Музыкальный инструмент: Скрипка

 

скрипка

Скрипка – это один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, обладающий чарующим певучим тембром, очень похожим на человеческий голос. В то же время скрипка является невероятно выразительным и виртуозным инструментом. Именно поэтому скрипке по праву принадлежит роль «королевы оркестра».

Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Нежные звуки скрипки создают атмосферу романтики и возвышения. Каждая нота, каждое вибрато, каждая фраза - это проявление чистой искренности и глубокой эмоциональности. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.

Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

 

Звук скрипки

Выразительное пение скрипки обладает уникальной способностью передавать мысли композитора и чувства персонажей оперы и балета с точностью и полнотой, недостижимой для остальных инструментов. Звук скрипки насыщен, проникновен, изящен и одновременно напорист. Он является неотъемлемым элементом в любом произведении, где используется хотя бы одна скрипка.

Тембр звучания скрипки зависит от качества инструмента, мастерства исполнителя и выбора струн. Басовые струны отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звучанием. Средние струны звучат мягко и душевно, словно бархат, матово. А верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко. Инструмент и исполнитель имеют возможность изменять эти звучания, придавая им разнообразие и дополнительную палитру.

 

Фото:

 

 

 

Интересные факты

  • В 2003 году в Индии Атхира Кришна в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам. Его невероятное выступление попало в книгу рекордов Гиннеса. Не только техническое мастерство, но и выдержка и стойкость позволили ему достичь такого впечатляющего результата.
  • Интересно то, что игра на скрипке является не только искусством, но и физической активностью. Она может сжигать около 170 килокалорий в час. Это означает, что музыканты, постоянно занимающиеся скрипкой, могут сохранять хорошую физическую форму и уровень энергии.
  • Еще одна интересная история связана с изобретателем роликовых коньков - Жозефом Мерлином. В 1760 году он представил новинку, коньки с колесиками из металла, на костюмированном балу в Лондоне. Во время своего выступления он одновременно играл на скрипке. Этот грациозный и оригинальный номер вызвал восторг у публики, но, к сожалению, закончился неудачей. Во время своего прыжка Мерлин врезался в зеркало и серьезно пострадал. На тот момент тормозов на его коньках еще не было, и вот это непредвиденное столкновение стало причиной того, что Мерлин пришлось отказаться от своего изобретения.

 

  • В январе 2007 года в США был проведен интересный эксперимент с Джошуа Беллом, одним из ярчайших исполнителей скрипичной музыки. Белл спустился в метро и в течение 45 минут играл на своей знаменитой скрипке Страдивари. Однако, к удивлению многих, прохожие проявляли мало интереса к его выступлению. Их преследовала суета и суматоха большого города, и лишь немногие обратили внимание на гениальную игру скрипача. Всего за это время было заработано всего 32 доллара, в то время как обычно концерты Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов. Этот эксперимент показал, что даже великому музыканту может быть не просто пробиться сквозь повседневную суету и привлечь внимание публики.
  • В 2011 году на стадионе города Чжанхуа в Тайване собрался самый большой ансамбль юных скрипачей, состоящий из 4645 учащихся в возрасте от 7 до 15 лет. Это было поистине впечатляющее мероприятие, объединившее столько юных музыкантов на одной площадке.
  • До середины XVIII века струны для скрипок делали из овечьих кишок. Этот метод изготовления был предложен итальянцами. Современные струны для скрипок изготавливаются из металлических или синтетических материалов, что существенно улучшает звучание инструмента.
  • Первое произведение для скрипки было создано в конце 1620 года композитором Марини и носило название «Romanesca per violino solo e basso». Эта композиция стала отправной точкой для развития музыкальных возможностей скрипки.
  • Скрипачи и скрипичные мастера часто стремятся создать крохотные инструменты. Например, в городе Гуанджоу на юге Китая была изготовлена мини-скрипка, длиной всего 1 см, на создание которой мастеру потребовалось 7 лет. Также стоит упомянуть о Дэвиде Эдвардсе, шотландском музыканте, игравшем в национальном оркестре, который сделал скрипку длиной всего 1,5 см. В 1973 году Эрик Майснер создал инструмент с мелодичным звучанием, имеющий длину всего 4,1 см.

бассейн в форме скрипки

  • Существуют мастера, которые изготавливают скрипки из камня, и такие инструменты не уступают своим деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время работы над отделкой фасада здания диабазовыми блоками пришла идея создать скрипку из этого материала. Он заметил, что из-под стамески и молотка исходят удивительно мелодичные звуки. Так появилась его каменная скрипка, которую он назвал «Чёрный дрозд». Это произведение искусства обладает изысканностью и тонкостью, с толщиной стенок резонаторного ящика не превышающей 2,5 мм и весом всего 2 кг.
  • При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных инструментах, в том числе скрипачей. Музыка, сопровождающая его работу, имела различные характеры и тембры. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
  • Скрипка также является стимулятором для работы мозга. Этот факт множество раз был подтвержден известными учеными, которые не только исследовали его, но и сами с удовольствием играли на скрипке. Например, с самого детства Эйнштейн виртуозно играл на этом инструменте. Даже легендарный Шерлок Холмс, фигура составленная из разных образов, всегда прибегал к звукам скрипки, когда нужно было раздумать над сложной загадкой.

Шерлок Холмс играет на скрипке

  • Одними из самых сложных произведений для исполнения на скрипке считаются «Каприсы» Никколо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса. А также самое мистическое произведение -  «Соната дьявола» (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом.
  • «Паганини: Скрипач Дьявола» — фильм, выпущенный в 2013 году. Это биографическая драма о жизни и творчестве итальянского скрипача Никколо Паганини, который был признан одним из самых талантливых и виртуозных музыкантов своего времени. Фильм рассказывает о невероятной легенде, связанной с Паганини и его музыкой.
  • Скрипки Гварнери и Страдивари считаются наиболее ценными в денежном эквиваленте. Наибольшую сумму, а именно 18 миллионов долларов, заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году на аукционе в Чикаго. Самой дорогой скрипкой Страдивари является "Леди Блант", которая была продана почти за 16 миллионов долларов в 2011 году.

 

  • В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её размеры впечатляют: длина составляет 4,2 метра, ширина - 1,4 метра, а длина смычка достигает 5,2 метров. Для игры на ней требуется участие трёх человек. Это уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Их великолепная работа представляет масштабную копию скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце XVIII века.
  • На скрипичный смычок обычно натягивается 150-200 волосков, которые могут быть изготовлены из конского волоса или нейлона.
  • Удивительно, что некоторые смычки на аукционах достигают цен, составляющих десятки тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок, созданный мастером Франсуа Ксавье Туртом, оцениваемый примерно в 200 000 долларов.
  • Ванесса Мэй получила заслуженное признание как самая молодая скрипачка, записавшая скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Уже в 10 лет Ванесса-Мэй совершила свой дебют с Лондонским филармоническим оркестром, а в 11 лет стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.

Ванесса Мэй в юности

  • Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова «Полёт шмеля», является технически сложным в исполнении и зачастую проигрывается в очень быстром темпе. Скрипачи со всего мира устраивают спортивные состязания, целью которых является определение самого быстрого исполнения этого произведения. В 2007 году скрипач Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, сумев сыграть его всего за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие музыканты стремились превзойти этот результат и завоевать звание "самого быстрого скрипача в мире". Некоторым удавалось исполнять "Полет шмеля" еще быстрее, но в таких случаях качество исполнения страдало. К примеру, британский скрипач Бен Ли, который прославился своей версией "Полета шмеля" за 58,51 секунды.
  • Такие истории показывают, что скрипка - это не только прекрасный и изысканный музыкальный инструмент, но и объект исследования, который способен вызвать интерес и удивление. Ее звук и техника игры могут перенести нас в мир эмоций и красоты, но, как показывают примеры, они также могут быть не замечены и пройти мимо нашего внимания в суете повседневной жизни.

 

 

Популярные произведения для скрипки

Камиль Сен-Санс - "Интродукция и рондо каприччиозо" (слушать)

Антонио Вивальди: "Времена года" - Летняя гроза (слушать) 

Антонио Баццини - "Хоровод гномов" (слушать)

П.И. Чайковский - "Вальс-Скерцо" (слушать) 

Жюль Масне - "Размышление" (слушать) 

Морис Равель - "Цыганка" (слушать)

И.С. Бах - "Чакона" из партиты d-moll (слушать)

 

Применение и репертуар скрипки

репертуар скрипки

Скрипка, благодаря своему разнообразному тембру, является уникальным инструментом, способным передать широкий спектр настроений и характеров в музыке. В современном симфоническом оркестре скрипки занимают значительную долю состава, около трети. Они разделяются на две группы: первые скрипки, играющие верхний голос или мелодию, и вторые скрипки, которые аккомпанируют или играют нижние партии.

Скрипка прекрасно сочетается с другими инструментами в камерных ансамблях. Она гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными инструментами, создавая великолепное и сбалансированное звучание. Одним из наиболее популярных струнных ансамблей является струнный квартет, который состоит из двух скрипок, альта и виолончели. Квартет идеально подходит для исполнения множества произведений разных эпох и стилей. Репертуар для струнного квартета огромен и включает в себя как классические произведения, так и современные композиции.

Почти все великие композиторы обращали свое внимание на скрипку. Они сочиняли концерты для скрипки с оркестром. Среди таких композиторов можно назвать Моцарта, Вивальди, Чайковского, Брамса, Дворжака, Хачатуряна, Мендельсона, Сен-Санса, Крейслера, Венявского и многих других. Скрипке также доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха есть концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.

В XX веке скрипка начала использоваться в различных современных направлениях музыки. Первые упоминания о использовании скрипки в качестве сольного инструмента в джазе датируются первыми десятилетиями XX века. Один из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал вместе с известным гитаристом Эдди Лангом.

 

Конструкция скрипки

Скрипка состоит из более чем 70 различных деревянных деталей, и её изготовление сопровождается определенными сложностями, связанными с изгибами и обработкой древесины. В одном инструменте могут быть использованы до 6 различных видов дерева, и мастера постоянно экспериментируют, применяя новые варианты, такие как тополь, груша, акация и орех. Считается, что лучшим материалом для скрипки является дерево, выросшее в горах, благодаря своей устойчивости к перепадам температур и влажности. Струны могут быть изготовлены из жил, шелка или металла. Чаще всего мастера изготавливают следующие части скрипки:

Конструкция скрипки

  1. Верхнюю деку из резонансной ели.
  2. Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
  3. Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
  4. Клоцы из хвойных деревьев.
  5. Гриф из чёрного дерева.
  6. Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.

Иногда мастер применяет и иные виды древесины или меняет варианты представленных выше на своё усмотрение. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны: от «баска» (соль малой октавы) до «квинты» (ми второй октавы). В некоторых моделях может быть добавлена пятая струна альтового регистра.

Различные школы мастеров могут быть определены по клоцам, обручикам и завитку. Особое внимание уделяется завитку, который можно назвать "авторской росписью" инструмента.

Важную роль в скрипке играет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придает инструменту оттенок, варьирующийся от золотистого до очень темного с красноватым или коричневым отблеском. Продолжительность жизни инструмента и сохранение его звучания зависят от качества лака.

Интересно узнать, что скрипка окружена множеством легенд и мифов. Детям в музыкальной школе рассказывают старинное предание о волшебнике-мастере из Кремоны. Долгое время ученые пытались разгадать секрет уникального звучания инструментов итальянских мастеров. Предполагается, что ответ кроется в особом составе лака, который даже стирали с скрипок Страдивари в попытке разгадать его состав, но все усилия оказались тщетными.

На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм. 

В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.

 

Размеры скрипки

Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.

размеры скрипки

Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.

 

Приёмы игры на скрипке

Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе. 

Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.

Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:

  • Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
  • Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
  • Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
  • Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.

Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.

На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.

 

 

История создания скрипки

История скрипки

До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу, однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.

Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.

Введение скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 скрипки для своих дворцовых музыкантов. Одна из них сохранилась и по сей день. Эта старейшая скрипка в мире, она так и называется «Карл IX».

Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.

скрипка Андреа Амати "Карл"

В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.

 

Скрипка - это красота, величие и истинное волшебство. В ее звуках заключена магия, которая способна сотрясать наши души и воскрешать старые воспоминания. Бесценное сокровище, которое способно притягивать и очаровывать, она обладает необычной притягательностью и обаянием. Скрипка является не просто музыкальным инструментом, она становится продолжением самого исполнителя. В мастерских руках музыканта она оживает, раскрывая свой потенциал и наполняя пространство магией звуков. С каждым движением смычка по струнам скрипки, рождается неповторимая мелодия, которая звучит на вершине волны эмоций. 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Скрипка