Музыкальный инструмент: Фагот

 

фаготСлово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем на музыкальный инструмент. С течением времени фагот претерпел изменения и приобрел более узнаваемый для нас современный вид. Сегодняшний фагот имеет вытянутую коническую форму трубки, а также двойную трость, как и у гобоя. Однако из-за своего впечатляющего размера - более двух метров - трубка фагота сложена пополам.

Фагот – это инструмент, который способен рассказывать истории. Он способен перенести нас в глубины эпохи классической музыки, эмоционально передать настроение вокруг, создать невероятное волшебство звука.

Историю фагота и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

 

Звук фагота

Фагот считается подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем поспешили воспользоваться многие композиторы. Среди них – М. Глинка в опере «Руслан и Людмила», где такой прием использован для характеристики трусливого Фарлафа.

Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти. Достаточно послушать знаменитейший романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Именно фагот в сопровождении пиццикато струнных начинает эту, пожалуй, одну из самых романтичных и проникновенных арий в мире.

Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный. Самый низкий, а также средний регистр используется чаще всего, а вот верхние ноты получаются весьма сдавленными и даже гнусавыми. Диапазон фагота сравнительно небольшой – почти три октавы, от си бемоль контроктавы до ре второй. Интересно, что можно извлекать и более высокие ноты, вот только они не всегда хорошо звучат и композиторы практически никогда не используют их, зная эту особенность. Записывается партия фагота обычно в басовом либо теноровом ключах.

Фото:

трости для фагота музыкальный инструмент фагот

 

 

Интересные факты

  • Динамический диапазон этого инструмента составляет около 33 дБ: от 50 дБ при игре пиано до 83 дБ при громкой игре.
  • Интересно отметить, что Антонио Вивальди написал целых 39 концертов для фагота. Это яркий пример того, как фагот стал популярным и уважаемым инструментом в классической музыке.
  • Фагот долгое время был известен под названием "дольцина" или "дульцина-фагота", что указывало на его нежное звучание. Однако это название относилось к его звучанию только в сравнении с более громкими инструментами, такими как бомбарда.

 

  • Игра на фаготе требует использования всех пальцев обеих рук, чего не требуют другие инструменты в симфоническом оркестре. Большой палец левой руки управляет целыми 9 клапанами, а большой палец правой руки нажимает на 4 клапана. Это требует от музыканта особой ловкости и координации движений.
  • В XVIII веке фагот был особенно популярен в Германии. Мастера создавали инструменты с разными объемами и диапазонами звукоряда, чтобы они использовались в церковных хорах для поддержки и усиления голоса.
  • Трости для гобоя и фагота имеют сходство в своем устройстве, но у гобоя трость меньше и включает в себя металлический штифт и тростник, в то время как у фагота используется только тростник, обмотанный ниткой. Роль штифта у фагота выполняет эс. Современные трости из пластика также становятся все более популярными среди музыкантов.
  • Иногда партитура обязывает использование звука ля контроктавы. Например, в «Кольце Нибелунга» Рихарда Вагнера. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, си бемоль теряется и звучит более низкий звук – ля. Изредка композиторы заставляют инструменты выполнять невозможное. Р. Вагнер в свой опере «Тангейзер» заставил фагот использовать необычайно высокий для него звук «ми» второй октавы. Но он сделал поддержку ему и усилил звучание фагота струнной группой.

Вагнер «Кольцо нибелунга»

  • Все первоначальные варианты сурдины были отвергнуты музыкантами из-за их негативного влияния на качество звука. Лишь изобретенный механизм советского фаготиста Ю. Неклюдова стал широко применяться. Он установил в средней части раструба металлический кружок, оклеенный бархатом. При помощи механизма этот кружок менял положение и заслонял трубку, приглушая звучание.
  • На фаготе можно начать обучаться с 9-10 лет.
  • Изготовление фаготов осуществляется исключительно из легкой кленовой древесины, за исключением некоторых школьных моделей из пластика.
  • Стоимость фаготов может достигать 30000 евро, особенно если речь идет о инструментах от известной фирмы Геккель.
  • Существует две разновидности инструмента – с французской и немецкой системой. Их различия касаются лишь исполнителя, слушатель разницу почти не заметит. Наиболее распространенной считается немецкая система.
  • В 1856 году был изобретен саррюзофон - металлический вариант контрфагота, предназначенный для игры на открытом воздухе. Этот инструмент очень похож на саксофон внешне, но имеет двойную трость.

 

 

Популярные произведения для фагота

В.А. Моцарт - Концерт для фагота и оркестра си-бемоль мажор (слушать)

Антонио Вивальди - Концерт для фагота с оркестром ми-минор (слушать)

К. Вебер - Венгерская фантазия (слушать)

 

 

Конструкция фагота

фаготовый эс

Внешне фагот похож на согнутую трубку, и представляет собой благородное сочетание темного дерева и металлических деталей. Трость фагота является двойной и надевается на металлическую трубку, имеющую очертание буквы "S", отсюда и происходит его название – эс. Именно эта трубка соединяет трость с основным корпусом инструмента. Если обратить внимание на форму раструба фагота, то можно заметить, что он не имеет расширяющегося конца, а остается ровным.– это влияет на звучание инструмента. У него слабо выделяется основной тон, а высокие «призвуки» бедноваты. К тому же, именно поэтому, фагот не наделен огромной силой звука.

На фаготе имеется 33 отверстия, многие из которых закрываются при помощи 29 клапанов довольной сложной механики. Это позволяет музыканту изменять высоту звука при исполнении на инструменте.

Если развернуть трубу фагота, то ее длина составит около 2,6 метра, в то время как контрфагот может быть длиной до 5 метров. Однако несмотря на большую длину и сложность конструкции, вес фагота составляет всего около трех килограммов, что делает его относительно удобным для игры и транспортировки.

 

 

Разновидности фагота

контрфагот

За весь период формирования этого инструмента, существовало несколько видов: квартфагот, фаготино и контрфагот. Последний из них сохранился до сих пор и успешно используется в симфонических оркестрах.

 

История

Возникновение первых фаготов относится к XVI веку, его предшественником был старинный духовой инструмент бомбарда. У нового изобретения несколько видоизменили конструкцию и разделили трубку на несколько частей. Поначалу инструмент получил название «дульциан». Имя настоящего изобретателя фагота до сих пор неизвестно. Известно, что постепенно фагот претерпел некоторые изменения и усовершенствования. Особое место среди всех мастеров, занимавшихся разработкой и улучшением фагота, занимают Карл Альмендерер и Иоганн Адам Геккель. Именно они в 1843 году представили 17-клапанную модель фагота, которая стала основой и принята в дальнейшем.

 

Роль в оркестре

Долгое время фаготу отводилась вспомогательная роль в оркестре – ничего, кроме «поддержки» басовых партий, ему не доверяли. Но все изменилось с рождением жанра оперы – композиторы увидели в нем нечто особенное. Отныне этот обладатель экспрессивного и насыщенного обертонами тембра с легкой хрипотцой стал ярким и полноправным солистом. Обычно в оркестре используется несколько фаготов – два или три, совсем редко встречается четыре, причем последний чаще заменяется на контрфагот, если того требует партитура.

Фагот, будучи частью симфонического оркестра, дополняет и обогащает звучание других инструментов. Его уникальный тембр создает гармоничное единство со струнными, духовыми и ударными инструментами. Разнообразие звуковых красок, которые способен извлечь фагот, делают его незаменимым инструментом в создании музыкального шедевра. 

 

Фагот - это прекрасный музыкальный инструмент, который заслуживает особого внимания. Его глубокий, теплый звук способен создать неповторимую атмосферу и добавить особую гармонию в музыкальные произведения.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Фагот