Мирей Матьё

 

Мирей Матье

«Я вижу тебя в окружении королей и королев, ты объездишь весь мир!» - однажды услышала от ясновидящей безвестная 13-летняя девочка из Авиньона и... не поверила пророчеству. Мир для нее ограничивался улочками родного провинциального городка, королей она видела только на картинках и точно знала — с ней ничего подобного случиться не может.

История не сохранила имя гадалки, но имя девочки сегодня знают во всех уголках земного шара - Мирей Матье. Ее необычный голос с обворожительной хрипотцой узнается мгновенно. Среди ее поклонников — миллионы людей, включая сильных мира сего. Слава, мировое признание — все сбылось у этой маленькой хрупкой женщины благодаря необыкновенному трудолюбию и верности однажды выбранному пути: уже более полувека главным в ее жизни является песня.

 

 

Краткая биография

Жизненный путь Мирей Матьё может служить практическим руководством на тему, как сказку сделать былью. Мирей родилась в 1946 году в Авиньоне. В большой семье, где росли 14 детей, она была старшим ребенком и первой помощницей у родителей. Уже в 6 лет у нее были домашние обязанности – помогать ухаживать за младшими братьями и сестрами. Многодетная семья жила в крайней нищете. Но родители, лишенные возможности баловать детей лакомствами и дорогими игрушками, сумели подарить им главное - ощущение надежности домашнего очага, согретого любовью и взаимопониманием.

Отец Мирей был потомственным каменщиком, но с самой юности в его душе жила страстная любовь к пению. Он пел везде – за работой, домашними делами, и самым восторженным его слушателем была старшая дочь, которая не просто внимала ему, но, едва научившись говорить, уже пробовала ему подпевать. Обладая прекрасным тенором, Роджер Матьё подрабатывал пением в церковном хоре и однажды, в канун Рождества, взял с собой четырехлетнюю Мирей, которая спела с ним во время ночной праздничной службы. В награду малышке вручили леденец. Таким был дебют будущей легенды мировой эстрады.

Но если выступление в церкви осталось для Мирей одним из самых светлых воспоминаний детства, то учеба в школе стала для нее непреходящим кошмаром.  Ее, левшу с рождения, учительница пыталась заставить писать правой рукой, а для пущей убедительности била «нерадивую» ученицу по пальцам линейкой. Переучить девочку до конца она не сумела, но охоту к учебе отбила полностью. В 13 лет Мирей ушла из школы и устроилась на бумажную фабрику клеить конверты. В 1962 году 15-летняя Матье по инициативе своего отца выступила на местном конкурсе песни. Вопреки надеждам семьи, ее выступление прошло незамеченным, но неуспех лишь подстегнул девочку, впервые обнаружив твердость ее характера и редкую целеустремленность, которые будут помогать ей на протяжении всей жизни. Мирей начинает серьезно готовиться к следующему конкурсу. Она берет уроки вокала, зарабатывая на них собственным трудом. В следующем году она совершает вторую попытку покорить жюри песенного конкурса, но только в третий раз удача улыбается ей — Мирей присуждают долгожданную победу в песенном конкурсе. Эта победа открывает 19-летней девушке дорогу в Париж на популярное телевизионное шоу.

Звездный час Мирей Матье пробил 21 ноября 1965 года, когда она впервые появилась на телеэкране с песней Эдит Пиаф Jezebel. А утром в квартире родителей Мирей раздался телефонный звонок, который и определил ее дальнейшую судьбу. Знаменитый продюсер Джонни Старк выразил желание работать с юной артисткой. Контракт о сотрудничестве был подписан, и это стало началом триумфального восхождения будущей звезды на вершину эстрадного Олимпа. Правда, назвать его безоблачным было нельзя. Девушку, выросшую в провинции и страдавшую большими пробелами в образовании, пришлось учить не только вокалу. Она не имела представления о тонкостях этикета, не умела держаться на сцене и вести светские беседы, не знала языков, и Джонни Старк с увлеченностью Пигмалиона принялся лепить из Мирей звезду эстрады. Вот где пригодились девушке ее сила воли и огромное трудолюбие, хотя временами ее охватывало отчаяние — такой непреодолимой казалась пропасть, через которую предстояло перешагнуть. На всю жизнь она сохранила глубокое чувство благодарности к своему импресарио, которого искренне считала вторым отцом, ласково называя «папа Джо».   

Спустя всего месяц Старк вывел свою подопечную на сцену самого престижного концертного зала Франции – «Олимпии». Невероятное внешнее сходство с Пиаф, миниатюрность, низкий сильный голос, манера исполнения — все в Мирей напоминало  публике недавно ушедшего из жизни кумира. Но она не превратилась в бледную тень Пиаф — благодаря все тому же Старку, который сумел помочь молодой певице обрести собственное лицо.

Несмотря на то, что взыскательная парижская публика приняла дебютантку сдержанно, первый же сольный диск Матьё разошелся во Франции 1,7-миллионным тиражом. А дальше началось ее победное шествие по городам и странам. В течение 15 лет, начиная с 1970 г., певица дает концерты в разных уголках мира, за исключением родной Франции. Репертуар Матьё составляют как мировые песенные хиты, так и песни знаменитых соотечественников — Поля Мориа, Азнавура, Деланоэ, Лемеля, а ее прочтение репертуара Эдит Пиаф и Роя Орбинсона придает старым мелодиям новое звучание. Во всем мире ее считают «послом французской песни», но вот парадокс: достигнув огромного успеха за рубежом, она так и не смогла добиться безоговорочного признания у себя на Родине. Мирей Матьё во Франции со скрытой иронией называют «брендом на экспорт», хотя на официальном уровне заслугам певицы отдают должное. В 1989 году по инициативе президента Франсуа Миттерана Матьё выступает с концертом памяти генерала де Голля. В этом же году на торжествах к 100-летнему юбилею Эйфелевой башни именно Матьё было предоставлено почетное право исполнить Марсельезу.

В этой маленькой хрупкой женщине многое достойно уважения и восхищения, и прежде всего ее главный принцип — ни в чем не изменять себе. Характерной чертой ее натуры является постоянство, которое проявляется во всем, начиная от привязанностей и заканчивая прической, не меняющейся много лет.    

Сегодня певица проживает в основном в Лос-Анджелесе. Но для своих юбилейных концертов в 2014 году, посвященных 50-летию творческой деятельности, она выбрала дорогую ее сердцу сцену парижской «Олимпии», откуда полвека назад она шагнула в когда-то предсказанную ей жизнь.

 Мирей Матье автограф

Интересные факты

  • Мирей Матьё с детства была миниатюрной – ее рост всего 153 см, она носит 33-й размер обуви. Раньше она очень переживала по поводу маленького роста и даже играла в волейбол в надежде подрасти.
  • Один из своих первых гонораров певица, выросшая в нищете, потратила на то, чтобы купить дом родителям.
  • Матьё выступала в дуэте со звездами мировой величины - Элвисом Пресли, Шарлем Азнавуром, Пласидо Доминго, Фрэнком Синатрой, Хулио Иглесиасом, Томом Джонсом.
  • На сегодняшний день в мире продано 133 млн альбомов и более 55 млн синглов певицы, сумма их продаж составляет 190 млн долларов.
  • Матьё поет на 9 языках - французском, английском, немецком, итальянском, испанском, японском, китайском, русском и финском, а также на двух диалектах – провансальском и каталанском. Все 1200 с лишним песен из своего репертуара легендарная француженка знает наизусть.
  • Певица является кавалером и офицером ордена Почётного легиона. Первое звание было ей пожаловано президентом Жаком Шираком в 1999 году, второе ей присвоил Николя Саркози в 2011 году.
  • В 1978 году облик Мирей Матьё был взят для скульптурного изображения Марианны - олицетворения Французской республики. До певицы эта честь выпадала на долю актрис Брижит Бардо и Мишель Морган.
  • В 2010 году Председатель Следственного комитета РФ А. Бастрыкин вручил легендарной француженке медаль «Доблесть и отвага», а из рук Президента России Д. Медведева она получила орден Дружбы.
  • Певица очень любит делать ставки на бегах, но не ради денег. Она уделяет большое внимание благотворительной работе и суммы выигрышей перечисляет в детские дома. Там, где она бывает на гастролях, Мирей, как правило, берет под личный патронаж больницу для детей или приют.
  • Фан-клуб поклонников Матьё существует даже в отдаленной Полинезии.
  • У Матьё есть ее портрет кисти русского художника Ильи Глазунова, с котором певица была лично знакома.
  • Цветы, которые подносят ей поклонники, Матьё засушивает старинным провансальским способом. А лепестками роз они вместе с сестрой Моник украшают парижские костелы.
  • Певица демонстрирует удивительное постоянство в своих пристрастиях: много лет она пользуется духами с ароматом ландыша, а одежду с юности заказывает у Кристиана Лакруа.
  • Существует сорт роз, названный «Мирей Матьё». Их оранжево-красный цвет ассоциируется с любимым оттенком помады певицы, которая стала неотъемлемой частью ее образа.
  • В самолётах певица обычно читает книги и разгадывает кроссворды – это помогает, по ее словам, расширять кругозор.
  • Мирей Матьё не любит зеленый цвет, который, по словам ее бабушки, приносит неудачу и по той же причине терпеть не может гвоздики.
  • В 1991 году выходит ее автобиографическая книга «Моя судьба».
  • Поклонники Мирей Матьё до сих пор скупают конверты, произведённые на фабрике Авиньона, где четыре года проработала певица в ранней юности.
  • Однажды на набережной Сены проходили съемки с ее участием. Это увидел гид туристического катера. Он мигом сориентировался в ситуации и объявил гостям столицы: «Слева от вас – Нотр-Дам, справа – Мирей Матьё». Туристы дружно бросились на правый борт, едва не перевернув легкое судно.
  • Всю жизнь Матьё пыталась избавиться от своего южного акцента и чрезмерного грассирования. Но в СССР певица была объектом подражания во всем. После ее гастрольной поездки в нашу страну преподаватели французского языка в МГУ тщетно объясняли студентам, что не следует копировать особую манеру грассирования Мирей Матьё, поскольку такое произношение является нарушением норм орфоэпии.

 

 

Лучшие песни

Среди 1200 песен, которые исполняет Матьё, есть композиции, которые знают даже люди, не принадлежащие к поклонникам певицы — настолько они вошли в нашу жизнь.

«Pardonne moi» — мелодию знаменитого французского вальса написал Поль Мориа специально для Мирей Матьё. С конца 1960-х почти в каждом концерте певицы звучит эта песни.

«Pardonne moi» (слушать)

«Une histoire d’amour» - самый известный шедевр композитора Франсиса Лея, которого певица считает одним из творцов обретенного ею исполнительского стиля. Эту композицию можно услышать в культовом фильме «История любви».

«Une histoire d’amour» (слушать)

«Ciao bambino, sorry» - эта игривая песня Тото Кутуньо на стихи Пьера Деланоэ в исполнении Матьё использовалась в передаче «Кабачок 13 стульев», а затем приобрела такую популярность, что звучала на всех дискотеках.

«Une vie d’amour» - французский текст подлинного хита всех времен и народов написал король французского шансона Шарль Азнавур. В русскоязычной версии песня называется «Вечная любовь». Пронзительная и щемящая, она покорила сердца миллионов после выхода фильма «Тегеран 43», где она прозвучала в авторском исполнении великого шансонье. Но на сцене Азнавур впервые спел ее именно в дуэте с Мирей Матье.

«Une femme amoureuse» в оригинальной версии называлась «Woman in Love» и изначально входила в репертуар Барбары Стрейзанд. Ее авторы - создатели группы Bee Gees Барри и Робин Гибб. Однако именно в исполнении Мирей Матьё, для которой была создан французский вариант этой композиции, она обрела подлинную силу драматического звучания.

«Une femme amoureuse» (слушать)

 

 

Личная жизнь

Однажды в самом начале творческого пути «папа Джо» сказал Мирель, что рано или поздно приходится выбирать между любовью и карьерой. И она свой выбор сделала раз и навсегда. Мирель никогда не была замужем, хотя претендентов на руки у успешной певицы и невероятно обаятельной женщины хватало на всех отрезках ее жизненного пути. Самыми близкими людьми в ее жизни были и остаются члены ее большой семьи. Во всех гастрольных поездках ее до недавнего времени сопровождала обычно мама, которая ушла из жизни в 2016 году. Очень близка Матьё со своей младшей сестрой Моник, исполняющей обязанности менеджера певицы. А нерастраченную материнскую любовь Мирей отдает своим многочисленным племянникам и племянницам.

Она избегает многолюдных светских сборищ, предпочитая проводить время в кругу семьи. Иногда певица посещает показы новых коллекций ведущих кутюрье.

Все вопросы журналистов о тайнах своей личной жизни Мирель пресекает тактично, но твердо. Зато она охотно делится с женской аудиторией секретами неувядающей красоты и молодости. По ее словам, все дело в самодисциплине. Певица не страдает вредными привычками, в еде предпочитает рыбу и овощи, употребляет обязательные полтора литра воды в день, старается не подставлять кожу солнцу и спать не меньше 10 часов в сутки. Вот и все ее нехитрые рецепты. 

 

«Я обручена с Россией!»

Мирей Матьё не раз признавалась, что звездой она впервые почувствовала себя не в родной Франции, а в Советском Союзе, и до сих пор выступает в России гораздо чаще, чем у себя на Родине.

Впервые молодая певица посетила СССР в 1967 году вместе с мюзик-холлом и сразу же покорила советскую публику. Тогда же состоялось ее первое выступление с хором им. Александрова, с которым Матьё уже много лет работает в творческом тандеме. Когда она в 1976 приехала в Москву во второй раз, чтобы выйти на сцену в концертной программе, организованной в рамках Недели французского телевидения, ее встречали уже как родную. В 2012 году певица не ограничилась выступлениями в столице, а поехала вглубь страны, за Урал, дав концерты в трех городах - Екатеринбурге, Перми и Тюмени. Она с удовольствием поет любимые в России песни «Подмосковные вечера», «Дорогая моя столица» и старинный романс «Очи чёрные», причем на чистейшем русском языке, что особенно подкупает зрителей.

С 2009 года певица является постоянной гостьей Международного фестиваля «Спасская башня». В Москве у нее есть свои любимые места. Бывая в российской столице, она неизменно заходит в Собор Василия Блаженного, в церковь Святого Николая Угодника.

 

 

Мирей Матьё на экране

Кинодебют певицы состоялся в музыкальном комедийном сериале Джона Моффитта «Городской тост» (1948-1971). В 1967 году ей досталась небольшая роль в драме «Журналист» советского режиссера С. Герасимова. В 1971 вышла в свет комедия Клода Лелуша «С Новым годом!» с участием Матьё.

С 1960 по 2014 год французская певица сыграла саму себя в 28 картинах и сериалах. По широте географического диапазона съемочных площадок также можно судить об огромной степени популярности знаменитой французской певицы.  Ее можно увидеть в сериалах «Шоу Майка Дугласа» (США), «На старт, внимание, марш!» (Великобритания), «Это — Том Джонс» (США, Великобритания), «Диско» (Германия), «Ночь Сезара» (Франция), в фильмах «Слегка беременный» (Франция, Италия),  «Искусство фуги» (Франция), документальной ленте «Репортеры» (Франция) и других.

 

Фильмы о Матьё

Личность легендарной француженки и ее жизнь вне сцены всегда вызывали и продолжают вызывать живой интерес у многонациональной армии ее поклонников. В 1982 году вышла документальная лента «Добрый вечер, Мирей!» производства Западной Германии.

В 2007 году зрители смогли узнать о том, чем живет певица, из российского фильма «Мирей Матьё — Портрет звезды». Последние документальные фильм о ней были сняты в 2016 г. тоже в России. Сначала на российском телевидении вышел фильм «Мирей Матьё. В ожидании любви». Его сюжетную канву составило интервью с Мирей Матьё. Кроме того, зрители получили возможность побывать «вместе» с певицей в ее любимом парижском ресторане, увидеть примерку нового концертного наряда и процесс выбора духов в любимом парфюмерном магазине. Вторая российская документальная лента называется «Мирей Матьё. Женщина-загадка». Члены съемочной группы побывали в родном городе звезды Авиньоне и встретились с членами ее большой семьи.

 

Музыка в фильмах

Сильный чарующий голос французской певицы способен добавить выразительности и глубины звучания любому фильму, поэтому режиссеры часто использовали записи песен Матьё в своих лентах. 

 

 Название фильма

Песня, которая звучит в фильме

«Три тополя на Плющихе» (СССР, 1968)

«Mon credo» («Мое кредо»)

«Жизнь - это долгая спокойная река» (Франция, 1988), «Северный берег» (Германия, 2013)

«Paris en colère» («Париж сердится»)

«Даже если бы она была преступницей» (франция, 2006),

Марсельеза

«Ангелы Фреда» (Франция, 2008)

«Comme d'habitude»

«Все, что останется» (Германия, 2012)

«Sahara» («Сахара»)

«Хлеб пекарей» (Германия, 1977)

«Der Zar und das Mädchen» («Девушка и царь»)

«С Новым годом!» (Франция, 1973)

«La Bonne Année» («Новый год»)

 

 

Матьё – о жизни, профессии и любви

  • Девяносто девять процентов моего успеха - это труд и работа.
  • Я не умею делать два дела сразу и не умею ничего делать наполовину.
  • Другой судьбы себе не представляю. Каждый человек не похож на другого. Превращаться в кого бы то ни было — не значит ли отказаться от себя?
  • Музыка является наилучшим способом для меня сказать — я люблю тебя!
  • Нелепо утверждать, будто я никого никогда не любила. Может ли быть удел более смешной и печальный?!
  • Чем меньше думаешь о годах и смотришься в зеркало, тем лучше выглядишь.
  • Я даже больше возмущаюсь, когда злословят о других, чем когда злословят обо мне. Потому что со мной все ясно.
  • Я певица, но для меня это не просто профессия, а призвание. От профессии, конечно, можно отказаться. От призвания — нет.

 

 

Стать легендой при жизни дано не каждому. Мирей Матьё — тот счастливый случай, когда незаурядные вокальные данные, безграничная преданность профессии, потрясающее обаяние, помноженные на трудолюбие, были вознаграждены по достоинству. Секрет любви, который испытывают к ней люди в самых отдаленных уголках мира, прост — эта любовь взаимна. Куда бы Мирей ни приезжала с концертами, она всегда старается обращаться к своим слушателям на их родном языке, желая главного — быть услышанной. И это ей удается.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Мирей Матьё