Музыкальный инструмент: Валторна

 

Музыкальный инструмент Валторна

Представьте себе средневековую королевскую охоту, со сворой собак, лошадьми и, конечно же, специальными охотничьими сигнальными рогами. Для того чтобы звук был громче и сильнее, эти инструменты совершенствовали и делали длиннее. Со временем, они достигли таких размеров, что было невозможно нормально играть, не говоря уже о передвижении с ними, поэтому мастерам пришла в голову идея свернуть трубку, в несколько витков. Так, собственно и возникла валторна, которая в переводе означает «лесной рог». Если ее распрямить, то получится труба длиною около пяти метров.

 

 

 

Звук

Многие меломаны считают, что тембр валторны один из самых красивых в оркестре, ее сочный голос превращает простую мелодию в силу, которая может успокоить душевное волнение или улучшить настроение слушателя. Звук валторны очень мощный, и когда играет валторновая группа в полном составе, то она пронзает звучание всего симфонического оркестра.

Интересно, что в разных регистрах и динамике, оттенок звука валторны способен меняться от грубого и напористого, до светлого и певучего – это позволяет только одному инструменту передать весь спектр эмоций.

Звук извлекается путем вибрации губ в чашке мундштука, а затем преобразуется колебаниями воздушного столба в инструменте.

Диапазон валторны 4 октавы, но извлечение звуков в высоком регистре весьма затруднительно. Валторна – транспонирующий инструмент, нотный текст для неё пишется в скрипичном и басовом ключах. Композиторы раньше писали в своих произведениях партии для натуральных валторн, без знаков при ключе, поэтому современным валторнистам постоянно приходится транспонировать ноты в разные тональности.

 

 

Фото:

инструмент валторна    валторна

   

 

Интересные факты:

  • А вы знаете, что подобный прием игры, когда валторна перевернута раструбом вниз, установился не сразу? Это новшество позволило легче управлять высотой звука, что расширило ее диапазон.
  • Альпийский рог, который является предком валторны, используется и в наше время. Хотя он относится к медным духовым инструментам, но традиционно изготавливается из древесины(пихты).
  • На некоторых современных моделях валторн раструбы съемные, для удобства переноски инструмента.
  • Один из видов валторны - венская, на ней используется помповый механизм, близкий к тому, что на трубе.
  • В книгу рекордов Гиннеса в 2007 году валторна попала как один из двух самых сложных музыкальных инструментов. Второй был гобой
  • Первый известный дебют у валторны был в опере Ж.-Б. Люлли "Принцесса Элиды"
  • Валторнисты во время игры нажимают вентили пальцами левой руки. В это время правая рука не только придерживает инструмент, что может показаться со стороны, но и регулирует отверстие в раструбе. Этот прием влияет на тембр и немного на высоту звука.
  • В произведениях для симфонического оркестра обычно заняты 2 или 4 валторниста, иногда 8. Но Рихарду Штраусу в его "Альпийской симфонии" понадобилось аж 20 валторн!
  • Самый большой ансамбль валторнистов из 85 музыкантов собирался и выступал в 2007 году в штате Висконсин, США
  • Основная трубка в инструменте 3.5-4 метра, но если учесть и вентильный механизм, то получится все 7 метров.
  • Валторна на английском: french horn, что значит французский рог, и  на немецком: waldhorn - лесной рог.  В 1971 году международное общество валторнистов решило, что инструмент впредь будет называться  "horn".

 

 

Конструкция

Валторна является членом семьи медных духовых инструментов. Она состоит из мундштука и очень длинной, узкой и преимущественно спиральной трубки конического сечения, которая заканчивается широким раструбом. Механизм валторны состоит из 3-5 вентилей, которые изменяют длину инструмента и высоту звука.

Вес валторны около 2 кг.

  1. мундштучная трубка;
  2. основной крон настройки;
  3. соединительная трубка;
  4. соединительный манжет;
  5. предраструб;
  6. соединительное кольцо;
  7. раструб
  8. клапана с вентилями;
  9. кроны;
  10. крючок для пальца.

Основные производители валторн: Alexander (Германия), Holton ( США), Hans Hoyer (Германия), Conn (США), Paxman (Британия), Yamaha (Япония).

 

 

Как выбрать валторну для ребёнка

Валторна, по звучанию, очень интересный музыкальный инструмент, и довольно много детей хотели бы научиться на нем играть. Что должны знать родители, если их ребенок изъявляет такое желание. Во-первых, оптимальный возраст для начала занятий на валторне 9-12 лет, именно в этот период у ребенка заканчивается формирование организма, в том числе зубов. Следует заметить, если у вашего ребенка проблемы с дыханием или есть такое заболевание как астма – занятия на валторне лучшее лекарство. Не удивляйтесь, но обучение начинающего духовика почти всегда начинается с блок-флейты, это обязательный этап, на котором постигаются азы нотной грамоты, и осуществляется постановка правильного дыхания. Во-вторых, чтобы желание музицировать у вашего ребенка не пропало, и облегчить ему учебу, занятия нужно начинать на хорошем инструменте, с приятным тембром, мягкой и легкой механикой.

 Фирм, которые производят валторны сейчас много, но основными и лучшими считаются: Alexander (Германия), Holton (США), Schmid (Германия), Conn (США), Paxman (Британия), Yamaha (Япония). У каждой фирмы есть специальные ученические модели.

 

 

Применение и репертуар

Валторна - очень важный инструмент в симфоническом оркестре. Назначение партии валторны: подголоски, фанфары и сольные моменты, но, пожалуй, наиболее распространенное применение звучания валторны, в качестве гармонического наполнения где-то между линией баса и мелодией. Такое использование этого инструмента является одним из ключевых приемов, которым пользуются начинающие композиторы, так как звучит это красиво и является идеальным способом, чтобы связать вместе звучание всего оркестра.

В духовом или военном оркестрах роль валторны в основном более скромная - аккомпанирующая.

Валторна значимый инструмент не только в симфоническом и духовом, но и в камерном оркестре, а также очень востребована в различных инструментальных ансамблях: трио, квартетах, квинтетах и других.

 Композиторам сразу пришлось по душе мягкое, благородное и несколько «туманное» звучание валторны, поэтому она часто использовалась как солирующий инструмент. П. И. Чайковский любил в своих произведениях поручать исполнение мелодии именно валторне, например, знаменитейшее соло во второй части пятой симфонии. Л.В. Бетховен, Г. Малер, Р. Вагнер, Б. Бриттен, М. Глинка, Д. Шостакович, А. Хачатурян. С. Прокофьев - большинство величайших композиторов не обходили валторну вниманием, поручая ей сольные фразы в своих шедеврах.

Нельзя не отметить тот факт, что валторна очень популярна среди голливудских композиторов. Во многих фильмах мы можем услышать валторновый звук, например, в эпической фантастической саге Д. Лукаса «Звездные войны».

 

Популярные произведения:

В. А. Моцарт - Концерт для валторны с оркестром №4 ми-бемоль мажор (слушать)

Р. М. Глиэр - Концерт для валторны с оркестром (слушать)

Карл Мария фон Вебер - Концертино для валторны с оркестром (слушать)

 

 

История

Начало использования музыкального инструмента похожего на валторну теряется в веках или даже тысячелетиях.  А самые древние экземпляры изготавливались из раковин, дерева, рогов животных, костей, керамики и позже металла. Использовались они для религиозных ритуалов, охоты и войны по всему миру. Ассирийцы и древние народы Мексики пользовались морскими раковинами для обрядов, например вызывали богов дождя. У евреев был священный сигнальный инструмент шофар, сделанный из рогов антилоп, козлов, баранов. Использовался он для созыва народа и предупреждений о войне или другом большом событии. Так же известно, что этруски изготавливали изогнутый рог из терракота и привнесли его в центральную Италию 2700 лет назад.

корну

Первые инструменты из бронзы(меди) появились в Древнем Риме и назывались корну и буцина. Использовались они в римских легионах и флоте для различных сигналов. 

В Средневековье сигнальный рог стал очень популярен, он был неотъемлемой частью турниров, охот, войн. В работе его использовали сторожа, пастухи, пожарные и др. А во многих домах звуком рога оповещали жильцов о начале трапезы. Изготавливались они с разных материалов: слоновой кости, металлов, рогов животных и др.

В конце XVII века круглый рог (валторна) появляется в музыке при дворе Людовика XIV, и вскоре Жан Батист Люлли добавляет такие музыкальные инструменты в оркестр. Сначала валторны были "натуральными", т.е. количество извлекаемых нот возможно только по натуральному (обертоновому) звукоряду, и для перехода в другую тональность исполнителю требовался другой инструмент, немного короче или длиннее. Примерно в 1750 году валторнист Антон Джозеф Хампель изобретает кроны, отдельные согнутые трубки разной длинны, которые вставлялись в валторну и изменяли высоту звукоряда. Последним крупным изменением инструмента было изобретение вентиля в 1813 году, и валторна стала хроматической. Теперь валторнисты смогли извлекать любые ноты не меняя инструмента или крон, и исполнять сольные партии в оркестре.

 

 

Триста лет прошло с тех пор, как валторна заняла прочное место в мировой музыкальной культуре и является одним из важнейших инструментов в различных жанрах инструментальной музыки. Поэтичный характер звучания, ее красивейший тембр, всегда навевал на композиторов такие проникновенные музыкальные мысли, которые в исполнении на этом инструменте не оставляют равнодушным ни одного меломана.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать валторну