Ф. Шопен Ноктюрны
Фредерика Шопена называют поэтом и душой фортепиано. И не удивительно, ведь все свое творчество, за исключением нескольких произведений для других инструментов, голоса и оркестра, он посвятил именно ему. Весомое место в наследии Шопена занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие - все они очень любимы в музыкальном мире. Мы привыкли слышать эти пьесы в фортепианном звучании, но в последнее время большую популярность набирает их исполнение в переложении для других инструментов. Интересно? Еще бы, ведь сразу произведение раскрывается с другой, дотоле невиданной стороны.
Историю создания Ноктюрнов Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В XIX столетии ноктюрны считались самыми популярными произведениями Фредерика Шопена. Почему современники отдавали предпочтение именно им, догадаться совсем не сложно. В них сконцентрировалось то главное, что было свойственно романтической эстетике - глубоко личное, субъективно-лирическое, интимное переживание, которое целиком и полностью захватило сознание художника новой эпохи. В них проявился и новейший камерный пианизм и салонное изящество, ставшие своеобразным противовесом виртуозной фортепианной музыке того времени.
Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн. Любопытно, но их нумерация совершенно не соответствует порядку их появления на свет, поскольку ведется она по датам издания. Так, пьесы с №1 - №18 были созданы в 1830-1846 годах, а вот оставшиеся три являются юношескими. Они были опубликованы только после смерти композитора и поэтому называются посмертными.
Жанр ноктюрна был очень близок Шопену. Работать над ним он начал еще в юном возрасте до отъезда из Варшавы. Первые его ноктюрны (посмертные, e-moll, c-moll) появились в 1827 году, на тот момент он второй год обучался в Варшавской консерватории под руководством Ю. Эльснера. Эти первые композиторские опыты еще сложно назвать полностью самостоятельными, самобытными творениями, поскольку они очень близки по стилю композициям родоначальника этого жанра Дж. Филда.
Три ноктюрна op.9 были написаны в 1829-1830 гг. и посвящены блестящей пианистке Мари Фелисите Плейель, более известной как Камилла Мок. Игра этой артистки восхищала Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Мендельсона. В эту талантливую женщину был безумно влюблен Г. Берлиоз, который на почве ревности даже спланировал ее убийство, однако в последний момент решил отказаться от этой затеи. С Шопеном Камиллу связывала тесная дружба, он также преклонялся перед ее талантом, как и многие другие, и поэтому решил выразить свое почтение через такое музыкальное посвящение.
Ноктюрны op.15 (F-dur, Fis-dur, g-moll) увидели свет в 1830-1833 годах. Посвящены они еще одному музыкальному гению, который будоражил сознание современников своей гениальной игрой на фортепиано. Это немецкий пианист-виртуоз, композитор и дирижер Фердинанд Гиллер. С ним Фридерик познакомился в 1831 году в Париже, и в итоге этот основатель Кельнской консерватории стал одним из лучших друзей Шопена. Символом горячей дружбы этих двух легендарных пианистов стала бронзовая медаль, которая была выбита в их честь.
Композиции op.27 (cis-moll, Des-dur) были созданы в 1834-1835 годах. Биографы композитора считают это время самым счастливым в его жизни. В Париже его имя не сходило с уст и кружило головы всем француженкам, у него не было никаких проблем в личной жизни и достатке, здоровье заметно улучшилось.
Ноктюрны op.32 H-dur и As-dur были написаны в 1836-1837 годах. Многие исследователи считают, что эти сочинения во многом уступают другим в этом жанре, поскольку отличаются бедностью в интонационном и эмоциональном плане. В этих сочинениях нашли отражение тяжелые времена в жизни Шопена, которые были связаны с расстроившейся свадьбой – композитор планировал связать себя брачными узами с Марией Водзиньской, однако этому не суждено было случиться.
Следующий, 37-й опус ноктюрнов (g-moll и G-dur) был сочинен в 1839 году, когда композитор уже был знаком с французской писательницей Жорж Санд. В этот период у него сильно обострилась болезнь, и он вместе с Санд отправился зимовать на остров Майорка. Облегчение было временным, и с сезоном дождей недуг стал наступать с новой силой. Возвратившись в Ноган, в скромную усадьбу своей спутницы, Шопен и создал эти произведения.
Сочинения Op.48 (c-moll и fis-moll) появились в 1841 году. Это было относительно спокойное время, когда Шопен жил поочередно в Ногане и Париже, и активно занимался творчеством и педагогикой. Этот опус маэстро посвятил одной из своих одаренных учениц - «A Mademoiselle Laure Duperre». Имя этой девушки осталось для музыкальной истории безвестным, однако этому не стоит удивляться. Шопен очень трепетно относился к своим воспитанникам, и по информации польско-швейцарского музыковеда Л. Бронарского, им он адресовал около половины своих композиций.
Ноктюрны op.55 (f-moll, Es-dur), сочиненные в 1843 году, также имеют посвящение его ученице – Джейн Стирлинг. Эта девушка была очень близка к композитору, часто сопровождала его в поездках по разным городам и помогала деньгами. Историки в один голос твердят о том, что она была влюблена в своего учителя, и поэтому не покидала его вплоть до смерти.
62-й опус пьес (H-dur, E-dur) Шопен создал за несколько лет до своей смерти - в 1846 году. Это было необыкновенно сложное время, наполненное эмоциональными потрясениями – помимо обострившейся болезни, у него сильно испортились отношения с Жорж Санд.
Интересные факты:
- Родоначальником ноктюрна считается ирландский композитор XIX века Джон Филд, но с этим жанром музыкальное искусство знакомо еще со Средних веков. В те времена этим словом называли часть католической службы, исполняемой на рассвете. Из культовых рамок жанр вышел только в XVIII столетии и стал камерным произведением, звучащим ночами на улице. Ноктюрны писал даже Й. Гайдн, правда, все эти произведения были очень далеки от ноктюрна в нашем современном представлении.
- Принято считать, что в наследии польского пианиста всего лишь 21 ноктюрн. Но это не совсем так. Существует так называемый Ложный ноктюрн Шопена (cis-moll №22). Он был найден в одном из архивов, где хранились редкие произведения композиторов XVIII-XIX веков. Данная рукопись была обнаружена уже после смерти композитора, и многие сомневаются, действительно ли она принадлежит ему.
- Шопен неоднократно переделывал свои ноктюрны, и отдавал в печать только те, которые его полностью устраивали. А вот неудавшиеся произведения он считал недостойными украшать его коллекцию и просил их уничтожить.
- Первые опубликованные ноктюрны вызвали неоднозначную реакцию у критиков. Некоторые давали им негативную оценку и постоянно твердили, что их невозможно слушать, однако через несколько лет изменили свое мнение.
- Одним из лучших исполнителей шопеновских ноктюрнов (и не только) считается Януш Оленижек. Именно его игру видят и слышат зрители в фильме Р. Поланского «Пианист».
- В 1992 году был снят российско-американский фильм «Ноктюрн Шопена». В нем показана драма двух влюбленных – талантливого пианиста из еврейской семьи и простой деревенской девушки, которые столкнулись с войной и преследованием фашистов.
- Ноктюрны Шопена часто появляются в фильмах, сериалах, компьютерных играх и песнях. Так, ноктюрн опус 9 № 2 звучит в американских телесериалах «Декстер», «Кости», «Безумцы», в боевике «Ворон» и художественном фильме «127 часов». Его музыку использовали британская рок-группа Muse в своей песне «United States of Eurasia», а также разработчики компьютерной игры BioShock Infinite. А вот ноктюрн опус 9 № 1 заучит можно услышать в песне Е. Ваенги под названием «Шопен».
- Ноктюрн № 20 используется в фильме «Пианист», «Терминатор: Хроники Сары Коннор», «Карате-пацан», «Миротворец», «Трактирщики», сериале «Война Фойла», видеоигре «Умирающий свет». Тему этого ноктюрна в качестве основы для интродукции к своему альбому «As I am» взяла певица Алисия Киз.
- Ноктюрн f-moll op.55 звучит в боевике «Миротворец», фильме «Руси Орлака», в сериалах «Подпольная империя», «Дживс и Вустер», в трейлере ролевого экшена «Ведьмак-2: Убийцы королей».
- Ноктюрн Des-dur op.27 № 2 использовался в фильме «Шпион, который меня любил» и «Сибирский цирюльник».
Современные обработки и необычные исполнения
На сегодняшний день существует множество обработок произведений Шопена для самых разных составов. Одним из первых, кто начал экспериментировать с его пьесами, был Н. Римский-Корсаков. В 1950 году в его архиве были обнаружены рукописи - переложения шопеновских творений для оркестров разного состава – духового, малого симфонического, струнного. В их числе были и ноктюрны.
Свои обработки сочинений Шопена делал и И. Стравинский. Правда, это было не его инициативой – сделать транскрипции его попросил С. Дягилев, чтобы дополнить ими постановку балета «Сифильды». Одним из сочинений, подвергшихся переработке, стал ноктюрн As-dur op. 32 №2. Печатное издание этой инструментовки, а также оригинальный автограф, в настоящее время хранятся в Архиве Игоря Стравинского в Фонде Пауля Захера.
Современные исполнители продолжают работу в этом направлении и предлагают слушателям свое видение шопеновских опусов. Очень интересна в этом плане работа французского пианиста Жака Лусье. Он прославился на весь мир тем, что стал исполнять классические произведения в джазовой обработке. Правда, делал всегда это он преимущественно в составе трио, а вот в случае с Шопеном сделал исключение – он записал диск с 21 ноктюрнами для фортепиано соло.
Жак Лусье - Ноктюрн №1 (слушать)
Своими переложениями ноктюрнов Шопена известен и малазийский гитарист Филипп Хии. Конечно, он не был первооткрывателем в этой области – ранее транскрипции этих пьес делали известные испанские классические гитаристы Франсиско Тарреги и Мигель Льобет.
Филипп Хии - Ноктюрн №2 (слушать)
Содержание
К созданию своих ноктюрнов Шопен подошел как истинный романтический творец – он сохранил контуры оригинального жанра, и при этом наделил его огромной силой чувства и глубоким содержанием. В 21 сочинении он смог затронуть целую палитру образов и тем, как сугубо личных, так и общих, затрагивающих интересы целого поколения и не только.
Как ярчайший представитель романтической эпохи, он не мог не воплотить в своей музыке противоречивые любовные переживания, наполненные то отчаянием, то восторгом. К числу ноктюрнов, воплощающих тему любви, относят ноктюрн Des-dur op.27. Многие исследователи творчества композитора склонны считать, что, скорее всего, в нем воплощены эмоции, которые он испытывал, вспоминая о своих чувствах к Марии Водзиньской. Еще один пример «личного» ноктюрна – H-dur op.32. Музыковеды, пытаясь расшифровать воссозданные музыкальным языком образы, видят в нем самую настоящую любовную драму с трагической развязкой. И в ней участвуют три героя – сам Шопен, чей голос отчетливо слышен на протяжении всей пьесы, и две представительницы прекрасного пола.
К миру природы романтики относились с особым трепетом. Они одушевляли ее, и даже находили в ней созвучие своим настроениям и переживаниям. Ноктюрн b-moll op. 9 – ярчайший тому пример. Именно в нем композитор отразил свое видение необычайной красоты природы и ощущение невероятно сильной ностальгии, спровоцированной этим созерцанием.
В наследии гениального поляка есть и ноктюрны с так называемой юмористической направленностью, например, Fis-dur op.15. Российский музыкальный журналист А. Гаврилов видит в этом сочинении весьма любопытный комический образ. Например, в крайних частях ему видится сам маэстро в ленивом, но кокетливом состоянии. А вот в центральном разделе Гаврилову чудятся фантазии композитора, которые уносят его в солнечную Испанию, где слышны ритмы фламенко и гитарная игра. Третий ноктюрн из этого опуса (g-moll, op. 15 №3) навеян образами из легендарной трагедии Шекспира «Гамлет». О таких ассоциациях сообщил сам Шопен, когда оставил надпись на рукописи «После представления Гамлета». Правда, эти слова на титульном листе красовались недолго, вскоре они были зачеркнуты и вместо них появились другие – «Нет, пусть сами догадываются».
Не оставил без внимания Шопен и другой излюбленный романтический образ – странника. Его вообще считают символом искусства XIX века, настолько он многогранен в своих трактовках – это и путешественник, любующийся красотами природы, и отшельник, ищущий духовное совершенство, и бунтарь, идущий наперекор всему социуму, беглец, пытающийся укрыться от людей и жестокой судьбы, и просто заблудшая душа, бесцельно скитающаяся по белому свету. Музыковеды считают, что образ одинокого странника воплощен в ноктюрне f-moll op.55, который является своеобразным интимным «минивариантом» на философскую тему одиночества человека в современном ему обществе.
Ну и естественно, как человек, горячо любящий свою родину, Шопен отразил в этих композициях и свои переживания за ее судьбу. Показателен в этом плане ноктюрн c-moll op.48, который некоторые исследователи даже сравнивают с документальным фильмом, рассказывающим о национальной драме – подавлении польского восстания русскими войсками. В первой части этого сочинения перед слушателями предстает образ самого Фридерика, рыдающего над трагическими событиями, унесшими в лету жизни многих его близких друзей. А вот в нижнем регистре этой части мастерски воссозданы боевые действия – вой летящих снарядов и их взрыв. Средний раздел этого сочинения представляет собой не что иное, как польский гимн, призывающий соотечественников не склонять головы и дальше бороться за свободу. А. Гаврилов считает, что этот ноктюрн более достоин называться «Революционным», нежели знаменитейший этюд c-moll, который так озаглавили современники.
Сегодня ни у кого нет сомнений, что ноктюрны Ф. Шопена принадлежат к числу самых сердечных и теплых страниц его музыкального наследия. Эти, на первый взгляд, скромные лирические композиции с изящной формой и красивой фортепианной фактурой прочно вошли в репертуар всех исполнителей мирового уровня и стали частью золотой коллекции бессмертных шедевров музыкального искусства всех времен и народов.
Ноктюрн № 20
Ноктюрн № 20 до-диез минор был написан Шопеном в 1930 году. Иначе этот ноктюрн называется посмертным, поскольку он был издан уже после смерти композитора. Предлагаем вам послушать это произведение в исполнении гениального польского пианиста Владислава Шпильмана, одного из лучших интерпретаторов шопеновской музыки. Под его пальцами изящная и утонченная мелодия ноктюрна звучит как льющаяся песня, как живой человеческий голос.
А в качестве «нестандартного» варианта ноктюрна – его переложение для скрипки и оркестра. Солирует немецко-американский скрипач-виртуоз Дэвид Гаррэтт. Вслушайтесь, неторопливая и нежная мелодия «ночной песни» в исполнении скрипки звучит совсем иначе - еще более глубоко, волнующе, проникно…. а впрочем, делайте выводы сами!
В 2002 году по биографии Владислава Шпильмана был снят фильм «Пианист», рассказывающий о его жизни в немецком плену. В основе фильма лежат реальные события, в числе которых и то, что музыка Шопена спасла пианисту жизнь. В фильме Шпильман как раз исполняет Ноктюрн № 20.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: