Ж. Бизе «Арлезианка»

 

Ж. Бизе АрлезианкаКогда речь заходит о выдающемся французском композиторе Жорже Бизе, то вершинным достижением его творчества многие считают знаменитую оперу «Кармен». Это произведение действительно шедевр, признанный во всём мире, однако у композитора есть ещё одно творение, в котором ярко проявилось всё его искусство оркестровки, мелодический дар и французское изящество композиторского стиля. Изначально сочинённая для театрального спектакля, а затем преобразившаяся в самостоятельное произведение, музыка Бизе к драме А. Доде «Арлезианка» приобрела не только большую популярность, но и встала в один ряд с лучшими произведениями мировой музыкальной культуры.

Историю создания «Арлезианки» Бизе, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В 1872 году парижане с нетерпением ждали открытия вновь созданного театра «Водевиль», тем более, что первый сезон должен был начаться широко разрекламированной пьесой написанной по мотивам одноименного романа Роберта Гальта «Мадам Френэ». В качестве второго спектакля дирекция выбрала драму «Арлезианка», которую писатель из Прованса Альфонс Доде создал на основе одного из своих рассказов из сборника под названием «Письма с моей мельницы». Большой опыт театрального режиссёра подсказал Леону Карвальо, возглавлявшего театр «Водевиль», что эту постановку, действие которой происходит в пропитанном солнцем Провансе с его своеобразными обычаями и нравами, просто необходимо было украсить выразительной и эмоциональной музыкой, помогающей более полному раскрытию образов. А поскольку директор хорошо был знаком с творчеством Жоржа Бизе, то музыкальное оформление драмы он предложил именно этому композитору.

Бизе, в то время окрылённый радостным событием, жена подарила ему наследника, с удовольствием согласился на предложение режиссёра. Прочитав пьесу, композитор сразу приступил к работе. Ему понравилась отображённая в драме реальная правда жизни, настоящие человеческие чувства и обыкновенные люди, так не похожие на традиционных оперных персонажей.

 

На сочинение музыки к спектаклю, которая состояла из 27 номеров, Бизе потребовалось всего два месяца. Сложность для композитора заключалась лишь в том, что театр обладал оркестром, состоящим из 26 музыкантов, и всё же для такого малого состава он смог написать яркую музыку, которую впоследствии все признают гениальной.

театр «Водевиль»

Открытие театра было намечено на начало октября, но вдруг случилось непредвиденное: цензура запретила показ спектакля «Мадам Френэ», билеты на который были полностью раскуплены. Разгорелся скандал, который дошёл до совета министров, однако запрещение не сняли. Директору театра пришлось активно выкручиваться и вместо «Мадам Френэ», ничего не оставалось как только открывать сезон «Арлезианкой».

 

Буржуазной публике такая замена пришлась совсем не по вкусу, ведь она желала красивого действия, а на сцене крутились какие-то простолюдины: крестьяне и пастухи, напоминавшие им о Парижской коммуне. Да ещё эта музыка, которой было так много, что зрителю казалось, будто он попал в оперу. В общем, спектакль, изначально встреченный враждебно, долго на сцене не продержался, а вот музыка осталась, так как Бизе составил из четырёх, как он посчитал лучших музыкальных номеров: Прелюдии, Менуэта, Адажиетто и Перезвона сюиту, уже через месяц впервые исполненную симфоническим оркестром под управлением Ж.Э. Падлу. Прошло десять лет после смерти Жоржа Бизе и его друг композитор Эрнест Гиро объединил ещё четыре произведения: Пастораль, Интермеццо, Менуэт и Фарандолу. Так появилась сюита «Арлезианка» № 2.

 

автограф «Арлезианки» Бизе «Арлезианка» 

Бизе оркестр исполняет «Арлезианку» Бизе 

 

Интересные факты

  • Зрители премьерных спектаклей «Арлезианки» по драме А. Доде были крайне разочарованы. Одной из причин недовольства публики было ожидание появления на сцене молодой красивой страстной девушки заявленной в названии пьесы, но к всеобщему разочарованию она так и осталась таинственной и невидимой особой, вокруг которой было сосредоточено всё действие.
  • Через три года после смерти французского композитора П.И. Чайковский в письме рекомендовал своим друзьям обратить внимание на музыку Бизе к драме «Арлезианка», называя её свежим шедевром.
  • Сюжет драмы «Арлезианка» таков: действие происходит на юге Франции в Провансе. Молодой человек по имени Фредери, старший сын хозяйки фермы, полюбил красивую девушку из Арля. Уже совершён сговор, и семья готовиться к предстоящей свадьбе, но на ферме появляется незнакомец, который рассказывает, что два года был любовником невесты Фредери, но после произошедшего сватовства девушка его отвергла. Как знак доказательства человек показал письма, свидетельствующие о любовной связи. Помолвка расторгнута. Фермерша просит соседскую девушку Виветту, которая давно влюблена в Фредери, помочь её сыну. Однако юноша не может справиться с роковой страстью и кончает жизнь самоубийством.

 

  • Изначально драма Доде успехом у зрителей не пользовалась, и выдержав всего 21 представление, она ушла со сцены. Через десять лет постановку спектакля возобновили, и он стал пользоваться популярностью, однако публику больше привлекало не действие драмы, а музыка, которой она была украшена.
  • Поскольку во вновь открывшемся театре состав оркестра был очень маленьким и включал в себя всего 26 музыкантов, то Жоржу Бизе, чтобы сделать музыку более выразительной и красочной, пришлось проявить большую находчивость. Например, он ввёл в партитуру недавно изобретённый и запатентованный инструмент саксофон. Кроме этого, для более сочного звучания оркестра сам композитор играл на фисгармонии, стоящей за кулисами.

  • Сюита «Арлезианка» - это первое и пожалуй единственное произведение ещё при жизни автора с большим успехом и бисовками исполняемое на разных популярных концертных площадках Парижа.
  • В нынешнее время музыка Бизе к «Арлезианке» пользуется весьма большой популярностью. Её можно услышать в различных сериалах, мультипликационных фильмах, компьютерных играх и рекламных роликах. А в Албании во времена правления политического лидера Энвера Ходжи один из эпизодов сюиты использовали как военный марш.

 

Содержание

Сюита № 1, составленная самим автором, включает в себя четыре номера: «Прелюдию», «Менуэт», «Адажиетто» и «Перезвон».

Цикл начинается с Прелюдии, которая в спектакле играет роль увертюры, лаконично отображающей идейное содержание драмы. В этом оркестровом вступлении композитор показывает три разнохарактерные темы. Первая – яркая, наполненная светом картина народной жизни. Вторая – образ чувствительного парнишки Жанэ, и третья – тема, передающая мучительные душевные смятения главного героя Фредери. Помимо сопоставления контрастных образов для достижения остродраматического эффекта Бизе применяет такой композиторский способ как развёрнутое вариационное развитие.

Прелюдия включает в себя три части. В первом разделе, который начинается всеобщим унисонным звучанием оркестра, композитор использовал французский рождественский напев-ноэль «Марш трех королей». Изначально мелодия звучит строго и торжественно, но совсем по иному она представлена в первой вариации в исполнении кларнета. Создаётся ощущение умиротворённости и покоя, которое помогает воссоздать нежное звучание деревянных духовых инструментов. Вторая вариация контрастно преображает тему: она звучит по-праздничному весело и отличается от третьей, которая в исполнении виолончелей на фоне триольного аккомпанемента фаготов приобретает мягкий и певучий характер. Самым ярким и насыщенным является четвёртое вариационное проведение темы. Тутти всего оркестра создаёт настроение радостного веселья, достигает кульминационного подъёма и затем постепенно утихает.

Второй раздел прелюдии начинается после длительной паузы. Музыка здесь совсем иная: очень печальная и нежная мелодия, исполняемая саксофоном, раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние. Последующая третья часть прелюдии начинается с печального всхлипывания скрипок, которое затем перерастает в отчаянный вопль, в душевное стенание. Взволнованная мелодия становиться такой драматичной, что подводит к высшей точке эмоционального напряжения.

Второй номер сюиты - это весёлый «Менуэт», написанный автором в трёхчастной форме. Тема первого раздела танца представляет собой весьма незатейливый мотив с повторением одного звука и задористыми форшлагами. Мелодия по-настоящему передаёт характер старинного французского грациозного менуэта. Среднюю часть танца маэстро построил на вальсообразной напевной теме лирического характера исполняемой духовыми инструментами на фоне красивых пассажей группы скрипичных инструментов.

Менуэт

«Адажиетто» – третья, самая небольшая пьеса цикла, с красивой выразительной мелодией в исполнении скрипок. Мягкое сурдинное звучание придаёт произведению особый благородный характер наполненный дыханием старины.

«Перезвон» - последняя финальная часть первой сюиты вновь погружает слушателя в атмосферу яркого праздника сопровождаемого звонким и весёлым трезвоном колоколов. Средний эпизод произведения оттеняет размашистость первого раздела. Это легкая и немного грустная мелодия в исполнении флейт, которая по ритмическому рисунку очень напоминает сицилиану. 

Сюита «Арлезианка» № 2, составленная после смерти Бизе его другом Эрнестом Гиро, так же как и первая сюита включает в себя четыре части и начинается с пьесы под названием «Пастораль». В спектакле эта музыка служит вступлением ко второму действию и изображает картину прекрасного пробуждения утренней природы, восход солнца и крестьян идущих в поля на работы. Произведение начинается полнозвучным тутти, которое затем сменяется эпизодами светлого пасторального характера, нарисованных композитором при помощи тембра деревянных духовых инструментов. Средняя часть – это жизнерадостная и очень красивая мелодия, которую как птичьи трели пронизывают высокие звуки флейты – пикколо. Гиро сам оркестровал этот раздел, взяв за основу мотив хора крестьян. Завершается пастораль темой первого раздела, которая представлена в качестве укороченной репризы.

Вторая часть сюиты «Интермеццо» – это один из самых драматичных эпизодов сюиты, который начинается выразительной лирической темой, изначально проведённой саксофоном и валторной в обрамлении мощных аккордов, а затем подхватываемой группой скрипичных инструментов.

«Менуэт» - этот номер Гиро заимствовал из оперы Бизе «Пертская красавица». Очень нежная прозрачная тема солирующей флейты под хрустальный аккомпанемент арфы противопоставлена здесь увесистой по оркестровке средней части. В репризе соло флейты нежно обвивают звуки саксофона.

«Фарандола» - последний заключительный номер второй «Арлезианки». Начинается она темой «Марша трех королей», затем за ней следует мотив также заимствованный из прованского народного фольклора – это «Танец резвых лошадей». В заключении обе эти мелодии тесно переплетаются, превращаясь в праздничный ликующий финал с жизнеутверждающим началом.

 

«Арлезианка» в творческом развитии Жоржа Бизе сыграла значительную роль. Композитор сам понимал, что эта музыка помогла вступить ему на правильный путь, по которому нужно идти до конца. И действительно, выбранная дорога привела его к опере «Кармен» – шедевру, вошедшему в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Арлезианка» Бизе