Джордж Гершвин Колыбельная Клары «Summertime»

 

Джордж Гершвин Колыбельная Клары «Summertime»Выдающийся американский композитор Джордж Гершвин прожил хоть и не долгую, но весьма плодотворную жизнь. Совершив в музыке настоящую революцию, он оставил потомком бесценное творческое наследие. Среди потрясающих музыкальных сочинений маэстро есть одно произведение, которое заслуживает особого внимания, и это «Порги и Бесс» - опера, целиком построенная на джазовых номерах. В этом музыкальном спектакле много интересных запоминающихся композиций, однако самой популярной из них стала «Колыбельная Клары» или как её называют во всём мире «Summertime». Данная мелодия своей чувственностью и красотой сумела заворожить не одно поколение.

Историю создания «Колыбельной Клары» из оперы Гершвина «Порги и Бесс», а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В 1925 году в Соединённых Штатах вышел роман, который сразу привлёк к себе пристальное внимание. В произведении, авторство которого принадлежало Дюбозу Хэйворду, реалистично повествовалось о нелёгкой судьбе афроамериканцев, обитателей одного из беднейших кварталов города Чарльстон. Герои романа - хорошие, добрые люди вызывали не только сочувствие и сострадание, но и большую симпатию.

Джордж Гершвин тоже был наслышан о книге, с каждым днём набиравшей всё большую популярность, и по случаю её купил. Однако из-за большой занятости на прочтение «Порги» у успешного композитора совсем не хватало времени, пока однажды ночью, страдая от бессонницы, он не взял в руки роман. Гершвина так увлекли поэтические образы удивительного сочинения, что он не мог оторваться от него до самого утра.

Джордж Гершвин

Композитор сразу обратил внимание то, что произведение талантливо раскрашено различными звуковыми образами: шум прибоя, колокольный звон, крики чаек, поскрипывание вёсел и даже стук кубиков при игре в кости. Помимо того, герои произведения в разных жизненных обстоятельствах, то есть и в горе, и в радости либо поют, либо играют на музыкальных инструментах. Читая роман, Джордж почувствовал, как помимо его воли в голове стали возникать мелодические линии, а к ним и гармонические созвучия. Недолго раздумывая, Гершвин уже на следующий день написал Хэйворду послание, в котором сообщал о своём намерении на сюжет «Порги» сочинить оперу.

Ответ пришлось ждать не долго, и уже через неделю писатель и композитор гуляли по набережной в Нью-Джерси, увлечённо обсуждая будущий проект. И всё-таки по некоторым обстоятельствам создание оперы пришлось отложить на неопределённое время. По поводу создания оперы Джордж вновь написал Хэйворду лишь через семь лет, а приступить к осуществлению давней задумки смог только через год. Колыбельную Клары «Summertime», поскольку композиция находиться почти в самом начале оперы, Гершвин сочинил уже в декабре 1933 года. Необходимо отметить, что в основном либретто оперы писал создатель романа «Порги» - Хэйворд, но впоследствии к нему присоединился брат Джорджа – Айра, и именно он написал текст знаменитой композиции «Summertime».

опера «Порги и Бесс»

Стоит также напомнить и о том, что Гершвин всегда очень ответственно относился к созданию своих новых произведений. Так было и в этот раз. Чтобы погрузиться в атмосферу и жизненные условия героев оперы, которую впоследствии по согласованию с Хэйвордом решено было назвать «Порги и Бесс», Гершвин в конце 1933 года два раза ездил в Чарльстон. Он гулял по городу, посещал кофе, завсегдатаями которых были люди с тёмным цветом кожи.

 

Затем, вернувшись домой и возобновив сочинение оперы, композитор понял, что такого кратковременного ознакомления недостаточно. Поэтому летом следующего года он отправился на небольшой островок, расположенный недалеко от Чарльстона. Там было поселение рыбаков и их семей – людей, которые понятия не имели, что такое комфорт. Впрочем, время, проведённое на острове, Гершвин запомнил надолго: там он был счастлив и, вдохновляясь природой и общением с местным населением, продолжал интенсивно работать над оперой, наигрывая музыкальный материал на стареньком пианино, которое доставили ему из Чикаго. Джордж много гулял, беседовал с рыбаками, пел с ними песни – спиричуэлс, а также их псалмы и гимны. Темнокожие обитатели острова в свою очередь восхищались тем, как у «белого» парня получалось так быстро подхватывать их мелодии.

Гершвин вернулся домой в Нью-Йорк в августе 1934 года и ровно через год поставил последнюю точку в партитуре своего детища, которое прославило его имя на весь мир.

 

Гершвин Джордж и Айра Гершвин с Дюбозом Хэйвордом 

ноты Колыбельной Клары «Summertime» Порги и Бесс 

 

Интересные факты

 

  • Эдвин Дюбоз Хейворд – американский писатель и поэт, самым известным произведением которого стал роман «Порги», впервые изданный в 1925 году. В детстве Эдвин часто болел и не любил учиться, поэтому уже в четырнадцать лет захотел бросить школу, однако по настоянию родителей продолжил образование и затем поступил в колледж города Чарльстона, а после его окончания в Университет Южной Каролины. Молодой человек, впоследствии работая почтальоном, страховым агентом и продавцом недвижимости, стал интересоваться культурой афроамериканцев. Накопив достаточную сумму денег Хейворд решил заняться только литературным творчеством.
  • Когда Хэйворд работал в страховом агентстве, то каждое утро по дороге на службу встречал темнокожего нищего, безногого калеку, которого все называли Козлиный Сэмми. Он передвигался на низкой тележке, с впряжённой в неё козой. Этот человек никогда и никому о себе не рассказывал, однако жители Чарльстона относились к нему с большим уважением. Именно Козлиный Сэмми послужил прообразом главного героя романа «Порги» Дюбоза Хейворда.
  • Популярность книги вдохновила Хэйворда на переработку романа «Порги» в пьесу. Поставленный на Бродвее в 1927 году, спектакль несколько отличался по содержанию от первоначального текста произведения, но тоже имел значительный успех и выдержал 367 представлений.
  • В 1959 году оперу «Порги и Бесс» экранизировали в США, однако ни композитор, ни автор романа фильм увидеть уже не смогли.
  • Первой исполнительницей «Summertime», как самостоятельной композиции, была Эбби Митчелл. Затем, через год после премьеры оперы «Порги и Бесс» запись песни сделала Билли Холидей. Однако мировым шлягером «Колыбельная Клары» стала после того, как её услышали в исполнении Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд.

Луи Армстронг и Элла Фицджеральд

  • Принимая во внимание содержание оперы, в которой рассказывается о жизни темнокожих обитателей рыбацкого поселения на Юге Соединённых Штатов в конце 20-х годов прошлого столетия, нет никакого сомнения, что Гершвин тщательно изучал афроамериканский фольклор – спиричуэл, блюзы, гимны и псалмы. Однако некоторые музыковеды считают, что в колыбельной Клары слышны интонации украинской народной песни «Ой ходить сон коло вікон». Действительно, в 1929 году Джордж побывал на концерте Украинского национального хора Александра Кошица, который гастролировал в Нью-Йорке. Композитор был так заворожён красотой народной песни, что мелодия еще долго крутилась у него в голове.
  • В нынешнее время «Summertime» считается одной их самых популярных композиций и даже признана джазовым стандартом. По количеству исполняемых версий (25 000) она значительно опережает суперзнаменитую песню «Yesterday» легендарной группы Битлз.
  • Помимо вокальных вариантов существует множество инструментальных версий мирового хита «Summertime», среди которых особо хочется отметить интерпретации Майлса Девиса, Оскара Питерсона, Чарли Паркера.

 

 

Содержание и текст «Summertime»

«Колыбельная Клары» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» во всём мире стала известна под названием «Summertime», так как она начинается именно с этого слова. В этой проникновенной и чувственной композиции автор мастерски соединил элементы спиричуэлса, блюза и афроамериканских гимнов. Характерные для этих стилей покачивающиеся интонации придают музыке «Summertime» меланхолическое настроение, но в то же время вызывает чувство умиротворённости.

«Колыбельная» в опере «Порги и Бесс» играет роль своеобразной лирической экспозиции и в музыкальной драме её мотив мы слышим четыре раза. В начале первой сцены спектакля Клара этой песней убаюкивает своего ребёнка, затем мы слышим её ещё раз во второй сцене первого действия и далее два раза, но уже во втором и в третьем актах.

текст Колыбельной Клары «Summertime»

Композиция, в оригинале написанная в тональности си минор, четырёхдольном размере и с авторским темповым указанием Moderato, включает в себя два куплета, каждый из которых состоит из шестнадцати тактов. Использование композитором синкопированного ритма, а также пентатоники - пятиступенного лада, характерного для афроамериканской музыки, делают мелодию «Колыбельной Клары» удивительно похожей на народные песни обездоленных темнокожих жителей Соединённых Штатов конца 20-х годов.

«Колыбельная Клары». Данная композиция в нынешнее время имеет множество титулов. Её величают супершлягером, хитом всех времён, джазовым стандартом, и нужно отметить, что это весьма заслуженно. «Summertime» действительно входит в число самых популярных и исполняемых произведений, так как сегодня сложно найти музыкальный инструмент, для которого не сделано его переложение.

 


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: