Музыкальный инструмент: Английский рожок

 

Английский рожок

Английский рожок, который также известен как альтовый гобой, принадлежит к семейству деревянных духовых инструментов. Он был сконструирован из охотничьего гобоя путем добавления к нему раструба. Поначалу инструмент был изогнут в форме дуги, однако чуть позже приобрел вытянутый вид.

Современный инструмент по своему устройству действительно похож на гобой, однако у него размеры чуть крупнее и раструб грушевидной формы, который ни с чем не перепутаешь. Да и звучание отличается от его близкого сородича. Английский рожок звучит более мягко, с приятным густым и полным тембром.

 

 

 

В симфонический оркестр инструмент вошел в середине в середине XVIII века и с тех пор стал полноправным участником. Один из первых композиторов, обративших внимание на английский рожок, был Кристоф Виллибальд Глюк, который использовал его в своей опере «Орфей и Эвридика».

На самом деле свое название английский рожок получил из-за неверного толкования французского слова anglais. Правильно было бы перевести это слово, как «изогнутый углом». Есть еще одна интересная версия происхождения слова английский. Предположительно, первые варианты рожка выглядели как трубы, с которыми обычно рисовали на полотнах в те времена ангелов. Таким образом, немецкое слово engellisch (ангельский) преобразовалось в englisch (английский).

Фото

музыкальный инструмент Английский рожок Английский рожок

Английский рожок в футляре Трости для английского рожка

 

История английского рожка

Английский рожок был разработан примерно в 1720 году в Силезии путем добавления грушевидного раструба к гобою да качча (охотничьему гобою). Мастер Дж. Т. Вайгель был одним из первых, кто изготовил такой английский рожок, как стал назывался этот инструмент. Механизм клапанов был аналогичный гобою, а трость закреплялась на короткой трубке - эсе. Со временем форма инструмента стала менее изогнутой, а к концу столетия установилась угловатая форма.

Начиная с 1810 года, выдающийся мастер Гийом Трибер вместе с гобоистом Гюставом Вогтом работали над техническими усовершенствованиями английского рожка. Они добавили дополнительные клапаны и выпрямили нижнюю часть инструмента. Чуть позже, с примерно 1860 года, мастерская Трибера начала производить английские рожки с прямой трубкой. В то же время, преемник Вогта в Парижской опере Анри Брод разработал свою собственную версию инструмента уже в 1830 году. Сначала она называлась альт-гобоем, а позже стала так же именоваться английским рожком. Прямой английский рожок имел лучший резонанс и был более управляемым, чем его предшественник. Модифицированная версия инструмента Анри Брода, созданная Франсуа Лоре, стала образцом конструкции английских рожков и используется в наше время.

 

 

Применение английского рожка

Никколо Йоммелли обеспечил важный этап в пути принятия английского рожка в оркестр, представив его в своей опере "Эцио", которая впервые была поставлена в 1749 году в Вене. Так же одним из первых композиторов, регулярно использовавших английский рожок, был Кристоф Виллибальд Глюк. Позже в итальянской опере инструмент получил широкую популярность, где ему было поручено исполнять лирические партии. Итальянские оперные театры были созданы во многих европейских городах, включая Вену, Мюнхен, Дрезден, Гамбург, Милан, Венецию, Неаполь и Лиссабон. Именно в этих городах открывали свои ателье мастера английских рожков.

В начале XIX века французские музыканты проявили интерес к новым модификациям английского рожка. Искусство выдающихся гобоистов и рожкистов, таких как Гюстав Вогт — профессора Парижской консерватории, вдохновило композиторов создать музыкальные партии для английского рожка, в числе которых были имена таких великих мастеров, как Джоаккино Россини (например, соло в увертюре "Вильгельм Телль") и Гектор Берлиоз.

Гюстав Вогт

Берлиоз стал первым, кто начал использовать характерные звуковые возможности английского рожка еще в своих самых ранних произведениях с целью вызвать сентиментальные, меланхоличные и угрюмые настроения. Он замечал, что ни один другой инструмент не может столь ярко передать "чувства отсутствия, заброшенности и мучительной изоляции", как английский рожок. На протяжении всего столетия английский рожок использовался исключительно для выполнения столь романтических и элегических задач.

В XX веке английский рожок начал активно использоваться в сольном исполнении. Кроме концертов, было написано несколько произведений для ансамблей камерной музыки. Тем не менее, английский рожок остается прежде всего оркестровым инструментом.

 

 

Английский рожок. Этот инструмент, обладающий особым очарованием и способностью передать сложные эмоции, занял почётное место в музыкальном мире. Если композитор в своём творении хочет передать негу и страсть, отчаяние и надежду, скорбь или восторг, он доверяет это чувственному звучанию английского рожка. Ведь только его тембр может вызвать у слушателей как сентиментальное, так и сумрачное настроение. Английский рожок - это не просто музыкальный инструмент, а настоящий эмоциональный проводник между композитором и слушателем, способный вдохновить и перенести в мир различных чувств и настроений.

 

Английский рожок