Музыкальный инструмент: Блокфлейта

 

Музыкальный инструмент: Блокфлейта

Если вы во время прогулки по музею-усадьбе Архангельское или Царицыно случайно попадете и послушаете концерт ансамбля старинной или как ее сейчас называют аутентичной музыки, считайте, что вам очень повезло. Впечатление от этого остается необычайное, фантастическое. Нежнейшее бархатное   звучание непривычных инструментов из прошлого уносит вас в ушедшую эпоху изысканного барокко. Сразу представляется роскошный замок знатного вельможи, где на балу галантные кавалеры и изящные дамы выполняют грациозные па менуэта.

Выразительные возможности  барочного инструментария, отличающегося нежным и благородным звучанием, вызывают большой интерес у сегодняшних слушателей. Но особым вниманием у современных меломанов пользуется инструмент, который в нашей стране называется блокфлейта. В свое время она занимала очень важное место в музыкальной культуре многих стран и была любимицей королей и простого народа. Инструмент был неизменным другом в странствиях бродячих артистов. Без его романтичного и бархатистого звучания не обходилось ни одно празднество: блокфлейта звучала как сольно, так и в ансамблях, аккомпанируя пению, танцам, сопровождая торжественные шествия. Сейчас роль инструмента гораздо скромнее: он является обязательным  участником в концертах старинной музыки, а также помогает первоначальному музыкальному образованию.

 

Звук

Звук флейт всегда считался волшебным. Достаточно вспомнить сюжет знаменитой оперы В.А. Моцарта или легенду о гамельнском крысолове. Но звучание блокфлейты и ее поперечной коллеги значительно отличаются. Так, тембр блокфлейты можно охарактеризовать как мягкий и шелковый. Голос ее настолько нежен, что напоминает пение птиц, ведь недаром композиторы эпохи барокко использовали звучание блокфлейты в пасторальных сценах. Блокфлейта не только очень мелодичный, но и техничный инструмент, которому подвластны различные исполнительские задачи.

Звук блокфлейты - это результат колебания воздушного столба в инструменте. Диапазон составляет две октавы: от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой.

 

 

Фото:

   

 

Интересные факты

  •  На разных языках  блокфлейта называется по-разному. Немцы называют ее blockflote, что в переводе означает «флейта с блоком». Итальянцы - flauto dolce - «нежная флейта». Французы - flute a bec - «флейта с мундштуком», американцы и англичане – recorder- «рекордер».
  •  В городском музее Вероны, который расположен в здании замка Кастельвеккио находится экземпляр старинной басовой блокфлейты. Длина инструмента составляет 2,85 метра.
  • Коллекции блокфлейт хранятся в Музее музыки в Париже, Музее истории искусств в Вене, в итальянской Брешии в частной коллекции, в Метрополитен-музее Нью–Йорка (США).
  • Английский король Генрих VIII, отличавшийся своей жестокостью, был большим меломаном и владел коллекцией блокфлейт, которая насчитывала 76 инструментов.
  • Известный немецкий композитор Карл Орф - реформатор музыкального образования в Германии, популяризировал блокфлейту для использования в  школьных программах.
  • Когда композитору И. Стравинскому впервые показали блокфлейту, он воспринял ее как один из видов старинного кларнета. Это свидетельство того, что в начале прошлого века в России блокфлейта была очень редкостным инструментом.
  • Великий английский драматург В. Шекспир отмечает блокфлейту в таких знаменитых своих произведениях, как «Гамлет» и «Сон в летнюю ночь».
  • Выдающийся английский поэт Джон Мильтон в своей эпической поэме «Потерянный рай» тоже упоминает блокфлейту.
  • Немецкий граф Фуггер фон Глотт, выдающийся банкир эпохи Возрождения, был большим меломаном и обладал большой коллекцией духовых музыкальных инструментов, насчитывающей 507 экземпляров, из которых 111 были блокфлейты.
  • Блокфлейту для украшения своих музыкальных композиций использовали такие знаменитые группы как «The Rollling Stones»», «Beatles», «Jethro Tull», «The Alan Parsons Project», «Led Zeppelin», «King Crimson».
  • На блокфлейте играли известные музыканты: Пол Маккартни, Ян Макдональд, Брюс Спингстин, Иэн Андерсон, Джими Хендрикс, Дэвид Боуи и Лу Рид.
  • Звук блокфлейты мы слышим в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла», а также в фильме режиссера Питера Джексона «Властелин колец».
  • Самая большая, когда-либо созданная полнофункциональная блокфлейта, была изготовлена из специально обработанной сосны. В длину она составила 5 метров, что равно росту жирафа. Ширина каждого звукового отверстия инструмента была 8,5 см. 
  • В 1939 году было образовано Американское общество блокфлейтистов, которое на сегодняшний день имеет свои отделения по всей стране, а также в Канаде и 30 других странах мира. Там музыканты встречаются, обмениваться нотами, и делятся  навыками исполнительства. Миссия Американского общества состоит в том, чтобы увеличить возможности карьерного роста для музыкантов и преподавателей блокфлейты.
  • Популярность блокфлейты в нынешнее время настолько велика, что каждый год производители выпускают 3,5 миллиона только пластмассовых блокфлейт.
  • В настоящее время существуют большие оркестры, в которых 50 или 60 музыкантов играют на девяти различных разновидностях блокфлейт.

 

 

Конструкция

Конструкция блокфлейты довольна проста и ее можно разделить на три части: мундштук, основная часть и раструб.

На основной части инструмента располагаются 8 игровых отверстий, одно из которых, заменяющее октавный клапан, находится на тыльной стороне. Корпус блокфлейты с одной стороны заканчивается раструбом в форме небольшого венчика, а с другой мундштуком, имеющим форму клюва. В мундштук вставляется пробка, которая оставляет для исполнителя небольшое отверстие для задувания воздушной струи.

Блокфлейты изготавливают из различных сортов дерева, включая самшит, грушу, сливу, клен, кингвуд, а также различные породы эбеновых деревьев.  В настоящее время большое распространение получили не столь дорогие инструменты из пластика.

 

Разновидности

Блокфлейты разделяются по размерам и звуковысотности, но по основной структуре всегда одинаковы. Наиболее употребляемых инструментов, которые входят в консортные ансамбли, имеется пять видов: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас.

  • Сопранино, (строй «фа») -  маленькая по размеру, длина инструмента равна 24 см и самая высокая по звучанию. Диапазон сопранино - от «фа» 2 октавы до «соль» четвертой.
  • Сопрано (строй «до») – технически подвижный инструмент с изящным нежным звуком, очень распространен и находит очень широкое применение в первоначальном музыкальном обучении. Диапазон сопрано - от «до» 2 октавы до «ре» четвертой.
  • Альт, (строй «фа») - инструмент средней громкости, пользуется большой популярностью, наиболее употребляем в сольной концертной практике. Диапазон альта - от «фа» 1 октавы до «соль» третьей.
  • Тенор, (строй «до») – инструмент с мягким и глубоким звучанием. Играть на таком инструменте не очень удобно, так как требуется большая растяжка пальцев. В ансамбле поддерживает звучание альтов. Диапазон тенора - от «до» 1 октавы до «ре» третьей.
  • Бас, (строй «фа») – инструмент с плотным и густым звуком. В ансамбле выполняет функцию гармонической основы, поддерживает ритм или играет свои мелодические фразы. Исполнение на инструменте из-за размеров весьма затруднительно и требует усилий и опыта. Диапазон баса от «фа» малой октавы до «соль» второй октавы.

Следует также отметить, что кроме основных, преимущественно применяемых, существуют еще пять  разновидностей блокфлейты, таких как гаркляйн, гроссбас, контрабас, субгроссбас, субконтрабас.

 

Применение и репертуар

Необычайно популярная в эпоху возрождения, но затем вытесненная поперечной флейтой и на время забытая, блокфлейта на сегодняшний день вновь является весьма востребованной.

Инструмент в настоящее время находит весьма широкое применение. Аутентичная музыка, этно, рок, поп, блюз – это только небольшой перечень музыкальных стилей, в которых блокфлейта активно используется.

Легкая в освоении она является отличным подготовительным инструментом для начала музыкального образования.

Инструмент из-за своей небольшой стоимости, наряду с гитарой, получил большое распространение в молодежной среде.

Блокфлейта в эпоху Возрождения и в наше время привлекала и привлекает к себе внимание композиторов, которые сочинили для инструмента не только сольные, но и ансамблевые произведения. Такие великие маэстро прошлого, как Г. Телеман, А. Вивальди, И.С. Бах, Г. Перселл, Г. Гендель, Ж. Оттетер, Д. Лойе, А.Марчелло, Д. Саммартини, И. Маттезон, В. Шиккард, И. Кванц оставили в наследство потомкам богатый репертуар. Среди современных композиторов, которые значительно пополнили список литературы для  блокфлейты, следует отметить Л. Берио, Ю. Баура, Д. Тавенера, П. Хиндемита, Ф. Кукука, М. Арнольда, М. Типпета, Б. Бриттена, Л. Бернстайна, Э. Каркошку, М. Кагеля, Г. Кочана, К. Сероцкого, Г. Джейкоба, Б. Хуммелья и Э. Раббра.

 

 

Исполнители

Блокфлейта, в свое время услаждающая слух королей и в нынешнее пользующаяся большой востребованностью в молодежной среде, по утверждению музыкантов-аутентистов не получает должного внимания со стороны академических музыкантов. Несмотря на это, в нашей стране и за рубежом существует немало замечательных исполнителей, которые много делают для поддержания популярности инструмента, своим искусством приводя слушателей в восторг. Среди них: Е. Дрязжина, Ф. Конрад, Г. Линде, Б. Крайнис ,Ф. Брюгген и другие. Но особо хочется выделить таких музыкантов, как:

  • М. Штайгер – блокфлейтист-виртуоз из Германии, один из лучших мировых исполнителей. В его репертуаре произведения композиторов различных эпох и стилей;
  • М. Петри – датская блокфлейтистка, покоряет своим исполнением европейского слушателя как сольный исполнитель, а также в составе крупнейших оркестров;
  • И. Стивин – музыкант из Чехии, специализирующийся на музыке фри-джазового направления. Инструмент в его руках звучит необычно живо и звонко.

 

История

Начало истории блокфлейты, как и многих других музыкальных инструментов, теряется в веках. Когда она изначально эволюционировала не известно, ведь первые сведения об инструменте до нас дошли только со времен средневековья. Именно тем временем датируются самые ранние его изображения. Блокфлейты тогда были самостоятельными инструментами и использовались в основном странствующими музыкантами для аккомпанемента пению и танцам. Они имели мягкий бархатистый звук, почему в Италии и получили название «нежных флейт». Легкие в освоении и имеющие приятный тембр блокфлейты в XIV веке становятся основными духовыми инструментами из группы деревянных. Анализируя изображения на картинах XV века, можно сделать вывод, что блокфлейты того периода, выполненные профессиональными мастерами, были разных размеров, но определенной конструкции и применялись для музицирования в консортных ансамблях. Развитие блокфлейты в XVI веке интенсивно продолжается. Появляются первые нотные издания, а затем и учебное пособие-самоучитель. Флейта в это время претерпевает ряд конструкционных изменений. Корпус инструмента, изнутри по форме конуса, теперь состоит из трех частей. Звуковые отверстия приблизились, на тыльной стороне появилось дополнительное отверстие. Тембр  блокфлейты стал более светлым и насыщенным. Особо употребляемыми в то время были три разновидности инструмента: «Рафи», «Ганасси», и консортные флейты.

Пик расцвета блокфлейты приходится на XVII век. Именно в это время величайшими композиторами, такими, как Г. Телеман, А. Вивальди, И.С. Бах, Г. Перселл, Г. Гендель, Ж. Оттетер, Д. Лойе, А. Марчелло, Д. Саммартини, И. Маттезон, В. Шиккард, И. Кванц репертуар инструмента был обогащен великолепными произведениями, вошедшими в сокровищницу нотной литературы. Блокфлейта была настолько востребована, что впоследствии ее партии переписывались для поперечной флейты.

В XVII веке инструмент немного видоизменяется, постепенно приближаясь к тому, который существует в настоящее время.

Со второй половины XVIII века для блокфлейты наступают безрадостные времена, ее вытесняет поперечная флейта, как инструмент с более ярким и сильным звуком, обладающий большими техническими возможностями. Также поперечная флейта имела больший диапазон и была более интонационно устойчива.

До конца XIX века про блокфлейту совсем забыли и вспомнили тогда, когда зарождалось увлечение аутентичной музыкой, а соответственно появились ансамбли, состоящие из старинных инструментов. Для инструмента началась своя эпоха ренессанса. Особая заслуга в восстановлении блокфлейты принадлежит музыкальным мастерам: англичанину А. Дольмечу  и немцу П. Харлану. С 20-х годов прошлого века аутентичное искусство, а вместе с ним исполнительство на блокфлейте интенсивно развивается и продолжает совершенствоваться до сих пор.

 

 

Блоклейта, имеющая богатую историю, которая насчитывает многие сотни лет, до сих пор имеет огромное количество поклонников. Она не получила интенсивных усовершенствований как поперечная флейта и осталась простым, но очень мелодичным инструментом. Люди играют на блокфлейте не подозревая, что у них в руках кусочек истории и что на ней любили музицировать даже короли.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать блокфлейту