Бобби Макферрин
Музыкальный гуру, гений импровизации…. Какими только эпитетами не награждали прославленного Бобби Макферрина – музыканта, творчество которого потрясает своей многогранностью. Его по праву можно назвать «человек - оркестр»: мастерски владея удивительным гуттаперчевым голосом с диапазоном в четыре октавы и обладая даром имитации, Макферрин может изобразить всё что угодно: рёв мотора, детский лепет, звуки вибрафона, флейты или дудука. Стиль его пения абсолютно уникальный, оригинальный и самодостаточный, однако, певец никогда не поёт в полный голос, тем не менее, тихо напевая и насвистывая, он со временем "насвистел" десять премий «Грэмми» и огромную любовь публики во всех уголках земного шара. При первом появлении на сцене зрители встречают его такими овациями, какие мало кто из исполнителей получает даже после концертов, ведь музыкант покоряет публику не только виртуозностью своего исполнения, но и теплой радужной атмосферой, которую он создаёт в зале. Бобби Макферин настолько талантлив, что един во многих лицах: он не только непревзойдённый разноплановый вокалист-импровизатор, но также дирижёр с мировым именем и композитор, работающий во многих музыкальных направлениях.
Краткая биография
Бобби появился на свет в нью-йорском Манхэттене 11 марта 1950 года. Его родители были талантливыми музыкантами, профессиональными вокалистами. Отец Бобби - Роберт Макферрин, одним из первых афроамериканцев, который удостоился чести солировать в увенчанном славой Метрополитен-опера. Мама мальчика - Сара Купер, пела не только в оперных спектаклях, но и в бродвейских мюзиклах, а после того, как в 1958 году семья Макферрин переехала в Голливуд, она стала почетным профессором музыки в колледже калифорнийского Фуллертона.
Уже с раннего детства мальчик, росший в музыкальной среде, активно приобщался к искусству. В доме постоянно звучали произведения не только великих классиков: Бетховена, Моцарта, Рахманинова, Верди, но и джазовые композиции талантливого Каунта Бейси. Первым музыкальным инструментом, который облюбовал Бобби, был кларнет, но в 14 лет он отдал предпочтение фортепиано. Мальчик настолько был увлечён музыкой, что уже в школе создал свою первую группу под названием «Bobby Mack Quartet».
После школы Макферрин-младший продолжил своё образование в Калифорнийском университете, а также по классу фортепиано учился в колледжах Сакраменто и Серритоса.
Свою карьеру пианиста Бобби начал в музыкальном коллективе гастролирующего ледового шоу «Ice Follies». Далее была работа в клубах и различных инструментальных коллективах, например, в рок-группе, исполняющей кавер-версии известных композиций, затем в ансамбле, который аккомпанировал танцевальному коллективу, выступающему в кабаре. Не получая особого удовольствия от такой творческой деятельности, Бобби в 1977 году принимает решение кардинально всё изменить и попробовать себя на вокальном поприще. Уже на следующий год, обосновавшись в Новом Орлеане, он дебютировал в качестве певца в местном музыкальном коллективе под названием «Astral Project». Концертными площадками ансамбля являлись отели и бары.
Некоторое время спустя, в жизни Макферрина происходит череда значимых встреч с людьми, которые в судьбе музыканта сыграли важную роль. По благоприятному стечению обстоятельств, Бобби знакомится со знаменитым джазовым вокалистом Джоном Хендриксом, который, услышав выступление молодого певца, предложил ему совершить совместное с «Hendricks Family» гастрольное турне по стране. Общение с легендарным музыкантом оказало благотворное влияние на дальнейшее творчество Бобби. Затем, в 1979 году Макферрину посчастливилось встретить Линду Голндстайн, впоследствии «на все времена» ставшей для него другом, менеджером и иногда даже продюсером. Следующим знаковым событием для певца стало знакомство в Сан-Франциско с увенчанным славой комическим артистом Биллом Косби, который в 1980 году помог Макферрину выступить на джазовом фестивале, организованном журналом «Плейбой». Публика настолько восторженно приняла вокально-фортепианные импровизации молодого дебютанта, что в следующем году это вдохновило Бобби на участие в «Kool Jazz Festival», проходившем в Нью-Йорке, а позднее в 1982 году записать свой первый альбом, которому музыкант дал своё имя - «Bobby McFerrin».
Постоянно находясь в поисках чего-то необычного и интересного, Бобби решает попробовать исполнять музыкальные композиции без сопровождения – акапельно. Свой новый стиль исполнения певец впервые продемонстрировал в Европе в 1983 году. Концерты с импровизированной программой малоизвестного европейским меломанам Бобби Макферрина, проходили с таким ошеломляющим успехом, что журналисты Германии дали ему имя – «волшебный голос». Окрыленный результатами своего турне, певец выпускает второй свой альбом под названием «Голос», в который вошли акапельные композиции, записанные во время гастрольной поездки. Далее, в 1985 году выходит третий альбом Макферрина, однако записанный уже традиционно с аккомпанементом, и композиция «Another Night in Tunisia», за которую Бобби одновременно в двух номинациях получает свою первую «Грэмми». Впоследствии этой высокой музыкальной награды были удостоены ещё три сингла: «What Is This Thing Called Love?», «Round Midnight», «Brothers» и альбом для детей «Elephant`s Child».
Популярность Макферрина быстро набирала обороты, его голос можно было услышать в популярном телевизионном шоу Билла Косби, в саундтреках к кинофильмам и детским мультфильмам, а также в рекламных роликах. Билли покорялись самые лучшие мировые концертные залы, в том числе знаменитый Карнеги-холл, но поистине всеобщую мировую славу певец получил благодаря простой веселой песенке, которая самопроизвольно родилась в 1988 году в результате работы над очередным альбомом «Simple Pleasures». «Don’t Worry, Be Happy» - так Макферрин назвал композицию, которая впоследствии стала феноменальным хитом, по всему миру занявшим в поп-чартах первые строчки и получившим «Грэмми в трех номинациях».
Не останавливаясь на достигнутом и постоянно находясь в творческом поиске, Бобби в 1990 году создает ансамбль «Voicestra», состоящий из десяти исполнителей, поющих акапелла. Вокальная группа участвовала в записи студийного альбома под названием «Medicine Music», в который вошли оригинальные произведения, основанные на импровизации. В это же время стремление к совершенствованию приводит музыканта к мысли заняться изучением дирижерского искусства. Первоначальный курс он проходит у таких выдающихся мастеров, как Густав Майер и Сейдзи Одзава, и уже вскоре пробует себя на новом поприще. В свой сорок пятый день рождения, в г. Сан-Франциско Бобби впервые дирижирует оркестром. Впоследствии как дирижёр он выступал с симфоническими коллективами Чикаго, Монреаля, Нью-Йорка, Сиэтла, Кливленда, Торонто, Лос-Анджелеса, Лейпцига, Филадельфии, Лондона, Мюнхена, Роттердама и Вены. Симфонические концерты серьёзной классической музыки дирижёра Бобби Макферрина всегда проходили очень интересно и неординарно.
С выдающимся виолончелистом Йо-Йо Ма, в дальнейшем ставшим для Макферрина хорошим другом, певец в 1992 году записал альбом «Hush», в который вошли произведения выдающихся классиков, современных авторов и композиции самого Макферрина. С Чик Кориа, одним из лучших джазовых пианистов, у Бобби сложился замечательный творческий ансамбль. Вместе они записали два студийных альбома: один с джазовой музыкой, другой с оригинальной интерпретацией концертов В.А. Моцарта для фортепиано, а впоследствии эти талантливые музыканты вместе побывали с гастролями во многих странах мира, в том числе и в России.
В 1994 году Бобби предложили стать художественным руководителем камерного оркестра г. Сент-Пол. Творческим результатом такой деятельности стал альбом классической музыки «Paper Music», в котором прозвучали произведения выдающихся композиторов В.А. Моцарта, И.С. Баха, П.И. Чайковского, Ф. Мендельсона и И. Стравинского. В конце 90-х Макферрин, отдавая «дань» своему отцу, который в фильме 1959 года «Порги и Бесс» озвучивал актёра Сидни Пуатье, совершает гастрольное турне с концертной версией по мотивам одноимённой оперы Дж. Гершвина. В 2000- е годы Бобби продолжает активно гастролировать. Он дает около ста концертов в год на родине и за рубежом, выступая как вокалист – импровизатор, и как дирижёр, который приобрёл мировую известность. В 2008 году в знаменитом Карнеги-холл состоялось премьерное представление импровизационной оперы Макферрина под названием «Боббл», сюжетной основой которой стала легенда о Вавилонской башне. В нынешнее время Бобби продолжает реализовывать свои уникальные творческие замыслы, а также много внимания уделяет детям, записывая музыку для них и озвучивая мультипликационные фильмы. А для приобщения подрастающего поколения к классической музыке, Макферрин снялся в нескольких молодежных телевизионных программах.
Интересные факты
- Бобби Макферрин по своей сути весьма тихий, спокойный, равнодушный к славе человек и очень хороший семьянин. В 1975 году он женился на Дебби Грин, которая подарила ему троих детей: дочь Мэдди и двух сыновей Джейвона и Тайлера. Все дети Макферина пошли по стопам своего отца, связав свое будущее с музыкой.
- Певец в 1983 году шокировал устроителей концертов своего мирового турне тем, что приехал без заранее составленной программы и группы, которая бы обеспечивала ему музыкальное сопровождение. В результате, программы концертов, данные певцом в одной стране и построенные на постоянной импровизации, никогда не повторялись.
- Макферрин интересно, в импровизационном варианте, исполнил знаменитую композицию «Розовой пантеры» композитора Генри Манчини для нового кинофильма «Сын розовой партеры» вышедшего на экраны в 1993 году.
- В подростковом возрасте у Бобби было большое желание посвятить себя Богу и стать священнослужителем, но увлечённость музыкой победила. Однако, на протяжении всей своей жизни Макферрин, как настоящий христианин, каждый день просыпаясь в 4.30 утра, обязательно пару часов проводит за вдумчивым чтением Библии.
- С раннего детства Бобби Макферрин воспитывался на произведениях великих классиков, и особую страсть он питает к музыке Великого Моцарта, возводя её в особый культ и считая её идеальной.
- Знаменитая песня «Don’t Worry, Be Happy» так молниеносно набрала обороты и стала супер хитом, что сразу обросла неимоверно ироничными слухами, например, Макферрин, исполнив композицию, обладающую весьма позитивным настроем, не выдержал «испытания славой» и покончил свою жизнь самоубийством.
- Чтобы наполнить песню «Don’t Worry, Be Happy» определённым колоритом, Макферин исполнил её с ямайским акцентом, поэтому очень многие считали, что песню записал и исполнил самый известный исполнитель в стиле регги - ямайский музыкант Боб Марли.
- Опера Бобби Макферрина "Боббл" в своём роде уникальное произведение, которое не имеет ни либретто, ни вокальных партий. Каждый раз автор и 17 исполнителей, поющих в разных вокальных техниках: от оперы и народной музыки с элементами горлового пения, до джаза, регги и битбоксинга в процессе совместной импровизации рождают новое произведение.
- Бобби Макферрин с концертами в России побывал четыре раза, должен был и пятый - в 2016 году, но из-за болезни, к большому разочарованию меломанов, гастроли были отменены.
Творчество Бобби Макферрина
Все деятельность Бобби Макферрина - это результат творческого поиска и постоянных экспериментов. Ещё в самом начале своей певческой сольной карьеры Бобби, побывавший на импровизационных концертах талантливого джазового пианиста и композитора Кита Джарретта и впечатлённый его выступлениями, задумался об особой совершенно новой форме построения концерта, которая в практике сольных вокалистов ранее никогда не применялась. Новаторство Макферина заключается в том, что он превратил обыкновенный концерт в настоящее увлекательное шоу, вовлекающее зрителей в импровизационный процесс. Кроме этого, обладая актёрским талантом и изящным чувством юмора, Бобби ненавязчиво заставляет слушателей стать активными участниками представления, например, создавать музыкальный фон для своих вокальных импровизаций. При помощи харизмы, дара имитатора, а также уникального голоса, имеющего диапазон в четыре октавы, музыкант на своих концертах вводит зрителей в исступлённо-восторженное состояние. Даже овладев искусством дирижирования и выступая с большими симфоническими оркестрами, Бобби продолжил свои импровизационные эксперименты, в которых полноценными участниками становились все: дирижёр, музыканты и, несомненно, слушатели.
Творческая деятельность Бобби Макферина отличается большим разнообразием и плодотворностью. На концертах, которые музыкант даёт не менее сотни в год, он выступает в разных ролях: как дирижер и как вокалист-импровизатор, мастерски владеющий своим голосом, используя такие приёмы, как фальцетное и обертонное пение, вокальную перкуссию и многие другие хитрости, создающие эффект полифонии. Кроме этого он снимался в популярных музыкальных программах, записывал саундтреки к фильмам, озвучивал мультфильмы, создал инновационную оперу-импровизацию «Боббл», а также отразил своё новаторское творчество в более чем двадцати альбомах, которые разошлись более чем 20 миллионным тиражом. Вот некоторые из них:
- «Bobby McFerrin» - это самый первый дебютный альбом Бобби Макферрина, записанный в 1982 году, но сразу отметившийся в джазовых чартах.
- «The Voice» – диск выпущен на основе концертных записей, сделанных певцом во время гастрольного тура по Германии в 1984 году. В альбом вошли джазовые композиции, которые не имели музыкального сопровождения, и иллюстрирующие уникальные возможности, подвластные человеческому голосу.
- «Spontaneous Inventions» - третий альбом певца, записан в 1985 году традиционно, с аккомпанементом. Диск был создан при участии пианиста Херби Хэнкока, вокального квартета «Manhattan Transfer» и комедийного артиста Робина Уильямса.
- «Elephant's Child» - альбом для детей, выпущенный в 1987 году и удостоенный премии «Грэмми».
- «Simple Pleasures» - альбом 1988 года, ставший мультиплатиновым, так как в него вошёл феноменальный хит "Don't Worry, Be Happy", который был удостоен сразу трех премий « Грэмми».
- «Medicine Music» – шестой альбом Бобби Макферрина, записанный в 1990 году вместе с организованным им ансамблем акапельного пения «VOICESTRA», состоящего из 10 вокалистов. Музыка на данном диске - это коллективные импровизации, основанные на традиционной африканской музыке.
- «Hush» - в 1991 году альбом явился плодом совместного творчества Бобби и прославленного виолончелиста Йо-Йо Ма. В диске записаны интерпретированные произведения великих классиков, современных авторов и авторские наработки Макферрина. Вершиной сборника является прославленный «Полёт шмеля» русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, уникально представленный дуэтом талантливых музыкантов. Альбом пару лет оставался в классических чартах, а по результатам продаж 1996 года стал «золотым».
- «Play» - альбом джазовой музыки, записанный в 1992 году в содружестве с талантливым пианистом Чиком Кориа и принёсший Макферрину десятую «Грэмми».
- «Paper Music» - альбом, в который вошли произведения классической музыки В.А. Моцарта, И.С. Баха, П.И. Чайковского, Ф. Мендельсона и И.Стравинского исполненные камерным оркестром г. Сент-Пол под управлением Бобби Макферрена. Диск вышел в свет в 1995 году.
- «The Mozart Sessions» - ещё один диск, выпущенный в 1995 году, - результат сотрудничества с Чиком Кориа. В альбом вошли весьма неординарные обработки концертов для фортепиано В.А. Моцарта.
История песни «Don't Worry Be Happy»
Кто бы знал, что история весёлой песенки «Don't Worry Be Happy», которая принесла Макферину широкое мировое признание, началась весьма заурядно. Как рассказывал сам Бобби, однажды он увидел постер с портретом индийского духовного учителя Мехера Баба, провозгласившего себя аватаром века – Богом в человеческом обличье. Внизу плаката под изображением гуру было подписано изречение: «Don’t worry, be happy» (Не волнуйся, будь счастлив). Эти слова назойливо крутились в голове музыканта, и он стал насвистывать мелодию, которая очень хорошо к ним подходила. Затем автор быстро сочинил слова семи куплетов, связанные ключевым рефреном, а к ним и музыку. Изначально песня появилась как саундтрек к фильму «Коктейль», вышедшему на экраны в 1988 году. Первый выпущенный сингл особого впечатления на меломанов не произвел и в чартах занял лишь 88-ю строчку, но в том же году композиция вошла в альбом «Simple Pleasure» (Простые удовольствия) и взлетела так, что приземлилась сразу на первых позициях хит-парадов, где оставалась довольно долгое время. В результате песенка была отмечена целым букетом «Грэмми»: «лучший мужской поп вокал», «запись года» и «песня года», а альбом «Simple Pleasure» стал мультиплатиновым и в карьере Макферрина самым коммерчески успешным. Композиция «Don't Worry Be Happy», быстро завоевавшая популярность, обладала настолько позитивным настроем, что претенденту на пост американского президента от республиканской партии Джорджу Бушу-старшему посоветовали использовать её в избирательной компании. Песню взяли, не спросив разрешения у крайне возмущенного автора, который к тому же отдавал свои политические предпочтения демократам. В результате Бушу-старшему пришлось отказаться от такой затеи, но и Макферрин вскоре тоже перестал исполнять «нетипичную», как он говорил, для его творчества песню, которая, тем не менее, сделала его всемирно знаменитым. В русском языке есть примета: "Не свисти - денег не будет", но с Бобби Макферрином данная примета не сработала. Музыкант "насвистел" так, что заработал столько денег, которых хватило для осуществления всех его творческих идей, например, создать акапельный коллектив «Voicestra» и гастролировать с ним по всему миру.
«Don't Worry Be Happy» (слушать)
Награды
Музыкальное творчество Бобби Макферрина было оценено по достоинству, он является обладателем 10 премий академии звукозаписи «Грэмми»:
- 1986 год – композиция «Another Night in Tunisia» была отмечена сразу в 2 номинациях: лучшее мужское джаз - исполнение и лучшая аранжировка;
- 1987 год – композиция «Round Midnight» - лучшее мужское джаз – исполнение;
- 1988 год – композиция «What Is This Thing Called Love» - лучшее мужское джаз – исполнение;
- 1989 год – композиция «Brothers» - лучшее мужское джаз – исполнение;
- 1989 год – композиция «Don't Worry, Be Happy» указана как призёр сразу по 3 позициям: песня года, запись года и лучшее мужское поп – исполнение;
- 1988 год – альбом «Elephant`s Child» отмечен как лучший музыкальный альбом для детей;
- 1993 год - альбом«Play» - лучший джазовый вокальный альбом.
Бобби Макферрин – это музыкант, к которому можно применить все суперлативы: легендарный, неподражаемый, знаменитый, виртуозный. Каждое его выступление эксцентрично и уникально, так как Макферрин, обладающий невероятной способностью к фантазии и спонтанности, всегда выходит за пределы установленных стереотипов, но, тем не менее, преданно хранит музыкальное наследие прошлого. Надеемся, что его талант, который с каждым годом проявляется всё ярче, ещё долгое время будет дарить людям радость и удовольствие.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Бобби Макферрин