Музыкальный инструмент: Гобой

 

гобой

Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.

Кроме того, гобой играет значимую роль в оркестре и камерной музыке. Он способен добавить глубину и эмоциональное насыщение в музыкальное произведение. Гобойные соло могут быть нежными и мелодичными, отражая различные настроения и эмоции.

Историю гобоя и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

 

Звук

Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью благодаря теплому и насыщенному звучанию, а также необычному «гнусавому» оттенку, который напоминает звук пастушьей дудочки. Именно эти особенности тембра привлекают композиторов, доверяющих гобою озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Погружаясь в музыку, мы можем вспомнить оперы и балеты Чайковского, где гобой идеально передает всю красоту этих произведений.

Диапазон инструмента от си бемоль малой октавы, до ля 3-й октавы.

 

Фото:

инструмент гобой гобой

 

 

Интересные факты

  • Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку его игра требует особого мастерства. Ключевым элементом, отвечающим за извлечение звука, является маленькая двухлепестковая трость, или двойной язычок. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс требует множество тонкостей и хитростей.
  • От качества трости зависят как звук, так и удобство игры на инструменте. Большинство профессиональных гобоистов предпочитают изготавливать трости самостоятельно, и иногда на эту процедуру уходит больше времени, чем на само музицирование.

трости для гобоя

  • В 1989 году гобой был записан в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент.
  • Существуют мифы о том, что большое давление воздуха, необходимое для игры, может негативно сказываться на мозговой деятельности и даже повышать риск инсульта. Однако эти утверждения не подтверждены медицинскими исследованиями.
  • Благодаря очень маленькому отверстию в тросте на гобое легко удается использовать прием перманентного дыхания. Это позволяет гобоисту продолжительное время поддерживать непрерывное звучание, делая вдохи через нос и используя воздух в щеках для поддержания беспрерывной игры на инструменте.
  • Гобой имеет два вида систем клапанов - автоматическую и полуавтоматическую. Автоматическая система считается наиболее удобной в использовании, в то время как полуавтоматическая предоставляет больше возможностей для исполнения некоторых современных произведений
  • Интересно отметить, что Джек Козен Хэрель был признан самым быстрым гобоистом, играя "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" за 26,1 секунды. Он был записан в книгу рекордов Гиннеса за это достижение.

 

 

Произведения для гобоя

Алессандро Марчелло - Концерт для гобоя и струнных ре минор (слушать)

Антонио Вивальди - Концерт для гобоя с оркестром ля-минор (слушать)

И.С. Бах - Концерт ре минор для скрипки, гобоя, струнных и чембало (слушать)

 

Применение и репертуар

С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А. Вивальди, А. Марчелло, Г. Гендель, И.С. Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д'амур.

Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения  Гайдна, Штрауса, Бетховена, Беллини, Сен-Санса, Пуленка и других композиторов.

В период романтизма композиторы гораздо меньше обращали внимания на сольный гобой из-за популярности виртуозных возможностей скрипки и фортепиано. Тем не менее, в оркестровых партитурах инструмент всегда занимал одно из центральных мест.

Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе.

В рок-музыке, поп-музыке и металле гобой можно встретить в творчестве таких исполнителей, как Питер Гэбриел, Арт Гарфанкел, Танита Тикарам, рок-группа Roxy Music и металл-группа Finsterforst. А в кинематографе одной из самых известных музыкальных композиций со звучанием гобоя стали саундтреки к фильмам «Миссия» и «Звёздные войны: Эпизод II - Атака клонов».

 

 

Конструкция гобоя

Гобой представляет собой инструмент, состоящий из конической трубки длиной 65 см, которая разделена на три части: два колена и раструб. Для изменения высоты звука в трубке просверлены отверстия — на современных гобоях их обычно около 23, и эти отверстия закрываются клапанами, которых обычно 22 или 23. Механика гобоя считается одной из самых сложных среди всех музыкальных инструментов.

Основным материалом для изготовления клапанов обычно служит мельхиор, который может быть покрыт сплавами серебра, золота или никеля. Корпус гобоя чаще всего делается из африканского черного дерева, известного под названием гренадил. Однако, иногда для изготовления гобоя используются и экзотические породы деревьев, такие как фиолетовое дерево или кокоболо. Также стоит упомянуть, что на рынке существуют модели гобоев, изготовленных из прессованного древесного порошка и пластика.

Сам гобой имеет несколько разновидностей. В число этих разновидностей входят пикколо (мюзетт), гобой д'амур, английский рожок, геккельфон и инструменты барочного типа. Каждая из этих разновидностей обладает своими особенностями и используется в различных музыкальных жанрах и ансамблях.

Вес гобоя 700-900 грамм.

 

Основные производители

  • Marigaux, Loree, Buffet Crampon, Fossati, Loree, Rigoutat, Strasser, Cabart (Франция)
  • Ludwig Frank, Püchner, Mönnig (Германия)
  • Patricola, Bulgheroni (Италия)
  • Yamaha, Josef (Япония)
  • Fox, Selmer (США)

 

История гобоя

барочный гобой

Происхождение музыкального инструмента, известного в наше время как гобой, связано с древними цивилизациями. Первые иллюстрации похожего инструмента были найдены в Месопотамии и древнем Вавилоне и датируются примерно 3000 годом до нашей эры. Также археологические находки свидетельствуют о том, что в древнем Египте и Греции существовало искусство игры на инструментах с двойной тростью. В Библии упоминается предок гобоя под названием "халил", который использовался в храмах.

В средние века было много аналогичных инструментов, почти во всех странах. К ним относятся поммер, крумхорн, бомбарда, шалмей и многие другие. Тем не менее, первые клапаны появились на гобое только в эпоху Барокко. Благодаря мастеру Жану де Оттетеру инструмент был модернизирован с добавлением 7 отверстий и 2 клапанов. Для удобства хранения гобой был разделен на 3 части: 2 колена и раструб.

В будущем гобой почти не претерпевал изменений, за исключением некоторых улучшений, включая добавление нескольких клапанов. Только после изобретения системы Бёма в XIX веке и ее применения с некоторыми модификациями гобойными мастерами, такими как Гийом Трибер и Франсуа Лоре, появился современный инструмент, который мы знаем сегодня.

 

Гобой — это инструмент, который притягивает своей утонченностью и неповторимым звучанием. Он является частью семейства деревянных духовых инструментов и обладает особым шармом, который восхищает не только музыкантов, но и слушателей. Звучание гобоя невероятно чувственное и мелодичное. Оно способно передать самые тонкие нюансы и эмоции музыки, что делает его незаменимым инструментом в классической музыке. От нежных и лирических мелодий до глубоких и разнообразных фраз - гобой способен окунуть слушателя в мир гармонии и красоты.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


 

Гобой