Изучаем и играем аккорды на фортепиано

 

Изучаем и играем аккорды на фортепиано

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразных понятий. Существуют основополагающие музыкальные термины, составляющие не только теоретический, но и практический фундамент. Понимание термина «аккорд», умение быстро находить и строить подобного рода музыкальные конструкции – вот, что необходимо для быстрого и уверенного изучения музыки. Научиться различать и строить аккорды при игре на фортепиано поможет данная статья. В ней вы найдете теорию, включающую в себя такие разделы, как разновидности аккордов, их обращения, таблицу аккордов в тональности, а также наглядный материал для лучшего усвоения информации.

 

Что такое аккорд и какие разновидности аккордов существуют

Аккорд – это одновременное звучание 3 и более звуков различной высоты. Практически ни одно музыкальное произведение, начиная с 17 веков не обходится без применения аккордовой фактуры.

На данный момент времени по количеству звуков различают:

  • Трезвучие
  • Септаккорд
  • Нонаккорд

Каждая разновидность имеет различную конструкцию.

 

 

Трезвучие

Трезвучие состоит из трех звуков, расположенных по терциям. В зависимости от сочетания между собой больших и малых терций существует 4 типа трезвучий.

Название Строение Нотный пример Сокращение
Мажорное б3+м3 Б53
Минорное м3+б3 М53
Увеличенное б3+б3 Ув53
Уменьшенное м3+м3 Ум53

 

 

Каждый звук в аккорде, в данном случае в трезвучии, имеет собственное название:

  • Нижний – прима
  • Средний – терция
  • Верхний – квинта

Септаккорд включает в себя 4 звука, интервалом между которыми является терция.

Название

Строение

Нотный пример

Сокращение

Как запомнить

Большой увеличенный

б3+б3+м3

Був7

Ув53+м3

Большой мажорный

б3+м3+б3

ББ7

Б53 +б3

Большой минорный

м3+б3+б3

Бм7

М53+б3

Малый мажорный

б3+м3+м3

мБ7

Б53+м3

Малый минорный

м3+б3+м3

мм7

М53+м3

Уменьшенный

м3+м3+б3

Ум7

Ум53+б3

Дважды уменьшенный

м3+м3+м3

2ум7

Ум53+м3

 

Важно запомнить, что название составное: так первое прилагательное обозначает, какая септима большая или малая в основе или какую терцию необходимо достроить, а второе прилагательное показывает, какое трезвучие в основе. Также, как и у трезвучия каждый звук имеет собственное название, первые три полностью совпадают с именованиями в трезвучии, а последний звук называется септимой.

 

Нонаккорд имеет в конструкции 5 звуков. В данном случае к предшествующим названиям добавляется нона. В музыкальной практике чаще всего используется нонаккорд без квинтового тона.

 

 

 

Обращение трезвучий

Обращение трезвучий – это использование аккордовых нот в другой последовательности. Обращение образуется при переносе нижней ноты аккорда на верх. Так если взять мажорное трезвучие от ноты «до», то получится аккорд: до, ми, соль. Нижняя нота аккорда – это до, переносим ее на октаву выше и получаем первое обращение. Так были использованы все аккордовые ноты, но изменилась их последовательность: ми, соль, до. Теперь нижней нотой становится «ми». Переносим ее на октаву вверх. Получается аккорд: соль, до, ми – это второе обращение. Если мы снова перенесем нижнюю ноту, которой является «соль», тогда мы вернемся к исходному аккорду, то есть к трезвучию: до, ми, соль. 

Трезвучия имеют 2 обращения, каждое из которых имеет собственное название:

  • Секстаккорд – это первое обращение трезвучия, название тесно связано с конструкцией, ведь в основе этого аккорда лежит интервал секста. Нижним звуком является терция, а верхним – прима. В сокращении аккорд имеет следующий вид: T6, если изначально – это тоническое трезвучие. Аналогично от субдоминаты и доминанты – S6 и D6.
  • Квартсекстаккорд - это второе обращение трезвучие, название также исходит из конструкции – внутри сексты располагается кварта. Нижним аккордовым звуком является квинта, а верхним терция. В сокращении имеет следующий вид: T64, если изначально трезвучие строилось на первой ступени в тональности. 

В таблице указано строение аккорда, в скобках написано сокращенное обозначение.

 

Трезвучие

Секстаккорд

Квартсекстаккорд

Мажорное

б3+м3 (Б53)

м3+ч4 (Б6)

ч4+б3 (Б64)

Минорное

м3+б3 (М53)

б3+ч4 (М6)

ч4+м3 (М64)

Увеличенное

б3+б3(Ув53)

б3+ум.4 (Ув6)

ум.4+б3 (Ув64)

Уменьшенное

м3+м3 (Ум53)

м3+ув.4 (Ум6)

ув.4 + м3 (Ум64)

 

Обращение септаккордов

Принцип обращения септаккордов полностью повторяет обращение трезвучий. Необходимо перенести нижнюю ноту на октаву выше. Если мы возьмем септаккорд: соль, си, ре, фа и перенесем приму, то получится следующий аккорд: си, ре, фа, соль – это первое обращение.

У септаккорда три обращения, каждое из которых имеет собственное обозначение:

  • Квинтсекстаккорд представляет собой первое обращение. Строится на терцовом тоне. Главным отличительным признаком можно назвать образованную секунду, располагающуюся вверху аккорда. Сокращенно обозначается цифрами 56, после названия, например, мБ56
  • Терцквартаккорд – это второе обращение. Строится на квинтовом тоне аккорда. Опознавательный знак – это секунда в середине аккорда. В сокращении обозначается цифрами 43 – мБ43
  • Секундаккорд является третьим обращением. Строится на септиме. Секунда располагается в основании аккорда. Обозначается цифрой 2, например, мБ2

Каждое из обращений имеет собственное строение в зависимости от вида, в таблице можно посмотреть, как строить определенный аккорд.

Название

Септаккорд

Квинтсекстаккод

Терцквартаккод

Секундаккорд

Був7

Ув53+м3

Б53+м2

м3+м2+б3

м2+Ув53

ББ7

Б53 +б3

М53+м2

б3+м2+б3

м2+Б53

Бм7

М53+б3

Ув53+м2

б3+м2+м3

м2+М53

мБ7

Б53+м3

Ум53+б2

м3+б2+б3

б2+Б53

мм7

М53+м3

Б53+б2

м3+б2+м3

б2+М53

Ум7

Ум53+б3

М53+б2

б3+б2+м3

б2+Ум53

2ум7

Ум53+м3

Ум53+ув2

м3+ув2+м3

ув2+Ум53

 

 

 

 

Аккорды в тональности

Все пройденные аккорды можно легко найти в тональности, так как они располагаются на определенных ступенях. Талица поможет быстро ориентироваться и строить необходимый по звучанию аккорд, находясь в конкретной тональности.

Мажорные тональности

Название аккорда вне тональности

Название аккорда в тональности

Нотный пример в тональности C-dur

Б53

T53, S53, D53

 

М53

II53, III53, VI53

 

Ум53

VII53

 

Ув53

VI53 (гарм. dur)

 

Був7

VI7 (гарм. dur)

 

ББ7

T7

 

Бм7

S7 (гарм. dur)

 

мБ7

D7

 

мм7

II7

 

Ум7

VII7 и II7 гарм.

 

2ум7

VII7 (гарм. dur)

 

 

Минорные тональности

Название аккорда вне тональности

Название аккорда в тональности

Нотный пример в тональности a-moll

Б53

III53, VI53, VII53

 

М53

T53, S53, D53

 

Ум53

II53

 

Ув53

III53 (гарм. moll)

 

Був7

III7 (гарм. moll)

 

ББ7

III7

 

мБ7

D7 (гарм. moll)

 

мм7

s7

 

Ум7

II7

 

2ум7

VII7 (гарм. moll)

 

 

Что такое цифровки?

Цифровка представляет собой логичную последовательность аккордов, которые расположены в соответствии со всеми известными правилами гармонии. При постоянной игре цифровок вырабатываются следующие положительные для музыканта навыки:

  • Повышение точности гармонического слуха
  • Улучшение техники чтения с листа
  • Совершенствование теоретических знаний.

 Приведенная ниже таблица не только помогает лучше находить различные аккорды по ступеням, но и помогает при игре или написании цифровок.

Ступень

I

II

III

IV

V

VI

VII

Мажор

T53, II2, S64, T7

II53, D43, VII65, II7

T6, III53

S53, II6, II65, D2, S7, VII43.

T64, D53, D7, D9-5

VI53, II43, VII2, S6.

VII53, VII7, T2, D6, D65.

Минор

t53, II2, s64, t7

II53, D43, VII65, II7

t6, III53

s53, II6, II65, D2, S7, VII43.

t64, D53, D7, D9-5

VI53, II43, VII2, S6.

VII53, VII7, t2, D6, D65.

 

Пример цифровок:

  1. T53 – S64 – D6 – T53
  2. T53 – S6 – D – T6

Цифровки лучше играть в разных тональностях, это улучшает эффективность занятий.

Другие разновидности аккордов

Кроме трезвучий и септаккордов существуют другие разновидности аккордов, с которыми мы сейчас ознакомимся:

  • SUS4 представляет собой аккорд с задержанием. Особенностью данной музыкальной конструкции является то, что в обычном трезвучии терция повышается на секунду, в результате чего трезвучие: до, ми, соль превращается в аккорд: до, фа, соль. Он не имеет определенного наклонения, в результате чего в музыке создается напряжение.
  • SUS2 также является трезвучием, имеющим задержание. Единственное в отличии от предыдущего варианта, в SUS2 терцовый тон понижается на большую секунду, в результате чего аккорд не имеет определенного наклонения. Из трезвучия: до, ми, соль получается: до, ре соль.
  • Трезвучие с пониженной квинтой часто используется в джазовой музыке для создания колористического эффекта.
  • Кластер представляет собой аккорд, расположенный по секундам. Особенно часто встречается в современной классической музыке.

Изучение аккордов не ограничивается теорией. Больше играйте, слушайте и запоминайте их звучание. Надеемся, что статья была полезной для прочтения. Читайте другие статьи, посвященные теории музыки и совершенствуйте собственные музыкальные способности.

 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: