К. Монтеверди опера «Орфей»

 

Орфей

Это сочинение родилось тогда, когда самого понятия «опера» еще не существовало. И символично, что именно древнегреческий миф о певце лег в основу первой музыкальной драмы Клаудио Монтеверди «Орфей».

 

 

 

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Музыка

сопрано

муза и покровительница

Орфей

тенор

певец

Эвридика

сопрано

его супруга

Надежда

сопрано

проводник Орфея

Харон

бас

паромщик подземного мира

Плутон

бас

владыка подземного царства

Прозерпина

сопрано

его супруга

 

 

 

Краткое содержание

опера Орфей

В прологе к зрителю обращается сама Музыка и желает найти гармонию – ту, что в этот мир принес своим пением Орфей.

Нимфы и пастухи отмечают бракосочетание Орфея и Эвридики. Певец наслаждается счастьем, но вскоре получает ужасную весть – Эвридика погибла от укуса змеи во время сбора цветов. Орфей готов отправиться в подземный мир для того, чтобы вернуть любимую.

Надежда приводит Орфея к воротам подземного царства и покидает его – дальше он должен отправиться один. Харон отказывается перевозить его через Стикс, оставаясь безразличным к мольбам. Однако пение Орфея усыпляет паромщика, и он самостоятельно пересекает Стикс на лодке. Духи преисподней поражены силой этого смертного, для которого, кажется, нет ничего невозможного.

Прозерпину трогает страдание Орфея, и она уговаривает мужа отпустить Эвридику. Но Плутон ставит единственное условие – Эвридика последует за Орфеем, если он ни разу не посмотрит назад. Орфей отправляется в обратный путь, но сомневается в честности Плутона: действительно ли любимая идет следом? Он оборачивается и теряет Эвридику навсегда. Духи признают, что певец преодолел силы подземного мира, но не себя самого.

Орфей объят болью от необратимой потери. Он клянется больше никогда не любить женщину и посвятить жизнь лире и пению, которыми будет прославлять Эвридику. Его отец, Аполлон, приглашает сына на небеса, где он умерит горе, обретёт вечную жизнь и сможет увидеть лицо Эвридики среди звёзд. Пастухи славят Орфея, вознёсшегося к богам.

 

 

Продолжительность спектакля
I - V Акт
120 мин.

 

Фото

Монтеверди Орфей    опера Орфей краткое содержание

   

 

Интересные факты

  • Миф об Орфее и Эвридике положен в основу более 20 музыкальных произведений. Среди них оперы «Сошествие Орфея в Ад» М.-А. Шерпантье, «Орфей и Эвридика». К.В. Глюка, опера-буффа «Орфей в Аду» Ж. Оффенбаха, балет «Орфей» И. Стравинского, а также зонг-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина.
  • Всего Монтеверди написал три оперы. От второй, «Возвращения Улисса», «Орфея» отделяют 33 года.
  • В 1969 году дирижер Николаус Арнонкур оркестровал партитуру «Орфея» и исполнил с оркестром, в состав которого входили аутентичные барочные инструменты.
  • В современных постановках сложилась практика исполнения партии Орфея не тенором, а баритоном. Партии Эвридики и Музыки часто исполняет одна певица, как и партии Прозерпины и Надежды, которые стали контральтовыми.
  • В одно время с Монтеверди у Винченцо Гонзага работал и живописец П.П. Рубенс, в творческом наследии которого есть картина «Орфей и Эвридика».

 

Лучшие номера оперы

«Vi ricorda o bischi ombrosi» - ария Орфея (слушать)

«Rosa del ciel» - ария Орфея (слушать)

 

 

История создания и постановок

Клаудио Монтеверди

Все поиски истоков появления «Орфея» приводят к другому произведению на тот же сюжет – сочинению композитора Якопо Пери «Эвридика», представленному при флорентийском дворе в 1600 году. Скорее всего, на его премьере присутствовали и Монтеверди, и будущий либреттист его первой оперы Алессандро Стриджио. И, вероятно, когда семь лет спустя возникла необходимость создать сочинение к карнавалу в Мантуе, где при дворе герцога Гонзага работал Монтеверди, его тема была найдена быстро.

В основу либретто легли книги Овидия и Виргилия, где нашел свое отражение древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Нельзя не заметить и то, насколько текст Стриджио близок, вплоть до прямого цитирования, к тексту Оттавио Ринуччини, либреттиста «Эвридики». Первоначально опера имела весьма неопределенный конец – Орфей встречал вакханок, которые разгневались на него за то, что он отрекся от женской любви, а затем просто покидал сцену. Партия Аполлона на премьере отсутствовала. Однако более поздняя версия, как следует из публикации партитуры 1609 года, уже включала в себя явление Апполона и уход Орфея к богам.

24 февраля 1607 года «Орфей» впервые прозвучал в Мантуе во дворце Винченцо Гонзага. Заглавную партию исполнил известный тенор Франческо Раси. В ролях Музыки, Прозерпины и Надежды выступил знаменитый флорентийский кастрат Джованни Мальи, выучивший партии за 8 дней. Эвридику, скорее всего, пел кастрат из Мантуи, монах Джироламо Баккини. Представление было дано со скромным составом оркестра в покоях сестры герцога Маргариты, где зрителей едва ли было больше, чем участников спектакля. Возможно, именно этим объясняется финал оперы – явление Аполлона требовало масштаба и театральной машинерии, наличие которых при ограниченных размерах сценической площадки обеспечить было невозможно. Из последующей переписки самого герцога известно, что представлением все присутствовавшие остались довольны, и спустя неделю его повторили. В течение ближайших десятилетий «Орфей» исполнялся в нескольких итальянских городах, однако, точных сведений об этих спектаклях нет. Сам Монтеверди больше не возвращался к данной работе. После его смерти она оказалась в забвении более чем на три столетия.

Только к концу 19 века музыканты и музыковеды начали интересоваться творчеством Монтеверди, появились различные версии и оркестровки «Орфея». В 1911 году в Париже опера впервые была поставлена на профессиональной театральной сцене. В 1912 – прозвучала в концертном исполнении в Нью-Йорке, в 1929 году – в Ленинграде на русском языке. В наши дни «Орфей» востребован на подмостках: ежесезонно в театрах мира дается до 160 спектаклей.

 

Рождение оперы

Термин «опера» (opera по-итальянски – работа, сочинение, творение) не употреблялся для определения музыкальной драмы до 1650 года. Использовались названия «драма в музыке» или «сказка в музыке», а сами произведения лишь немногим отличались от мадригала – одной из главных вокальных форм 16–начала 17 веков. Среди предшественников оперы были и пасторальные пьесы, популярные в Италии эпохи Возрождения, прежде всего «Амината» Торквато Тассо (1544-95) и «Пастор Фидо» Джованни Баттиста Гуарини (1538-1612), они включали в себя песни и хоры. Целая серия пасторальных жанровых условностей впоследствии стали типичными для барочной оперы, например, ошибочное принятие одного героя за другого, наличие второстепенных комических персонажей, непременный счастливый финал.

Другим предшественником оперы были венецианские комические мадригалы конца 16 века, которыми прославились композиторы Орацио Векки и Адриано Банкьери. У этого жанра были свои особенности: отсутствовало музыкальное разделение между протагонистом и хором, все номера исполнялись группами певцов. Наконец, настало время для гения, способного выкристаллизовать различные музыкальные течения в подлинную вокальную драму. Им стал Клаудио Монтеверди.

К концу 16 века начала складываться концепция «новой музыки», которая далеко отошла от принципов композиции Средневековья и Ренессанса – в её основу было положено переосмысление связанного с музыкой текста. Он становится более поэтичным и содержательным, тем самым больше воздействуя на эмоции слушателя. Пение, особенно сольное, приобретает новые функции, подчеркивающие характер героя. С этого момента можно говорить о рождении искусства бельканто. Выделились три типа пения: виртуозная колоратура (cantar passaggiato), простое пение (cantar sodo), чувственное пение (cantar d’affetto). В «Орфее» Монтеверди использовал все из них, чтобы передать драматическую экспрессию.

Впервые каждый герой оперы получил свое мелодическое «лицо», их жизненные перипетии сопровождались идентичной по настроению музыкой, диалоги были не речитативными, а распевными. Музыка построена на полифоническом принципе, в составе оркестра Монтеверди указывает 33 различных инструмента. Всего через 30 лет после премьеры «Орфея» в венецианском театре Сан Кассиано состоялась первая сценическая оперная постановка, «Андромеда» Б. Феррари и Ф. Манелли. Символично то, что и оперный «отец» Клаудио Монтеверди к этому моменту уже стал венецианцем, занимая должность капельмейстера собора Сан Марко. Тремя годами спустя в Сан Кассиано звучала уже его новинка, опера «Возвращение Улисса».

 

«Орфей» на видео

Спектакль Театра Реал, 2009 год. Постановка Матео Ричетти, дирижер Уильям Кристи. В главных партиях: Дитрих Хеншель (Орфей), Мария Грация Скьяво (Эвридика).

Спектакль фестиваля Экс-ан-Прованс, 2007 год. Постановка Триши Браун, дирижер Рене Якобс, в главных партиях: Саймон Кинлисайд, Хуанита Ласкарро.

Спектакль Театра Лисео, 2002 год. Постановка Жильбера Дефло, дирижер Жорди Саваль, в главных партиях: Фурио Занаси, Ариана Саваль.

Киноверсия спектакля Цюрихской оперы, 1978 год. Постановка Жан-Пьера Поннеля, дирижер Николаус Арнонкур, в главных партиях: Филипп Хуттенлохер, Диетлинде Турбан (поет Рашель Якар).

 

Первая опера заметно отличается от классических образцов жанра, созданных Моцартом и Верди, но в ней есть главный компонент, присущий лучшим произведениям искусства – эмоциональная заразительность и достоверность. Они и сделали «Орфея» по-настоящему бессмертным.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


К. Монтеверди опера «Орфей»

 

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Луиза Миллер» на вашем мероприятии.