А. Глазунов «Симфония №1»

 

А.К. Глазунов «Симфония №1»

Александр Глазунов – это видный представитель плеяды замечательных русских композиторов, внёсших весомый вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Он оставил для потомков богатое наследие, в котором особое место занимают монументальные, а именно симфонические произведения. В них творческий облик композитора выражен наиболее ярко, представлены характерные для его сочинений эпическая широта, пластичность музыкального языка и изящество мелодических линий. Особое место среди произведений выдающегося маэстро занимает его Первая симфония, так как она хоть и написана в шестнадцатилетнем возрасте, но является убедительным примером проявления ярчайшего композиторского дарования юного Глазунова.

 

История создания

История возникновения Первой симфонии, которая сразу после премьерного исполнения сделала А. Глазунова знаменитым, была довольна интересной. Всё началось в немецком Бад-Киссингене, куда Саша в 1879 году вместе с родителями приехал на летний отдых, и где он имел возможность обстоятельно познакомиться с симфоническим оркестром, который два раза в день играл в курортном парке. Мальчика это настолько заинтересовало, что он постоянно посещал не только концерты, но и репетиции коллектива. Музыкантам очень понравился любознательный молодой человек, который в антрактах всегда увлечённо расспрашивал об их инструментах. Именно в то время Саша полюбил оркестр, и у него зародилась мечта в будущем стать композитором.

Александр Глазунов

Летом следующего 1880 года эта история получила продолжение, но уже на знаменитом курорте Друскеники. Впечатление от услышанной «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена в исполнении местного оркестра было настолько велико, что его не покидала навязчивая мысль написать такое же большое произведение. Поначалу Саша решил назвать симфонию «Славянской» и отработать в ней народные мелодии, которые постоянно записывал по примеру своих учителей М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакого. Однако спустя время от этого названия Александр отказался и решил: пусть будет просто «Первая», ведь за ней последуют и другие.

В конце лета, по возвращении домой, Саша первым делом поведал Балакиреву и Римскому-Корсакову о своих дерзновенных для неопытного музыканта замыслах, а кроме этого показал эскизы симфонии, тематизм которой их просто покорил. Наставники не только одобрили планы своего воспитанника, но и впоследствии всячески помогали ему, так как считали, что это произведение явится своеобразным аттестатом зрелости талантливого Глазунова. Милий Алексеевич, например, оказал помощь в оркестровке многих страниц, а также помог дописать коду финала, которая никак не получалась у юного композитора. К весне симфония бала закончена, и её премьерное исполнение назначили на 17 марта 1882 года в зале Дворянского собрания. Оркестром дирижировал Балакирев. Уже сразу стало ясно, что слушателям произведение понравилось, аплодисменты усиливались после каждой части. И какого же было удивление публики, когда при вызове автора на сцену вышел застенчивый мальчик в форме гимназиста, которому с большим трудом можно было дать шестнадцать лет. Удивление зрителей было настолько сильным, что юного автора долго не отпускали с подмостков. В августе того же года успех симфонии повторился, она была исполнена в Москве на Всероссийской выставке, однако на этот раз произведением дирижировал Римский-Корсаков.

 

 

Интересные факты

  • Как знак большого уважения свою Первую симфонию юный Саша Глазунов посвятил Н.А. Римскому – Корсакову. Слова о глубокой благодарности учителю он надписал на партитуре произведения.
  • Просмотрев партитуру Первой симфонии, Римский - Корсаков, преподававший Глазунову теоретические дисциплины и композицию высказался о том, что ученик более в учителе не нуждается.
  • За рубежом Первая симфония Глазунова на суд слушателей была представлена на фестивале в Веймаре в мае 1884 года. Инициатором исполнения был сам Ференц Лист, который ознакомившись с произведением, дал ему положительную оценку. В знак благодарности за радушный приём и оказанное внимание Глазунов свою Вторую симфонию посвятил памяти великого венгерского композитора, который, к сожалению, к моменту окончания сочинения произведения ушёл из жизни.
  • Несмотря на то, что Первая симфония Саши Глазунова изначально была успешно встречена не только слушателями, но и критиками, из-за недостаточного опыта юного композитора она несомненно имела ряд различных недочётов и щероховатостей, и поэтому композитор на протяжении жизни не раз возвращался к его редакции. Например, он внёс дополнительную корректировку произведения перед изданием в 1885 году, а затем в 1929 году. К сожалению, в результате такого внимания автора к данному своему сочинению изначальная его редакция, которая датировалась 1881-1882 г. не сохранилась.
  • Впоследствии Глазунов понимал, что вся Первая симфония пронизана влиянием композиторов «Могучей кучки». Мало того, что он перенял манеру оркестровки своих учителей, кроме этого, в своём первом монументальном произведении Саша сам явственно слышал отзвуки произведений кучкистов.
  • О достоинствах Первой симфония А. Глазунова красноречиво говорит тот факт, что это произведение юного композитора любили Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский.
  • Несмотря на грандиозный успех премьерного исполнения произведения, нашлись «доброжелатели», которые распускали слухи, что симфония написана по заказу богатых родителей юноши его знаменитыми преподавателями: М. Балакиревым и Н.А. Римским – Корсаковым. Кроме этого, в прессе появлялись карикатуры изображавшие Сашу Глазунова в виде младенца с нотами в руках.
  • Во время репетиции Первой симфонии произошло важное событие: Саша познакомился М. Беляевым – богатейшим меценатом, в дальнейшем сыгравшим в жизни композитора значимую роль. Большой знаток музыки, он, сразу влюбившись в талант юного музыканта, устроил Саше Глазунову творческий вояж по странам Европы, а затем, для того чтобы печатать сочинения своего подопечного, основал в Германии собственное музыкальное издательство.

 

 

Содержание

Первая симфония - это весьма значимое произведение на раннем этапе творческого пути Александра Глазунова. Пусть это сочинение довольно наивное и ещё не достаточно совершенное, тем не менее в нем уже обозначились особенные черты, характерные для знаменитого глазуновского симфонизма, то есть восторженная праздничность, мечтательность и радостное мироощущение. Кроме этого творение юного автора отличается величием, грандиозностью и широтой музыкального изложения.

Музыка симфонии раскрашена в светлые жизнерадостные и даже несколько пасторальные тона, ведь она была создана на основе впечатлений, полученных юношей во время летнего отдыха, и поэтому в образном содержании произведения находят отражение красота летней природы, а также все прелести сельской жизни. В тематизме произведения умело использованы мотивы народной музыки, но вместе с тем в нём ярко проявляется присущий композитору мелодический дар.

Симфония «Е-dur» включает в себя четыре части:

  1. Аллегро
  2. Скерцо
  3. Адажио
  4. Финал
  • «Аллегро». Экспозиция начинается с легкой, синкопированной танцевальной главной партии, сочетающей в себе подвижную плясовую песню и распевную мелодию. Гармонизовав эту тему простыми трезвучиями в свободной последовательности, композитор привносит в неё интересный народный колорит. Далее весёлый мотив сменяется прозрачным и задумчивым пением деревянных духовых инструментов, рисующих картину весенней природы, однако вскоре всё опять окрашивается светлыми и радостными красками, отображающим юношеское жизнелюбивое мироощущение.
  • «Скерцо» изображает нам жанровую картинку: деревенское праздничное веселье. Всё начинается со вступления басов с накладывающимся на него незамысловатым, но наполненным юмором наигрышем кларнетов и альтов. В средней части, композитор как тематический материал использовал народную песню «Микита», а чтобы мелодия звучала ярче и острее и приобрела своеобразный гротескный характер, гармонизовал её, используя приём переменно – ладового смещения.
  • «Адажио» – это певучие и плавные мелодии. Эту часть симфонии можно было бы назвать элегией, но в ней нет ни грусти, ни печали и она насквозь пропитана задушевностью и теплотой. Тем не менее автор в ней размышляет при помощи музыки о чём-то жизненно важном.
  • «Финал» – это яркая картина разгульного народного праздника. Композитор, используя в различных ритмических вариантах три разнохарактерные мелодии, одна из которых постоянно меняющая свой облик известная польская песня «Про москалей», рисует непринужденное безудержное веселье, которое завершается мощными насыщенными аккордами.

 

 

Первая симфония А. Глазунова - это замечательное произведение тогда ещё юного композитора. Несмотря на то, что оно не стала произведением, имеющим в музыкальной истории большое значение, однако явно обозначила о появлении подающего большие надежды молодого дарования.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Симфонию №1

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: краткое содержание, интересные факты, видео

Link
Вальс

Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев

Link
Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография, творчество, интересные факты

Link
Скрипка

Скрипка: интересные факты, видео, произведения, история

Link
Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский: биография, видео, интересные факты, творчество

Link
П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»: краткое содержание, видео, интересные факты, история

Link
Ж. Бизе опера «Кармен»

Ж. Бизе опера «Кармен»: интересные факты, видео, краткое содержание

Link
Гитара

Гитара: интересные факты, видео, разновидности, история

Link
Д. Верди опера «Травиата»

Д. Верди опера «Травиата»: краткое содержание, интересные факты, история, видео

Link