера Сорока-воровка краткое содержание

   

 

Интересные факты

  • «Сорока-воровка» относится к жанру оперы семисериа (полусерьезной оперы). Его отличительные особенности – сюжетная канва, схожая с комической оперой, но с присутствием элементов патетики, драматизации. От чистой мелодрамы её отличает наличие персонажа, исполняемого басом-буффа. Герои оперы семисериа – простые люди, часто – современники своих авторов, сюжетные коллизии вполне достоверны, а центральным персонажем чаще всего является безвинно страдающая героиня. Её гонители творят беззаконие, а одним из благодетелей является лицо, облеченное высшей властью. В опере, как правило, сталкиваются герои из разных социальных слоев. И, разумеется, неотъемлемое условие жанра – счастливый финал.
  • Успешная премьера оперы принесла её создателю не только удовлетворение, но и грандиозную усталость. В течение вечера маэстро приходилось постоянно вскакивать со своего места и кланяться публике, к концу спектакля число поклонов уже перевалило за сотню.
  • Пезаро – родной город Россини. Оперный театр, открывшийся «Сорокой-воровкой», с 1854 года носит имя композитора. С 1980 ежегодно в городе проводится Оперный фестиваль Россини, первой постановкой которого также стала «Сорока-воровка».
  • «Сорока-воровка» - 21 опера Россини. От предыдущей работы, «Золушка», её отделяют четыре месяца, а от последующей, «Армида» - три. Всего в 1817 году у плодовитого композитора вышло 4 оперы.
  • К 200-летию премьеры в 2017 году Ла Скала вновь вернул в репертуар «Сороку-воровку». Спектакль выпустил оперный дебютант, кинорежиссер и обладатель «Оскара» Габриэле Сальваторес. Классический подход к постановке и сценографии был дополнен акробатическими номерами (роль Сороки исполнила цирковая гимнастка), а также включением в число участников спектакля кукол-марионеток театра «Карло Колла и сыновья».

 

Лучшие номера оперы

Увертюра (слушать)

«Di piacer mi balza il cor» - каватина Нинетты (слушать)

«Mi sento opprimere» - секстет из финала первого акта

 

История создания и постановок

Премьера Сороки-воровки

В январе 1817 года Россини прибывает в Милан для того, чтобы написать новую оперу для Ла Скала. На месте его уже ждало либретто Джованни Герардини по пьесе Л. Кенье и Ж. д’Обиньи «Сорока-воровка, или Служанка из Палезо». Двумя годами раньше эта пьеса прошла в Париже с шумным успехом. Сочинение музыки заняло больше времени, чем планировалось, но трех месяцев композитору вполне хватило для создания увесистой партитуры, причем, вся музыка была оригинальной, Россини не использовал ранее написанные мелодии. Маэстро было необходимо взять реванш за провал двух последних его премьер в Ла Скала, «Аврелиана в Пальмире» и «Турка в Италии». Ответственности добавлял и тот факт, что в те же годы здесь с грандиозным успехом прошли показы четырех главных опер Моцарта.

«Сорока-воровка» во многом была совершенно нетипичным ни для своего времени, ни для своего автора произведением. Несмотря на место действия в сельской местности, опера не наполнена несвойственными Россини пасторальными сценами, идиллией, тоской и приторной нежностью – в ней преобладает драматический настрой. Россини получил лучших исполнителей того времени – сопрано Терезу Джиорджи-Беллок (Нинетта), басов Филиппо Галли (Фернандо) и Антонио Амбрози (Готтардо). Премьера состоялась 31 мая 1817 года, публика многократно вызывала певцов и автора на поклоны, до конца сезона спектакль прошел 27 раз. В том же году оперу услышали Флоренция, Верона и Венеция. В 1818 для открытия Театро Нуово в Пезаро Россини переработал «Сороку-воровку» и сам продирижировал её исполнением.

Судьба оперы складывалась сложно – долгие десятилетия забвения сменялись блистательными возрождениями с участием легендарных певцов. Так было в 1883 году, когда в Лондоне в роли Нинетты вышла великолепная Аделина Патти. К 150-летию Россини стараниями директора Консерватории Пезаро Риккардо Зандонаи опера прозвучала в родном городе композитора, через несколько дней – в Сан-Марино на открытии после реставрации Театро Титано, а в мае 1942 года – в Римской опере. Затем к «Сороке-воровке» обратились в 1965 на фестивале «Флорентийский май». В России оперу впервые услышали в 1821 году.

 

Музыка «Сороки-воровки» в кино

Знаменитая увертюра из оперы почтила своим присутствием известные кинофильмы:

  • «Шерлок», телесериал, 2012
  • «Братья Гримм», 2005
  • «Хлеб и тюльпаны», 2000
  • «Бессмертная возлюбленная», 1994
  • «Однажды в Америке», 1984

Две постановки оперы остались на видео. Это спектакль Оперы Кёльна 1984 года с И. Котрубас (Нинетта), Д. Куеблером (Джанетто), Б. Эллисом (Фернандо) и спектакль, показанный в 2008 году на Россиниевском фестивале в Пезаро, с М. Кантареро, Д. Корчаком, А. Эспозито.

 

«Сорока-воровка» знаменует новый этап творчества великого Россини – переход от комических опер к драматичным и реалистичным сюжетам, венцом которых через 12 лет станет героическая драма «Вильгельм Телль».

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Сорока-воровка»