Сальса - популярный латиноамериканский танец с острым характером

 

сальса

В некоторых странах сальсу называют «музыкой тропиков», настолько ярко в ней ощущается культура жарких стран Карибского бассейна. Это одновременно простой и непринужденный танец, освоить который не составляет труда практически никому. Но прежде чем перейти к практике, предлагаем узнать больше об этом стиле и прочувствовать его красоту через популярные мелодии.

 

История сальсы: сначала была музыка

Мог ли Христофор Колумб подумать, что станет главным виновником появления целого созвездия латиноамериканских танцев, и в частности сальсы? Навряд ли. В начале XV века этого первооткрывателя заботила абсолютно иная цель — открыть более короткий морской путь до Азии. Вместе со своей командой он отправился в длительное путешествие на запад и... достиг берегов Кубы. Это событие произошло в 1492 году — кубинскую культуру ждали большие перемены.

Вновь открытые земли поспешили занять испанские колонизаторы. В погоне за территорией они уничтожали коренных индейцев, не задумываясь о том, что огромные площади придется кому-то обрабатывать. Этот вопрос решили с помощью негров: караваны судов с рабами из Африки останавливались возле берегов Кубы и других островов Карибского моря на протяжении почти трех столетий.

Казалось, сама судьба благоволила единению трех культур: европейской, кубинской и африканской. Особенно значимым для этого слияния оказался 1886 год — дата отмены рабства на острове Свободы. С этого момента влияние африканской культуры усиливается, достигнув апогея в 1895 году, когда Кубу признали независимым государством. Танцевальные традиции острова стали развиваться в мире, лишенном расовых предрассудков. Ритуальные ритмы бывших чернокожих рабов незаметно проникли в кубинскую культуру, где балом уже правил английский контраданс. Все это привело к появлению дансона, ча-ча-ча, сона, румбы и других национальных кубинских танцев, которые в дальнейшем были «перевезены» в Америку.

А как же сальса? Ее появление связано с закатом латиноамериканской танцевальной культуру в США. В 60-х годах интерес к кубинским ритмам среди молодежи Испанского гарлема — крупная диаспора латиноамериканцев на Манхэттене — стал угасать. Всему виной был рок-н-ролл, по которому сходили с ума американские юноши и девушки. Нечто нового требовало и латиноамериканское сообщество. Так возник жанр под названием бугалу.

Новому направлению не суждено было существовать долго, несмотря на высокую популярность и современные ритмы. Через три года после своего появления, а это произошло в 1966 году, бугалу уступил место сальсе, которая развивалась параллельно ему. Отцом стиля стал Джонни Пачеко, который вдохновился идеей создать новый латиноамериканский бренд.

В 1962 году Джонни был достаточно известным в своих кругах флейтистом. Но в отличие от других музыкантов он не хотел всю жизнь играть чужие композиции. Своими амбициозными идеями по поводу нового бренда Пачеко поделился со знакомым юристом Джерри Масуччи. Тот заинтересовался и взял на себя финансовый вопрос осуществления мечты Джонни. Так, в 1964 году в Нью-Йорке появилась звукозаписывающая компания Fania Records.

Джонни Пачеко

Пачеко сделал ставку на музыкальные традиции Кубы: сон, гуарачу и т.д. Придав уже изжившей себя в Америке кубинской культуре современный окрас, талантливый музыкант привлек внимание латиноамериканского сообщества, которому уже изрядно надоело бугалу, лишенный пикантной нотки острова Свободы.

Получается, сальса родилась в Америке, но ее корни уходят глубоко в историю кубинского народа с его европейскими и африканскими интервенциями. Кстати, играть и танцевать сальсу на Кубе стали уже после ее появления в Нью-Йорке.

 

 

От музыки к танцам

Сальса танец

Джонни Пачеко создавал музыку в стиле сальса, а воплощением танцевального рисунка занимался народ. При этом «стандартизированного» набора движений, характерного для этого направления в 70 — 80-е годах не существовало. Жители каждого государства, входивших в Карибский бассейн, танцевали сальсу по-своему, со своим национальным оттенком. Поэтому на Кубе стиль напоминает сон, а в Пуэрто-Рико — мамбо.

Поворотный момент в развитии сальсы, как общепринятого танцевального жанра, сыграла опять Америка, точнее Нью-Йорк, где находился популярный танцевальный клуб «Палладиум». Именно здесь латиноамериканцы, включая кубинцев, демонстрировали свой танцевальный талант.

В начале 60-х «Палладиум» посетил 12-летний Эдди Торрес, который захотел научиться танцевать ради одной девочки. Мальчишка остался в восторге от латиноамериканских танцев и стал постоянным участником дискотек, где практиковали этот стиль. Через 8 лет он получил звание одного из лучших танцоров сальсы в Нью-Йорке. Постановка танцев для кино, преподавательская деятельность — вот что ждало Эдди.

В 1995 году Торрес записывает обучающий видеокурс Salsa Nightclub Style, который расходится по всему миру. Немалую роль в популяризации танца сыграл технический прогресс: на то время удивить кого-то наличием бытового видеомагнитофона было сложно. В общем, условия сложились так, что сальса Эдди Торреса стала тем самым стандартом, который принято называть «сальса Нью-Йорк».

Кубинский стиль сальсы формировался под влиянием социально-экономических факторов. Изначально народ острова Свободы вполне обходился без каких-либо стандартов. Они были не нужны, поскольку сальсу танцевали на праздниках у знакомых и друзей. Но поток туристов заставил местное население создать некий эталон жанра, чтобы на этом зарабатывать.

Представить современный танцевальный мир без сальсы практически невозможно. И хотя стиль не входит в обязательную программу латиноамериканских бальных танцев, интерес к нему не угасает. Во многих странах мира открыты школы, где обучают сальсе ценителей жанра всех возрастов. И всему этому мы обязаны кубинскому народу.

 

Популярные мелодии в ритмах сальсы

  • «La Rebelion». Это одна из самых известных композиций колумбийского музыканта Джо Арройо. Несмотря на то, что в песне звучат слова о вечном рабстве и незавидной участи негров, мелодия пропитана танцевальными и зажигательными ритмами. Под нее хочется танцевать бесконечно.

«La Rebelion» (слушать)

  • «La Vida Es Un Carnaval» в исполнении Селии Крус. Кубинка по происхождению, Селия выпустила 20 пластинок и получила две премии «Грэмми». В этой песне она поет о любви к жизни, которую сравнивает с карнавалом.

«La Vida Es Un Carnaval» (слушать)

  • «El Cantante». Композиция была записана в 1978 году пуэрто-риканским певцом Эктором Лаво. Эта песня была его главным хитом и послужила заглавием к одноименному фильму, снятого в честь его.

«El Cantante» (слушать)

  • «Idilio». Эта композиция принадлежит творчеству Вилли Колона, рожденного в Нью-Йорке, в Южном Бронксе. Гармонию латиноамериканских и нью-йоркских ритмов принесла этому певцу известность и популярность.

«Idilio» (слушать)

  • «La Cartera» в исполнении Ларри Харлоу, чье творчество хорошо знакомо каждому любителю сальсы. Это легкая и непринужденная композиция, наполненная кубинскими мотивами. Захочется ли вам под нее потанцевать? Однозначно!

«La Cartera» (слушать)

 

 

Что же такое сальса?

Это одновременно кубинский народный танец и музыкальный жанр. При этом танцевальные традиции развивались вслед за музыкой. Девушки и юноши просто подстраивались под новый ритм, привнося в уже привычные танцевальные стили новые движения. Какие именно? Это зависит от разновидности сальсы.

  • Кубинская или сальса касино. В движениях партнеров угадывается хореография сона — еще одного кубинского танца, прародителя сальсы. Рисунок построен на круговом ведении. Мужчина выполняет множество броских движений руками, как бы имитируя приглаживание волос. Женщина старается танцевать с расслабленными руками.

  • Доминиканская сальса. Хореография также строится на круговом ведении. Музыка быстрая, что позволяет в полной мере насладиться «импульсными», ритмичными движениями партнеров. Это главное отличие доминиканской сальсы.

  • Сальса Нью-Йорк. Здесь рисунок танца линейный, быстрый и динамичный. Одновременно движения мягкие, плавные, чем-то напоминающие «кошачьи» повадки. Поклонники жанра считают, что эта разновидность призвана показать грациозность и пластику партнерши во всей красе. Связано это с тем, что женщина первая делает шаг вперед.

  • Сальса Лос-Анджелес. Это современный стиль, где ценится четкость выполнения всех хореографических элементов. Движения одновременно простые и быстро сменяющие друг друга. Несмотря на это, используются в этом направлении и акробатические па, что придает жанру особую эффектность.

Сальса — это обязательно парный танец. Ведь чтобы рассказать историю, наполненную страстью, романтикой и флиртом, требуется два человека — он и она. Существует несколько версий происхождения названия стиля. Первая отправляет нас в небольшой майамский клуб, со сцены которого льются кубинские мелодии. Музыка острова Свободы настолько завела публику, что та начала скандировать «Сальса! Сальса!». А сальсой, острым соусом, в этом заведении приправляли различные блюда.

Вторая версия переносит нас в США, в Мэдисон Сквер Гарден. Здесь в 60-х годах прошел масштабный концерт, основанный звукозаписывающей компанией Fania Records. Публике была представлена музыка, в которой слышались ритмы бугалу, сона, ча-ча-ча, мамбо и других направлений. Услышав это смешение звуков, Тито Пуэнте, король мамбо, воскликнул: «Esto es una gran salsa!» В переводе на русский эта фраза означает: «Великолепный соус!».

Третий вариант связан с именем Иззи Санабриа, который работал дизайнером в Fania Records. В этой студии мешали различные стили кубинской музыки, не давая конечной мелодии определенного названия. И тогда Иззи решил исправить это положение, назвав новые ритмы сальсой, что в переводе означает соус или дерзкий.

Получается, сальса — это острый, пикантный танец, приправленный раскованностью и чувством свободы.

 

Интересные факты

  • Занимаясь популяризацией сальсы, Джонни Пачеко проявил себя вполне проницательным менеджером. Он понимал, что новая музыка навряд ли будет пользоваться большим спросом в специализированных магазинах из-за высоких наценок. Недолго думая, Джонни и его партнер Джерри Масуччи загрузили багажник автомобиля пластинками, записанными в собственной звукозаписывающей студии, и отправились в народ, в испанский гарлем. В людных местах они включали свою музыку и задешево продавали ее всем заинтересовавшимся.

  • Сальса занимает 4-е место после хип-хопа, джаза и степа по благотворному влиянию на здоровье. Таковы результаты исследования Центра по контролю и профилактике заболеваний США.

  • Существует легенда, что сальса родилась на тесных латиноамериканских кухнях. Во время больших праздников хозяйкам приходилось лавировать между гостями, совершая эффектные движения телом. Попытки удержать равновесие, не выронив из рук горячих блюд, и стали основой для создания танца. Но это всего лишь интересная версия.

  • В 2005 году было проведено первое мировое первенство по сальсе. Центром притяжения поклонников жанра стал Лас-Вегас, который продолжает ежегодно принимать в свои объятия всех, неравнодушных к кубинскому танцу.

Чемпионат мира по сальсе

  • Распространением сальсы в России мы обязаны кубинским студентам, которые стали приезжать в нашу страну в 90-х годах.

  • В Великобританию танец привезли колумбийцы в 80-х годах, когда чопорные англичане изменили миграционную политику с целью ликвидации проблемы нехватки рабочей силы.

  • В списке самых известных танцоров сальсы звучат следующие имена: Магна Гопал, Шон Бристол, Джонни Васкес, Хуан Матос, Леон Роуз.

  • Говорить о сальсе можно часами, но лучше насладиться ею в исполнении различных актеров. В фильме «Певец» (2006) Марк Энтони перепел многие песни Эктора Лаво, одного из самых известных певцов в жанре сальсы. Полюбоваться танцами можно в кинолентах «Рожденный романтиком» (2000), «Королева сальсы» (2001) и «Танцуй со мной» (1998).

 

Таков краткий экскурс в мир сальсы. В мир, где в каждом движении чувствуется легкость и свобода, страсть и непринужденность, желание танцевать без оглядки на окружающую действительность.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть сальсу