А. Глазунов «Стенька Разин»

 

А. Глазунов «Стенька Разин»

Степан Разин - донской казак, предводитель народного восстания в русской истории является весьма яркой фигурой, интерес к которой не уменьшается и по сей день. Народ про него слагал песни и былины, поэты сочиняли стихи, писатели романы, а художники отображали в своих картинах. Не обошёл стороной этот колоритный образ и выдающийся русский композитор Александр Константинович Глазунов, сочинивший симфоническую поэму «Стенька Разин» - прекрасное произведение, наполненное духом вольности и свободолюбия. В нём автор посредством музыки воссоздал известное историческое событие, однако, не затрагивая в своём сочинении социальную сущность народного восстания, он лишь изобразил закончившиеся трагически романтические отношения народного героя и прекрасной невольницы.

 

История

Идея сочинить симфоническую поэму «Стенька Разин» пришла к Глазунову не случайно, а по стечению определённых обстоятельств. В 1882 году он познакомился с замечательным композитором, входящим в содружество «Могучая кучка», А.П. Бородиным. Музыка произведений Александра Порфирьевича и особенно его «Богатырской симфонии» настолько воплощала величественные образы богатырей и воспевала патриотизм и могущество русского народа, что уже одним вступлением призывала встать на защиту родной земли.

Александр Глазунов

Глазунов, восхищаясь талантом Бородина и находясь под впечатлением от его сочинений тоже замыслил своим новым произведениям придать героико-эпический характер. Так, у юного композитора появилось намерение написать симфоническую увертюру и в качестве главной темы использовать народную песню «Эй, ухнем!». Однако уже осенью того же года планы Александра изменились и он начал работу над симфонической поэмой под названием «Стенька Разин» - произведением с народно – исторической тематикой, в котором композитор воссоздал образ незаурядного главаря стихийного народного бунта. В это сочинение и перенёс А. Глазунов всю музыкальную тематику, изначально задуманную в увертюре, а, кроме этого, по убедительному настоянию В.В. Стасова наделил его словесной программой.

Увы, но юный композитор имел привычку работать одновременно над несколькими произведениями, поэтому работу над «Стенькой Разиным» он закончил только через три года, а его премьерное исполнение состоялась лишь осенью 1885 года. Это был знаменательный концерт, поскольку он положил начало «Русских симфонических концертов», инициатором которых был большой друг Глазунова, тонкий ценитель и знаток музыки М. Беляев. Меценат всё организовал с присущим ему размахом: он арендовал лучший столичный зал Дворянского собрания, нанял оркестр Мариинского театра и пригласил именитых солистов. Слушателей на этом мероприятии было не так много, так как обозначенная в программе музыка отечественных композиторов среди обычной публики особой популярностью не пользовалась, однако после нескольких концертов посещение этих концертов стало настолько активным, что вскоре они стали считаться весьма значимыми событиями в культурной жизни Санкт-Петербурга. Первое исполнение «Стеньки Разина» прошло успешно, и произведение  получило одобрение и хорошую оценку от А.П. Бородина, В.В. Стасова и Н.А. Римского-Корсакого.

 

 

Интересные факты

  • Поэму «Стенька Разин» автор посвятил талантливому композитору А.П. Бородину, об этом говорит надпись на титульном листе партитуры, которая впервые была напечатана в 1888 году в лейпцигском музыкальном издательстве М. Беляева. К большому сожалению, Александр Порфирьевич к тому времени уже ушёл из жизни.
  • Александр Глазунов, когда работал над поэмой «Стенька Разин», был настолько увлечён творчеством А.П. Бородина, что при выборе тонального плана произведения остановился на си миноре – любимой тональности Александра Порфирьевича.
  • Глазунов, задуманную им в 1882 году увертюру «Эй, ухнем», в конечном итоге преобразовал в симфоническую сюиту «Стенька Разин». Однако произведение с названием бурлацкой песни всё же вышло из-под пера композитора, только теперь это был концерт для хора и симфонического оркестра. Данным сочинением автор выказал своё отношение к революционным событиям, произошедшим в России в 1905 году.
  • Симфоническую поэму «Стенька Разин» знаменитый балетмейстер-реформатор А.А. Горский в 1918 году сценически воплотил на подмостках Большого театра.
  • Поэма «Стенька Разин» с успехом исполнялась не только в России, но и за её пределами. Первый раз за рубежом она с успехом прозвучала в Париже в 1889 году в рамках Всемирной выставки (дирижировал сам автор). Слушатели концерта были очень удивлены, когда узнали, что автору поэмы всего двадцать лет.
  • На сегодняшний день известно около десяти записей данного произведения, сделанных не только на родине композитора, но и в таких странах, как Германия, Швейцария. Аргентина, Англия и Шотландия.

 

 

Содержание

Творческий период, к которому относится сочинение поэмы «Стенька Разин», музыковеды и биографы А. Глазунова называют юношеским или кучкистским. В это время он в своих произведениях действительно беспрекословно следовал традициям композиторов из творческого содружества «Могучая кучка». Поэтому, «Стенька Разин» - это произведение с народно-историческим сюжетом, музыкальным тематизмом, основанным на народных мелодиях, и развёрнутой программой, которая на самом деле не была планом для композитора, а лишь помогала неискушенному слушателю настроить своё воображение. Глазунов построил её на фольклоре, воспевающем храбрость вольного атамана и его удалых казаков. Содержание литературного вступления таково: по Волге - матушке плывут богато разукрашенные челны Стеньки Разина. На первой ладье расположился сам атаман со своими товарищами и прекрасною персидской княжной, которую захватили в полон. Восседая в парчовом шатре, девушка рассказывает сон, который ей приснился накануне: она утонет в реке, атамана казнят, а вольных казаков посадят в темницы.

Произведение написано в форме сонатного аллегро, однако композитор интерпретирует её достаточно свободно. Поэму он начинает с развёрнутого вступления, а затем использует определённые композиторские приёмы, то есть разглаживает границы между разработкой и репризой, в которой происходит основной кульминационный подъём и завершает произведение грандиозной кодой, сливающей воедино сердечную бурю в душе главного героя, вещий сон княжны, её смерть и бесшабашную удаль неудержимой дружины.

Композитор в «Стеньке Разине», как и предопределено в сонатной форме, сделал контрастное сопоставление главной и побочной партии. В главной партии Глазунов использовал песню волжских бурлаков «Эй, ухнем», чтобы картинно создать образ стихийной мятежной ватаги. По началу она возникла во вступлении в виде небольших интонаций, а затем, постепенно развиваясь и связываясь воедино, в конце произведения грозно и величественно звучит в завершённом виде в исполнении медных духовых инструментов. Побочная партия – это нежная, созерцательная мелодия, изображающая образ прекрасной восточной княжны. Она так же, как и главная партия, в процессе постепенно образно трансформируется и в репризе становится энергичной и волевой.

Сочиняя «Стеньку Разина» двадцатилетний Александр Глазунов уже в то время, в высокой степени владея различными композиторскими техниками: формой и фактурой, оркестровыми и гармоническими средствами, обильно насытил произведение яркой изобразительностью и красочными эффектами. В музыке поэмы можно услышать плеск воды, топот скачущих лошадей и лязг бряцающего оружия. Кроме того, всё действие происходит на фоне красочного великолепия волжской природы, которое живописно отразилось в музыке произведения.

 

 

Симфоническая поэма «Стенька Разин» - это произведение, которое завершило юношеский период творческого пути Александра Глазунова. В нём двадцатилетний юноша предстал как художник, свободно владеющий различными приёмами музыкального развития и имеющий сложившееся симфоническое мышление. А созданные им в поэме яркие музыкальные образы и совершенство их воплощения позволили данному сочинению встать в ряд с другими заслуживающими особого внимания произведениями русской симфонической музыки.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «Стеньку Разина»

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: краткое содержание, интересные факты, видео

Link
Вальс

Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев

Link
Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография, творчество, интересные факты

Link
Скрипка

Скрипка: интересные факты, видео, произведения, история

Link
Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский: биография, видео, интересные факты, творчество

Link
П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»: краткое содержание, видео, интересные факты, история

Link
Ж. Бизе опера «Кармен»

Ж. Бизе опера «Кармен»: интересные факты, видео, краткое содержание

Link
Гитара

Гитара: интересные факты, видео, разновидности, история

Link
Д. Верди опера «Травиата»

Д. Верди опера «Травиата»: краткое содержание, интересные факты, история, видео

Link