В.А. Моцарт «Лакримоза»

 

«Реквием» великого Моцарта. Данное выдающееся творение, ставшее «лебединой песней» гениального композитора, по праву именуют вдохновенным гимном Господу Богу. Его звучание так сильно воздействует на слушателя, что создаётся впечатление будто пропитанная божественной благодатью музыка изливается прямо с небес. В возвышающем душу произведении слышится и глас Всевышнего, и мольбы верующего о прощении его прегрешений. То есть все двенадцать разделов Реквиема, со всей серьёзностью и драматизмом воссоздают глубокий мир человеческих переживаний, но при этом важно отметить, что более всего сердца меломанов рвёт «Лакримоза» - самая эмоциональная и трогательная часть произведения.

Историю «Лакримозы» из «Реквиема» В.А. Моцарта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В конце восьмидесятых годов восемнадцатого столетия жизненные обстоятельства Моцарта – композитора, получившего мировое признание и олицетворявшего собой необычайно красивую музыку, складывались не лучшим образом. В какой-то мере виной этому был накрывший Австрию экономический кризис. Меценаты перестали хвастать своей щедростью, а потому заказов на сочинение опер не поступало, да и концертные турне ощутимых доходов музыканту не приносили. Материальное положение композитора и его семьи стало совсем плачевным, да к тому же оно ещё более усугубилось серьёзной болезнью жены Вольфганга, которую лечащий врач рекомендовал отправить на курорт в Баден, что требовало больших финансовых затрат.

Навалившиеся трудности угнетали композитора и приводили в отчаяние. Чтобы хоть как-то поправить положение, он принимал все поступающие ему предложения и даже на сочинение миниатюрных композиций: танцев, квартетов, пьес по случаю. Ситуация, которую можно назвать творческим спадом, существенно изменилась только в начале 1791 года: хороший знакомый Моцарта импресарио Эмануэль Шиканедер обратился к композитору с просьбой сочинить оперу на сказочный сюжет. Над музыкой спектакля под названием «Волшебная флейта» Вольфганг стал работать очень усердно, но при этом всё же не отказывался и от других предложений. Так однажды, а точнее в середине лета 1791 года к Моцарту пришёл весьма странный человек. Назвать своё имя незнакомец не пожелал, но его строгий вид напоминал служителя закона. Визитёр сделал заказ на сочинение Реквиема, и это весьма удивило композитора. Вольфганг поинтересовался у странного меломана: что заставляет его делать такой особенный заказ? Возможно, он хочет, чтобы эта музыка звучала в день его погребения? Незнакомец ответил, что заказчик не он, однако раскрывать имя этого другого лица ему строжайше запрещено. Моцарт смутился, озвучил цену, которая была воспринята без возражений, а затем спросил о сроке исполнения заказа. Незнакомец ответил, что особой срочности нет, а потому композитор может не торопиться. Больше не сказав ни слова странный человек попрощался и ушёл.

Вольфганг Амадей Моцарт

Работу над Реквиемом Вольфганг начал сразу и совмещал её с сочинением «Волшебной флейты», однако вскоре другие поступающие предложения стали нарушать намеченные планы композитора. К примеру, в августе Моцарт принял ещё один заказ: сочинить оперу к коронации чешского короля Леопольда II. Премьерное исполнение этого музыкального спектакля, получившего название «Милосердие Тита» и написанного композитором всего за восемнадцать дней, состоялось уже в начале сентября. В конце месяца Моцарт присутствовал на премьере «Волшебной флейты», затем дорабатывал для своего друга кларнетиста Антона Штадлера инструментальный концерт, а далее сочинял «Маленькую масонскую кантату», которой сам дирижировал 18 октября. Такой напряжённый график работы сильно сказался на подорванном переживаниями здоровье композитора. Он постоянно ощущал слабость и у него стали распухать руки и ноги. Тем не менее несмотря на плохое самочувствие, Вольфганг со всем усердием и лихорадочной поспешностью продолжил сочинять Реквием. Странный незнакомец ещё несколько раз навещал композитора и справлялся о проделанной работе, но однажды, услышав, что произведение ещё не готово был явно рассержен. Эти посещения на Моцарта действовали настолько подавляюще, что данный заказ он стал воспринимать как предвестника своей смерти, а также в результате нервного расстройства композитора начали мучить галлюцинации. Его стал преследовать таинственный незнакомец, заказавший мессу, но только теперь он был не в серой, а чёрной одежде. Вольфганг у своих друзей пытался хоть что-то узнать о своём заказчике, однако все попытки были безрезультативными.

 

В двадцатых числах ноября композитор уже не мог встать с постели, но до последнего своего вздоха сочинял заупокойную мессу. Моцарту закончить это произведение не удалось, так как 5 декабря 1791 года он преждевременно завершил свой жизненный путь. Последним разделом Реквиема, над которым работал великий маэстро, была «Лакримоза». Из тридцати тактов, составляющих данный седьмой раздел, своей рукой он написал только восемь.

После кончины Моцарта его жена Констанция очень переживала, что заказчик Реквиема может потребовать вернуть полученный за произведение аванс, и потому обратилась к другу Вольфганга композитору Йозефу Эйблеру, чтобы он доработал сочинение. Поначалу Эйблер согласился, но немного "поколдовав" над Реквиемом вернул его Констанции. В конечном результате рукопись произведения оказалась у ученика Моцарта Франца Зюсмайера. По черновикам и эскизам, а также воспроизводя по памяти музыкальный материал, наигранный ему гениальным наставником, он завершил сочинение. Зюсмайер не сочинял ничего нового, а просто мастерски обработал то, что было создано великим Моцартом.

 

Ноты «Лакримозы» Моцарта Франц Зюсмайер 

Вольфганг Амадей Моцарт Моцарт 

 

Интересные факты

  • Лишь после смерти Моцарта был раскрыт секрет таинственного человека, заказавшего великому композитору «Реквием». Им оказался граф Франц фон Вальзегг. Этой заупокойной мессой он хотел почтить память своей жены Анны фон Фламберг, умершей в двадцатилетнем возрасте.
  • Граф фон Вальзег был весьма непорядочным человеком, способным на бесчестные поступки. Будучи страстным меломаном, он выкупал у бедных композиторов произведения, а затем выдавал их за свои сочинения. Именно так он поступил с «Реквиемом» Моцарта.
  • Впервые «Реквием» Моцарта был исполнен в декабре 1793 года. На заглавном листе было написано «Реквием сочинения графа фон Вальзегга». Впоследствии жене Моцарта с помощью юристов пришлось доказывать, что это сочинение её мужа.
  • Существует предание, что Моцарт накануне смерти велел принести ему партитуру «Реквиема» и попросил собравшихся у его постели друзей вместе с ним исполнить произведение. Как только зазвучала «Лакримоза» Вольфганг заплакал и более не мог издать ни одного звука. Данный факт искусствоведами - биографами композитора оспаривается и в нынешнее время. Однако об этом эпизоде последних часов жизни музыкального гения узнали из некролога, но только не Моцарта, а его друга - выдающегося австрийского оперного певца и композитора Бенедикта Шака. Вне всяких сомнений, что автор статьи, посвящённой умершему, основывался на воспоминаниях самого Шака
  • Чёрным человеком, который являлся посредником при заказе Моцарту «Реквиема» и впоследствии преследовал композитора в галлюцинациях, был управляющий графа Вальзегга по имени Лойтгеб.

 
 

 

Содержание и текст «Лакримозы» Моцарта

«Лакримоза» - это седьмая из двенадцати частей заупокойной мессы «Реквием» - произведения, которое причисляется к величайшим творениям, созданных гениальным Вольфгангом Амадеем Моцартом.  В «Лакримозе», что в переводе означает «слёзная», композитор средствами хора и симфонического оркестра воспроизводит мир безудержных человеческих переживаний, безутешную скорбь и безмерное горе по усопшим близким. По замыслу автора «Лакримоза» должна являться лирической и в то же время драматической кульминацией всего произведения, а потому музыка в ней особо возвышенна и серьёзна. Она звучит как чрезвычайно скорбная, но торжественная молитва, в которой говорится, что наступит слёзный день, когда грешник восстанет из праха и предстанет пред Божьим судом. Пощади его милосердный Господи Иисусе и даруй ему покой. Аминь.

текст «Лакримозы» Моцарта

Музыкальный материал «Лакримозы», которая включает в себя всего тридцать тактов, Моцарт изложил в размере 12/8 и раскрасил жалостливым ре минором – главной тональностью «Реквиема».

Композицию, репликами, похожими на капающие слёзы, открывают скрипки и альты. Потом эти горестные скрипичные стенания звучат на протяжении всего произведения. Затем в третьем такте, унисонно поддерживаемый низкими деревянными инструментами, вступает четырёхголосный хор. Его первая фраза начинается со скачка на сексту, который напоминает «оплакивающий» возглас. Во втором такте этот первоначальный мотив репризно повторяется, а следующая за ним вокальная мелодия так преображается, что становится похожа на неторопливые шаги. Создаётся впечатление, что человек поднимается вверх, а драматический накал музыки подсказывает, что впереди его ждёт что-то очень серьёзное. Далее, выражая основное настроение композиции, а именно сдержанную скорбь, весь представленный ранее музыкальный материал получает динамичное развитие.

 

«Лакримоза». В данном разделе «Реквиема» Моцарт с искренней любовью и состраданием оплакивает человека. Необычайно красивая музыка настолько пропитана неотвратимостью и горькой печалью, что с первых звуков заставляет поверить: «Лакримоза» - это прощание с миром.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


В.А. Моцарт «Лакримоза»