Музыкальный инструмент: Фагот

 

фагот Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.

Историю фагота и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

 

Звук фагота

Фагот считается подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем поспешили воспользоваться многие композиторы. Среди них – М. Глинка в опере «Руслан и Людмила», где такой прием использован для характеристики трусливого Фарлафа.

Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти. Достаточно послушать знаменитейший романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Именно фагот в сопровождении пиццикато струнных начинает эту, пожалуй, одну из самых романтичных и проникновенных арий в мире.

Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный. Самый низкий, а также средний регистр используется чаще всего, а вот верхние ноты получаются весьма сдавленными и даже гнусавыми. Диапазон фагота сравнительно небольшой – почти три октавы, от си бемоль контроктавы до ре второй. Интересно, что можно извлекать и более высокие ноты, вот только они не всегда хорошо звучат и композиторы практически никогда не используют их, зная эту особенность. Записывается партия фагота обычно в басовом либо теноровом ключах.

Фото:

трости для фагота музыкальный инструмент фагот

 

 

Интересные факты

  • Динамический диапазон инструмента около 33 дБ: от 50 дБ при игре пиано, до 83дБ при громкой игре.
  • Антонио Вивальди написал 39 концертов для фагота.
  • Долгое время фагот был известен под названием дольцина, а также дульцина-фагота, что означало лишь его нежное звучание. Естественно, таковым оно считалось по сравнению с бомбардой.

 

  • Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец левой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец правой руки нажимает на 4 клапана.
  • В XVIII веке фагот был особо распространен в Германии. Там мастера изготавливали инструменты с разными объемами и диапазонами звукоряда, а использовались они все в церковном хоре, чтобы поддержать голос и усилить его звучание.
  • Трости у гобоя и фагота схожи по своему устройству, только у первого она меньше и включает в себя металлический штифт и камыш. У фагота же только из камыша, обмотанного ниткой, а роль штифта выполняет эс. В последнее время набирают популярность трости из пластика.
  • Иногда партитура обязывает использование звука ля контроктавы. Например, в «Кольце Нибелунга» Рихарда Вагнера. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, си бемоль теряется и звучит более низкий звук – ля. Изредка композиторы заставляют инструменты выполнять невозможное. Р. Вагнер в свой опере «Тангейзер» заставил фагот использовать необычайно высокий для него звук «ми» второй октавы. Но он сделал поддержку ему и усилил звучание фагота струнной группой.

Вагнер «Кольцо нибелунга»

  • Все первоначальные варианты сурдины были забракованы и музыканты отказались от их использования, так как это отрицательно влияло на качество звука. Лишь изобретенный механизм советского фаготиста Ю. Неклюдова стал широко применяться. Он установил в средней части раструба металлический кружок, оклеенный бархатом. При помощи механизма этот кружок менял положение и заслонял трубку, приглушая звучание.
  • На фаготе возможно начинать учиться с 9-10 лет.
  • Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.
  • Стоимость фаготов может доходить до 30000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.
  • Существует две разновидности инструмента – с французской и немецкой системой. Их различия касаются лишь исполнителя, слушатель разницу почти не заметит. Наиболее распространенной считается немецкая система.
  • В 1856 году был изобретен саррюзофон, металический вариант контрфагота для игры на открытом воздухе. Этот инструмент внешне очень похож на саксофон, но имеет двойную трость.

 

 

Популярные призведения для фагота

В.А. Моцарт - Концерт для фагота и оркестра си-бемоль мажор (слушать)

Антонио Вивальди - Концерт для фагота с оркестром ми-минор (слушать)

К. Вебер - Венгерская фантазия (слушать)

 

 

Конструкция фагота

фаготовый эс

Внешне фагот похож на согнутую трубку, и представляет собой благородное сочетание темного дерева и металлических деталей. Трость у этого инструмента двойная. Она надевается на трубку, изготовленную из металла и имеющую очертания буквы S, отсюда и получившую свое название эс. Именно эта трубка и соединяет трость с основным корпусом. Если обратить внимание на раструб фагота, то легко заметить, что он ровный, без расширяющегося конца – это влияет на звучание инструмента. У него слабо выделяется основной тон, а высокие «призвуки» бедноваты. К тому же, именно поэтому, фагот не наделен огромной силой звука.

На фаготе 33 отверстия, многие из которых закрываются 29-ю клапанами довольной сложной механики.

Если развернуть трубу фагота, то ее длина составит 2,6 метра, у контрфагота почти 5 метров. Вес фагота около трех килограмм.

 

 

 

Разновидности фагота

контрфагот

За весь период формирования этого инструмента, существовало несколько видов: квартфагот, фаготино и контрфагот. Последний из них сохранился до сих пор и успешно используется в симфонических оркестрах.

 

История

Возникновение первых фаготов относится к XVI веку, его предшественником был старинный духовой инструмент бомбарда. У нового изобретения несколько видоизменили конструкцию и разделили трубку на несколько частей. Поначалу инструмент получил название «дульциан». Имя настоящего изобретателя фагота до сих пор неизвестно. Известно только, что постепенно инструмент незначительно изменялся и совершенствовался. Особое место, среди всех мастеров, причастных к этому, принадлежит фаготисту и капельмейстеру Карлу Альмендереру и Иоганну Адаму Геккелю. Именно они в 1843 году представили 17-клапанную модель фагота, которая и была приняла за основу. 

 

Роль в оркестре

Долгое время фаготу отводилась вспомогательная роль в оркестре – ничего, кроме «поддержки» басовых партий, ему не доверяли. Но все изменилось с рождением жанра оперы – композиторы увидели в нем нечто особенное. Отныне этот обладатель экспрессивного и насыщенного обертонами тембра с легкой хрипотцой стал ярким и полноправным солистом. Обычно в оркестре используется несколько фаготов – два или три, совсем редко встречается четыре, причем последний чаще заменяется на контрфагот, если того требует партитура.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Фагот