С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»

 

Сергей Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»

Сергей Рахманинов всегда отличался особенным музыкальным почерком. Именно это качество позволило ему внести собственную лепту в известное всем произведение. Умение правильно синтезировать различные жанры позволило Рахманинову обновить музыкальное содержание 24-го каприса Паганини.

Историю создания «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Сочинение относится к позднему периоду творчества. Во время создания русский и советский композитор уже давно проживал за границей. Многие годы музыкант ничего не сочинял, выбрав для заработка путь исполнителя. Длительные занятия за фортепиано утомляли и заглушали композиторский талант. На сочинение просто не оставалось ни времени, ни сил. В 1931 году вместе со своей семьей Рахманинов поселился в Швейцарии. После долгосрочного перерыва музыкант обращается за вдохновением к творцам прошлого. Фигура Паганини, его тонкость изложения музыкальной мысли приковали внимание советского композитора.

Никколо Паганини

В течение нескольких лет, композитор работал над сочинением. Целью, которую он ставил для себя являлось объединение современных джазовых импровизаций с классическим романтическим произведением. В 1934 году произведение было завершено.

Сергей Рахманинов

Изначально Рахманинов хотел, чтобы другие пианисты попробовали исполнить его произведение. Тем не менее, требовательность композитора к исполнению не позволила допустить такого исхода, что пианист не справится с задачей. Тогда Рахманинов сказал, что он не может предать сцену, играя меньше, для него лучше было умереть на сцене.

 

Действительно, выступление с данной программой тяжело далось музыканту. Из-за смысловой тяжести музыки, ее значения, Сергей Васильевич сильно переживал за принятие публикой композиции. Но его переживания были напрасны, так как публика буквально влюбилась в столь необычное и красочное сочинение. Премьера состоялась 7 ноября 1934 года. Партия фортепиано была исполнена Сергеем Рахманиновым. Филадельфийский оркестр звучал под управлением гениального и знаменитого Леопольда Стоковского. Сразу после премьеры произведение получило признание и стало популярно в кругах высокого искусства. По сей день вариации не теряют актуальности.

 

Рахманинов Леопольд Стоковский 

ноты «Рапсодии на тему Паганини» Паганини 

 

Интересные факты

  • Композиция состоит из 24 вариаций. Наиболее популярной и любимой у слушателей является 18 вариация, именно в ней музыкальный образ приобретает наибольшую динамику.
  • Тема Паганини является популярным музыкальным материалом не только среди слушателей, но и среди композиторов. До композитора вариации с основой в виде темы великого скрипача были использованы такими гениальными музыкантами, как Иоганнес Брамс и Ференца Листа. Даже известный композитор в жанре мюзикла Эндрю Ллойд Уэббер попробовал собственные силы в вариациях на каприс.
  • Одним из известнейших исполнений считается авторское. Сохранились аудио и видеозаписи, в том числе с премьеры, на которых Сергей Рахманинов блистательно исполняет собственное сочинение.
  • Произведение включает известный мотив «Dies irae», который является символом рока и смерти.
  • Тональность – ля минор.
  • Все вариации исполняются приемом attaca, то есть без перерыва. Общая длительность рапсодии составляет примерно 30 минут.
  • В настоящее время вариации на тему Паганини Рахманинова популярнее оригинальной скрипичной версии.
  • Наиболее известными исполнителями «Рапсодии на тему Паганини» можно считать таких великих пианистов, как Артур Рубинштейн, Михаил Плетнев, а также Владимир Ашкенази.
  • Восемнадцатая вариация часто использовались в Голливуде, не только в киноиндустрии, но и в популярной музыке.

 

 

Содержание «Рапсодии на тему Паганини»

Рапсодия или вариации на тему Паганини представляют собой одно из ярчайших произведений для фортепиано с оркестром в творчестве композитора.

Стоит отметить, что в XX веке Сергей Васильевич считался одним из крупнейших виртуозов-исполнителей, что также сближало его с загадочным Николло Паганини. Образ музыканта эпохи романтизма, его глубина и мистичность – все это отобразилось в 24 каприсе для скрипки. Выразительная тема из 16 тактов запоминается с первого раза. Даже в современном мире среди исполнителей считается вершиной мастерства исполнение столь сложной с технической точки зрения композиции, не говоря уже о 18-19 веках. За способность к виртуозной игре Николло стали считать человеком, продавшим душу дьяволу.

Паганини

Прочувствовав не только характерные черты для эпохи, но и для личности Паганини, Рахманинов постарался как можно точнее при помощи символов отобразить все фантастическое и магическое, чем наполнена музыка. Одним из символов является мотив «Dies irae», который достаточно часто можно услышать в творчестве композитора. Это символ не только страданий, но и смерти, ужаса. Негативная окраска позволяет раскрыть новые смысловые грани сочинения.

 

Не случайно и обращение к жанру рапсодии. В музыкальном искусстве главными чертами рапсодии можно считать импровозиционное, свободное изложение и воссоздание определенной эпохи. В ходе жанровой эволюции данное понятие было приближено к поэме.

Как говорилось ранее, произведение включает в себя 24 вариации. Каждая вариация несет в себе определенную жанровую нагрузку. Образ постоянно трансформируется и видоизменяется, что свойственно вариациям романтического периода. Тем не менее можно заметить, что вариационный цикл отчетливо делится на три раздела:

  • С 1 – 11 вариации – это экспозиционный раздел, который характеризуется незначительными изменениями темы. Местной кульминацией является 11 вариация, представляющая собой образец стиля Рахманинова.
  • С 12-18 вариации можно проследить активное развитие музыкального развития. Кульминация достигается в одной из самых прекрасных вариаций - №18.
  • С 19-24 вариации начинается заключительный этап. Даже по темповым обозначениям можно понять, что страсти постепенно утихают, на их смену приходит тишина и смирение.

Широкая эмоциональная амплитуда от ностальгии до дьявольских страстей заставляет слушателя испытывать разные чувства. Развитие динамичное на протяжении всей композиции не дает человеку заскучать во время прослушивания.

 

Музыка «Рапсодии на тему Паганини» в кинематографе

Рапсодия на тему Паганини является произведением широко известным во многих европейских стран. Уже спустя 19 лет после создания данного сочинения, оно было использовано в кинематографе. Сегодня актуальность музыки не потеряна, поэтому кинорежиссеры активно используют музыкальное произведение в киноиндустрии. Услышать «Вариации на тему Паганини» Рахманинова можно в следующих кинолентах:

Музыка «Рапсодии на тему Паганини» в кинематографе

  • Правильная жена (2015);
  • Живые внутри (2014);
  • Николина & Томислав (2013);
  • Паганини: Скрипач дьявола (2013);
  • Истории Байрона (2010);
  • Ронин (1998);
  • Сабрина (1995);
  • День сурка (1993);
  • Умереть заново (1991);
  • Сингапурский Слинг (1990);
  • Где-то во времени (1980);
  • История о третьей любви (1953).

 

 

«Рапсодия или вариации на тему на Паганини» - это шедевр культуры XX века, сохраняющий собственную ценность и в наше время. Сплетение жанров, исключительное видение образа, понимание содержания, возможность экспериментировать позволили Сергею Рахманинову создать неповторимое сочинение.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова