Музыкальный инструмент: Флейта-пикколо

 

флейта пикколо

Флейта-пикколо или как ее еще называют – малая флейта, принадлежит к деревянным духовым инструментам и является разновидностью флейты. Действительно, она с ней очень схожа, только пикколо меньше в два раза и гораздо выше по звучанию. Пожалуй, один из самых высоких по своему звуку и в то же время маленьких оркестровых инструментов. С 18-го века пикколо стала неотъемлемой частью симфонического оркестра,  исполняя партии на октаву выше флейты или скрипки. Её звук проникает сквозь все инструменты, создавая потрясающие эффекты.

 

 

 

Звучание у нее блестящее и невероятно пронзительное, звук буквально прорезает тутти, неслучайно многие композиторы применяли именно ее для изображения сказочных персонажей. Например, пикколо можно услышать в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в теме Белки или в произведении А. Лядова «Кикимора». Долгое время, композиторы применяли этот инструмент в тех эпизодах, где нужно было изобразить грозу, ветер или даже сражение.

Изготавливается флейта-пикколо зачастую из дерева, металла либо пластика. Чаще всего ее можно встретить в симфоническом или духовом оркестрах, как правило, там применяется всего одна флейта-пикколо, а вот как солирующий инструмент она встречается гораздо реже.

 

Фото

музыкальный инструмент флейта-пикколо флейта-пикколо

 

 

История флейты-пикколо

Пикколо и большая флейта произошли от военной поперечной флейты Средневековья. В середине 17-го века искусство изготовления флейты претерпело процесс инноваций, и полученные технические усовершенствования были переданы пикколо - ее младшей сестре. Начиная с начала 18 века, пикколо начали появляться с одним-четырьмя клапанами, которых по мере развития века становилось все больше. Таким образом, развитие пикколо отражало развитие флейты в целом.

Важным этапом в истории пикколо стал 1832 год, когда мюнхенский флейтист Теобальд Бём изобрел революционный механизм для флейты. К середине XIX века этот механизм нашел свое применение и в пикколо. Однако, несмотря на это, флейты со старыми механизмами клапанов продолжали использоваться даже в 20 веке.

 

В первой трети XVIII века в партитурах начали появляться партии для "флейты-пикколо" и "флаутино". Однако до сих пор остаются некоторые неясности относительно их истинного назначения. Некоторые предполагают, что эти партии могли быть предназначены как для пикколо, так и для высоких блокфлейт. Примеры таких произведений включают оперы Георга Фридриха Генделя "Ринальдо" (1711 г.) и "Музыка на воде" (1715 г.), а также три концерта Антонио Вивальди. В настоящее время эти партии исполняются на флейте-пикколо.

Людвиг ван Бетховен был одним из первых композиторов, использовавших флейту-пикколо в своих произведениях для имитации звуков природы. Например, в его "Пасторальной симфонии" инструмент использовался для изображения свиста бурного ветра. В "Риголетто" Джузеппе Верди впервые использовал пикколо как символ молнии. Музыкальный инструмент также был задействован Вольфгангом Амадеем Моцартом для спецэффектов в его опере "Волшебная флейта", например, для юмористического изображения евнухов. Во многих произведениях флейта-пикколо используется для создания атмосферы ужаса в пугающих сценах благодаря своему пронзительному и проникающему звучанию на фортиссимо.

Композиторы эпохи романтизма, особенно Рихард Штраус и Густав Малер, полностью включили пикколо в группу деревянных духовых инструментов оркестра. С тех пор пикколо широко используется для придания разнообразия и оттенков звучания оркестра, а иногда даже в качестве сольного инструмента.

 

 

Флейта-пикколо - это небольшой, но очень изящный инструмент, который привлекает внимание своей яркостью и чистотой звучания. Пикколо прекрасно вписывается в оркестровую музыку, добавляя в неё неповторимый оттенок и своеобразие.

 

Флейта-пикколо