Бенни Гудмен

 

Бенни Гудмен

«Король свинга» и «Патриарх кларнета» - такими титулами так просто не награждают, а Бенни Гудмен – блистательный исполнитель, композитор, актёр и даже писатель, носил их по праву. История джаза знает много гениальных музыкантов, внесших весомый вклад в развитие этого направления музыки, однако Гудмен был особо выдающейся личностью - ключевой фигурой, роль которой очень трудно переоценить в процветании этого вида музыкального искусства. Незаурядный человек, обладающий многими талантами, великий джазмен, удостоенный всенародного признания в молодом возрасте и ставший кумиром не только своего времени, но и последующих поколений, он очень сильно любил музыку, всегда стремился к совершенству, поэтому был виртуозным кларнетистом, исполнявшим великолепно не только джазовые композиции, но и произведения классического репертуара. Бенни Гудмен - знаковая персона в истории мировой музыки.

 

 

 

Краткая биография

Бенджамин Дэвид Гудмен (таково истинное имя выдающегося джазмена) родился в американском городе Чикаго, в семье бедного еврея Дэвида Гудмена 30 мая 1909 года. Родители будущего музыканта, ещё не знавшие друг друга, эмигрировали в США из разных городов Российской Империи, познакомились в Бостоне и поженившись переехали в Чикаго - город с развивающейся промышленностью, в котором была возможность найти работу. Многодетная семья поселилась в одном из беднейших районов. Дэвид устроился портным на небольшую фабрику по пошиву одежды, а Дора – мать семейства - вела дом и воспитывала двенадцать детей. Гудмены жили скудно, детишки росли впроголодь, порой еды не было вовсе. Подвал, где обитало семейство, не отапливался, так как на это не хватало денег. Ребята ходили в школу, но как могли, старались помогать родителям, немного подрабатывая чисткой ботинок, мытьем окон и продажей газет. Традиционно в выходные дни всё семейство посещало один из парков Чикаго, где в летнее время проходили музыкальные концерты.

место рождения Бенни Гудмена

Однажды от соседей Дэвид случайно узнал, что в ближайшей синагоге детей бесплатно учат играть на различных инструментах. Окрыленный надеждой на лучшее будущее сыновей, отец в один из воскресных дней отправился договариваться об обучении своих детей. Через неделю старшим Гарри и Фреди, которым было двенадцать и одиннадцать лет, вручили тубу и трубу, а самому младшему, десятилетнему Бенни, достался кларнет. Отец не ошибся в своих сыновьях: они оказались музыкально одаренными и способными детьми, и уже через год мальчики демонстрировали перед гостями семьи свое умение игры на инструментах. Постепенно слух о талантливых маленьких музыкантах стал быстро распространяться по округе, они стали получать приглашение поиграть на семейных праздниках, вечеринках и танцах, зарабатывая на этом небольшие деньги, которые были подспорьем в семейном бюджете.

Бенни своими успехами заметно отличался от других мальчиков, занимавшихся музыкой в синагоге, год спустя он свободно исполнял композиции популярного кларнетиста Тэда Льюиса. Родители радовались за сына, желали, чтобы он стал профессиональным музыкантом, к этому стремился и сам Бенни. Для осуществления своей мечты он стал брать частные уроки по классическому кларнету у замечательного педагога и солиста Чикагского симфонического оркестра Франца Шеппа. Под руководством прекрасного музыканта и в результате многочасовых каждодневных упорных занятий уличный мальчишка преобразился в настоящего музыканта. Педагог настолько был рад успехам своего ученика, что отказывался брать оплату за уроки и даже организовал для Бенни первый сольный концерт. Выступление юного музыканта привлекло внимание не только любителей музыки, но и профессиональных музыкантов. Он начинает подрабатывать в местных оркестрах и к 14 годам принимает для себя окончательное важное решение: всю свою жизнь связать с музыкой.

 

Начало карьеры

В 1925 году выступление Бенни услышал джазовый саксофонист Гил Родин, который в то время играл в бэнде Б. Поллака, он пригласил Гудмена в Лос – Анжелес, где в то время базировался оркестр. Молодой музыкант проработал с Поллаком четыре года, за это время он приобрел большой исполнительский опыт и сделал первые записи сначала в составе оркестра, а затем и в сольном исполнении. Осенью 1929 года Гудмен принимает судьбоносное решение и переезжает в Нью-Йорк, где его ждёт карьера независимого музыканта. Здесь он играет в музыкальных коллективах, озвучивающих мюзиклы бродвейских театров, увлеченно занимается аранжировками, а также сочинением собственных композиций. Особенным для Гудмена стал 1931 год, который явился стартом блистательной карьеры молодого музыканта и ознаменовался записью первой авторской композиции, быстро завоевавшей популярность у широкой публики. Затем в 1933 году Бенни познакомился с Джоном Хэммондом - известным экспертом в мире джаза, в дальнейшем сыгравшим очень важную роль в музыкальной карьере будущего «Короля свинга». Хэммонд стал не только другом Гудмена, но его продюсером, наставником и опекуном. Джон помог Бенни заключить контракт с крупной звукозаписывающей фирмой Columbia Records и в содружестве с известными исполнителями записать несколько композиций, которые вошли в первую десятку.

Весной 1934 года по совету Хэммонда Бенни создает свой оркестр, дебютное выступление которого состоялось уже в июне. В ноябре того же года Гудмен подписывает контракт с «Эн-би-си» на серию радиопередач «Давайте танцевать», а весной 1935 года Бенни с биг-бэндом отправляется в первый гастрольный тур по стране. Он начался не очень удачно, но в итоге увенчался успехом. Далее был контракт с «Си-Би-Эс», первое выступление на телевидении, участие в съёмках фильма «Отель Голливуд», а также серия триумфальных концертов в театре «Парамаунт», во время которых Гудмена неофициально провозгласили «Королем свинга». Однако пиком его музыкальной карьеры стало выступление 16 января 1938 года в знаменитом филармоническом зале «Карнеги-холл», где джазовая музыка до этого времени никогда не звучала.

 

В 1939 году у Бенни начались проблемы со здоровьем: невыносимая боль в ногах заставила его лечь в больницу, а затем даже сделать операцию. При всем при этом трудности не сломили Гудмена, немного окрепнув, он вновь усердно приступает к работе: записывает новые композиции, которые несколько раз попадают в десятку лучших, принимает участие в постановке мюзикла « Свинг мечты», а в 1942 - 1943-ем годах активно снимается в кино. В 1944 году Бенни участвует в бродвейском мюзикле «Семь искусств», который у зрителей пользуется огромной популярностью.Чтобы полностью посвятить себя исполнительской деятельности Гудмен в конце 1949 года распускает свой джаз - бэнд, затем завершает и композиторскую практику. Страны Европы, Дальнего Востока, Южной Америки, Советский Союз – такова обширная география мировых гастрольных поездок Гудмена, который прославился не только как непревзойденный джазмен, но и прекрасный исполнитель классического репертуара. «Король свинга» так любил свой инструмент, что занимался исполнительской деятельностью почти до самой своей смерти. Бенни Гудмен ушел из жизни в Нью-Йорке 13 июня в 1986 года.

 

  Бенни Гудмен 

Бенни Гудмен биография  Бенни Гудмен краткая биография

 

Интересные факты

  • Бенни Гудмен был противником расовых предубеждений, из-за чего имел прозвище «расовый дальтоник».
  • Четырнадцатилетний Бенни, по совету своего учителя, чтобы вступить в профессиональный союз музыкантов «добавил» себе пару лет, сразу став шестнадцатилетним.
  • В Чикаго в 20-х годах прошлого столетия разгуливал страшный бандитизм, который приводил жителей города в ужас. Ограбления и убийства не только ночью, но и днем были привычным делом. Гудмен о своем детстве вспоминал так: «По закону улицы, если бы я и мои братья не занимались музыкой, то обязательно стали бы бандитами».
  • Любители музыки в Чикаго, восторгаясь исполнением юного вундеркинда, в шутку называли Бенни «музыкантом в коротких штанишках».
  • Отец Гудмена трагически погиб 9 декабря 1926 года. Он был сбит автомобилем и скончался в больнице, так и не придя в сознание. С потерей отца для семьи наступило очень тяжелое время, и Бенни помогал своим родным, отдавая им заработанные деньги.
  • Трудное голодное детство, проведенное в трущобах Чикаго, на всю жизнь оставило неизгладимый след в душе Бенни. Даже будучи уже довольно богатым человеком, он постоянно ущемлял музыкантов, торгуясь с ними по поводу их заработной платы, стараясь сделать для себя более выгодный вариант.
  • Свое первое гастрольное турне, которое состоялось летом 1935 года Гудмен и музыканты его оркестра, из-за недостатка средств для аренды автобуса, совершали на собственных автомобилях.

Автограф Бенни Гудмена

  • Бенни Гудмен был первым джазовым исполнителем, удостоившимся выступить в «Карнеги-холл»- знаменитом концертном зале Нью-Йорка».
  • Являясь уже признанным авторитетным профессионалом в области джазовой музыки, Гудмен постоянно стремился к ещё большему совершенству и в начале пятидесятых годов брал уроки исполнительского мастерства у известного английского кларнетиста Реджинальда Келла.
  • Первый свой миллион долларов Бенни заработал в 1938 году за тираж пластинок, которые он записал после концерта в Карнегги Холл, сделавшего его воистину знаменитым.
  • Популярность Гудмана была настолько высока как в США, так и в Европе, что знаменитые композиторы, такие как Бела Барток, Леонард Бернстайн и Аарон Копленд посвящали ему свои сочинения.

  • Про гастроли знаменитого блюзмена в СССР шутили, что «Королю свинга» удалось повлиять на карибский кризис, и что его свинг почти сдул «железный занавес».
  • Во время своей гастрольной поездки в Советский Союз при посещении Красной площади Гудмен так был заворожен ритмом, который издавали, чеканя шаг, курсанты кремлевского полка при смене караула у мавзолея Ленина, что достал кларнет и заиграл народную песню. На следующий день заголовки газет были таковы: «Король свинга под аккомпанемент солдатских сапог исполняет джаз в сердце коммунизма!»
  • Бенни Гудмен – это первый джазовый музыкант, который побывал с гастрольным туром в Советском Союзе. После него в Москве выступали и другие «звезды» мирового масштаба, например Дюк Эллингтон.
  • Газеты очень часто писали о негативном отношении музыкантов к Гудмену, тем не менее, согласно опросам журнала «Метроном» по сравнению с Гленом Миллером он занимал более выгодное положение.
  • Бенни Гудмен был первым, кто в своём ансамбле использовал вибрафон и электрогитару в качестве солирующего инструмента.
  • Гудмен был женат только один раз. Его избранницей стала сестра Джона Хэммонда Элис Франсис Хэммонд, впоследствии подарившая музыканту двух дочерей Рэйчел и Бенджи.

семья Бенни Гудмена

  • «Король свинга» был очень рассеянным человеком, и об этом среди музыкантов ходило немало анекдотов. Но вершиной нарушения его внимания было то, что он никак не мог запомнить имена двух своих дочерей и трех падчериц, называя их просто ребятами.
  • Дом, в котором родился Бенни Гудмен, до сих пор существует в г. Чикаго на улице Франциско.
  • Гудмен очень любил рыбачить. Это было его главным и очень увлекательным хобби.

 

Лучшие композиции

Бенни Гудмен был настолько талантливым виртуозным исполнителем, что всякую мысль, приходившую к нему в голову, он мог без особых усилий переложить на язык своего любимого инструмента. Искусное владение звуком, превосходные интонации, отличающиеся мягкостью и изобилием тембральных оттенков, умелое построение быстрых коротких фраз, всё это вызывает ощущение человеческой речи. За свою богатую творческую жизнь Бенни Гудмен создал довольно большое количество композиций, причем многие мгновенно становились хитами и входили в «Топ 10». Среди них особого внимания заслуживают: «Let's Dance», «After You've Gone», «Avalon», «Stompin At the Savoy», «Flying Home», «Symphony», «Somebody Stole My Ga», «How Am I to Know?», «Goodbye», «Jersey Bounce», «Why Don't You Do Right?», «Clarinet a la King», а также:

  • «Sing, Sing, Sing» - эта песня была написана италоамериканским певцом и композитором Луи Примой, но именно инструментальный вариант мелодии, исполненный оркестром Гудмена, стал наиболее популярным и считался гимном времени свинга. Интересен тот факт, что гудменовская версия этой мелодии была гораздо длиннее: вместо стандартных 3 минут она звучала 8, а иногда и более 12-ти минут.

«Sing, Sing, Sing» (слушать)

  • «Don't Be That Way» - композиция, ставшая джазовым стандартом и классикой свинга, явилась результатом совместного творчества Бенни Гудмена и Эдгара Сэмпсона. Наибольшую популярность приобрела после исполнения на легендарном концерте блюзмена в январе 1938 года.

«Don't Be That Way» (слушать)

 

Оркестр Бенни Гудмена

Свою первую группу, которая затем преобразовалась в популярный свинговый биг-бэнд, Бенни Гудмен создал весной 1934 года. Изначально джазовый коллектив состоял из 12 музыкантов, к которым предъявлялись очень высокие исполнительские требования, среди них были: Р. Баллард, Д. Лэйси, Т. Монделло, Х. Шетцер, Д. Эпса, Ф. Фроэба, Г. Гудман, С. Кинг, Б. Бериган, Х. Уорд. Премьерное выступление оркестра состоялось 1 июня 1934 года, затем в ноябре коллектив пригласили на «Эн-би-си» для цикла радиопередач «Давайте танцевать», которые транслировались каждую субботу в течение шести месяцев. После завершения контракта в мае 1935 года, Гудмен принимает решение совершить с бэндом гастрольное турне по стране. Поначалу все шло не плохо, публика принимала оркестр с большим воодушевлением, но чем дальше оркестр переезжал вглубь страны, тем напряжённее становилась обстановка в зрительном зале. Слушатели глубинки не воспринимали джазовую музыку, которую играл оркестр, она была им непривычна, В Денвере даже назрел скандал: люди требовали вернуть деньги. Разочарованные музыканты уже думали, что их гастроли подошли к концу, однако в Окленде нежданно получили теплый прием, а в Лос-Анджелесе на концерте вообще случилась сенсация. Оркестр осторожно начал свое выступление с исполнения известных мелодий, но данный репертуар оставил слушателей равнодушными, тогда Гудмен принимает отчаянное решение, и со сцены зазвучал настоящий джаз, умопомрачительный свинг. Публика неистово взревела от восторга. Этот концерт, который состоялся 21 августа 1935 года, явился настоящим фурором и истинным триумфом оркестра Гудмена, а с того дня и пошел отсчет «эпохи свинга».

оркестр Бенни Гудмена

В 1936 году оркестр Бенни все больше набирает популярность, слава о нем распространяется на всю страну. Американская радиосеть Си-Би-Эс приглашает его для участия в радиосериале «Караван верблюдов», который затем выходил в эфир более двух лет. Коллектив первый раз появляется на телевидении, а затем в 1937 году участвует в съемках фильма «Отель Голливуд». Музыканты в оркестре менялись очень часто, причиной этому было непрерывное стремление руководителя к совершенному исполнению и его нетерпимость к ошибкам. Если кто-нибудь из музыкантов не устраивал Гудмена, то он одаривал человека своим «рыбьим взглядом», то есть смотрел сквозь человека. Не многие могли выдерживать такое пренебрежение и уходили из оркестра. В 1938 году концерты полностью сформированного биг-бэнда проходили на очень высоком профессиональном уровне. Он стал первым джазовым коллективом, который удостоился чести выступить в знаменитом «Карнеги-холл». Концерт прошел с потрясающим успехом. Через некоторое время в оркестре опять произошли большие перемены: его покинули такие талантливые музыканты, как Д. Крупа и Г. Джеймс, но появились гитарист Ч. Крисчен, трубач К. Вильямс и пианист М. Пауэлл, а затем вернулся барабанщик Д. Таф. Коллектив вновь укомплектовался и у него начался новый творческий подъем.

Вторая Мировая война внесла свои коррективы в работу оркестра: многие солисты ушли в армию, а молодежь, занявшая их место, не отвечала всем творческим требованиям руководителя. В 1943 году Гудмен, не задумываясь, меняет молодежь на ветеранов, которых ранее приглашал посезонно: Х. Шертцера, М. Моула, Д. Тигардена и Д. Дженни. В бэнд также вернулись Д. Крупа, А. Ройс, Р. Музилло и Л. Кэсл. Оркестр в таком составе играл хорошо, но исполнял он легкие композиции прошлых лет. В 1944 Гудмен начинает подумывать о роспуске музыкантов, но окончательное решение о расформировании коллектива он принимает в декабре 1949 года.

 

Бенни Гудмен и кинематограф

Бенни Гудмен в киноБенни Гудмен, будучи чрезвычайно талантливым человеком, реализовывал свои способности не только на музыкальном поприще, но ещё в одной, в то время сравнительно молодой и очень перспективной сфере искусства – кинематографии. Все фильмы, в которых он снимался, относятся к жанру музыкальной комедии. В некоторых кинолентах, например: «Сладкий и низкий», «Служебный вход в столовую», «Солдатский клуб», «Вся банда в сборе», «Рождение блюза», «Задушевно и без импровизаций» Гудмен снимается вместе со своим оркестром и играет самого себя. А в таких фильмах как «Песня рождена», «Большое радиовещание в 1937 году» и «Отель Голливуд» ему поручалась роль других персонажей. Следует также отметить, что, являясь весьма известным человеком, Бенни Гудмен почти до конца своей жизни с удовольствием снимался в различных сериалах и популярных телевизионных шоу. К примеру, «Городской тост», «Лицом к лицу», «Доброе утро, Америка», «Американские мастера», «Великие представления». Кроме того, музыкальные композиции Гудмена и в нынешнее время довольно часто используется в саундтреках современных фильмов, например: «Союзники» (2016) Роберта Земекиса или «Светская жизнь» (2016) Вуди Аллена.

 

Гастроли в СССР

В начале шестидесятых годов взаимоотношения между США и СССР были весьма напряженными, и, чтобы как-то разрядить обстановку, между двумя странами был заключен договор о культурных контактах. Соединенными Штатами для поездки в Советский Союз был рекомендован американский джаз от Бенни Гудмена. Поначалу представители делегации страны, где даже слово «джаз» находилось под запретом, отнеслись к такому предложению весьма настороженно, но тот факт, что Гудмен был сыном простого рабочего, кроме того, его репертуар состоял не только из джазовых композиций, но и классической музыки, сыграл свою роль. Гудмен с радостью принял приглашение, так как сбывалась мечта, о которой он мечтал с самого детства: побывать на родине его родителей. Гастроли сборного оркестра, который состоял из «звёзд джаза», были распланированы на полтора месяца с посещением шести крупных городов. В общей сложности состоялось 32 выступления, их посетили около 200 тысяч человек.

Бенни Гудмен в СССР

Успех был ошеломляющий. Доказательством тому были многократные «бисовки» и бури оваций, которые подтверждали восторг аудитории. Один из концертов посетил Н.С. Хрущев, правда, после первого отделения глава государства покинул зал, заявив, что у него от «джазов» начинает болеть голова. Однако на следующий день он неофициально посетил посольство США, непринужденно и даже весело пообщался с Гудменом и музыкантами, а в завершении все вместе спели «Катюшу». Гастроли Гудмена в Советском Союзе, прошедшие с небывалым триумфом и отмеченные в прессе восторженными публикациями, помогли в нашей стране вывести из тени и узаконить джаз, а вместе с тем помогли раскрыть свой талант многим музыкантам. Под впечатлением от поездки Гудмен в том же году выпускает альбом «Бенни Гудмен в Москве», а в СССР на следующий год был выпущен увлекательный документальный фильм, рассказывающий об этих исторических гастролях, которые внесли большой вклад в нормализацию отношений между двумя великими державами.

 

Бенни Гудмен – это выдающийся музыкант - новатор, который во многом был «первым». Он первый из руководителей оркестра объединил в своём коллективе музыкантов, имевших разный цвет кожи. Первый из джазменов удостоенный чести выступить в знаменитом филармоническом зале «Карнеги-холл». Первый из музыкантов объединил сочетавший в своём репертуаре джазовые композиции и классику. Первый из американских джазовых исполнителей посетил с концертами Советский Союз, тем самым побудив власть признать в нашей стране джаз как полноценный вид музыкального искусства, который долгое время находился под запретом.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Бенни Гудмен