Музыкальный инструмент: Виолончель

 

виолончель

Виолончель — это струнно-смычковый инструмент, который является неотъемлемой частью симфонического оркестра и струнного ансамбля. Он обладает богатой техникой исполнения и исключительно певучим звучанием, что делает его частым выбором для соло исполнений. Виолончель широко применяется в музыке, когда требуется выразить печаль, отчаяние или глубокую лирику, и в этом она просто непревзойденна.

В отличие от скрипки и альта, на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом был изобретен удобный шпиль, который опирается в пол и обеспечивает необходимую поддержку инструмента.

Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента. Однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов. Она помогает передать эмоциональную глубину музыкальных произведений. Виолончель стала символом эмоционального взаимодействия между музыкантом и слушателем, с возможностью пробудить самые глубокие чувства и переживания.

Историю виолончели и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

 

Звук виолончели

Имея густой, насыщенный, певучий и проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда, кажется, что она разговаривает и нараспев беседует с вами во время сольных выступлений. Если бы мы говорили о человеке, то сказали, что у него грудной голос, исходящий из глубины грудной клетки или даже из самой души. Именно таким манящим глубинным звуком зачаровывает виолончель.

звук виолончели

Её присутствие необходимо, когда нужно подчеркнуть трагичность или лиричность момента. Каждая из четырех струн виолончели имеет свое особое звучание, свойственное только ей. Так, низкие звуки напоминают басовый мужской голос, верхние – более нежный и теплый женский альтовый. Именно поэтому порой кажется, что она не просто звучит, а «разговаривает» со зрителями. 

Диапазон звучания охватывает интервал пяти октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» третьей октавы. Однако часто мастерство исполнителя позволяет брать ноты намного выше. Настройка струн производится по квинтам.

Фото:

инструмент виолончель музыкальный инструмент виолончель

 виолончель

 

Интересные факты о виолончели

  • Считается, что самым дорогим инструментом в мире является виолончель Дюпора, сделанная великим мастером Антонио Страдивари в 1711 году. Дюпор был гениальным виолончелистом и владел ею долгие годы до своей смерти, поэтому инструмент получил его имя. Он немного поцарапан, и существует версия, что это след от шпор Наполеона. Говорят, что император оставил этот след, пытаясь научиться игре на виолончели и обхватив ее ногами. В течение нескольких лет виолончель находилась у знаменитого коллекционера барона Иоганна Кнопа. После этого она принадлежала М. Ростроповичу, который играл на ней 33 года. Ходят слухи, что после смерти Ростроповича Японская музыкальная ассоциация купила инструмент у его родственников за 20 миллионов долларов, хотя это факт они отрицают. Возможно, виолончель до сих пор находится в семье музыканта.

 

  • Граф Вильегорский был владельцем двух прекрасных виолончелей Страдивари. Одна из них позже перешла к К.Ю. Давыдову, затем к Жаклин дю Пре, и сейчас на ней играет известный виолончелист и композитор Йо-Йо Ма.
  • Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нём принял участие великий виолончелист Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, произведенных на фабрике. Всего приняли участие в эксперименте 12 инструментов. Свет погасили в целях чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда, послушав звучание, судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах. Пусть они проигрывают в красоте звука, но у них есть душа, а нынешние имеют красоту без души».
  • Виолончелист Пабло Казальс любил и баловал свои инструменты. В смычок одной из виолончелей он вставил сапфир, который подарила ему королева Испании.

Пабло Казальс

  • Большую популярность завоевала финская группа Apocalyptika. В её репертуаре тяжёлый рок. Удивительно то, что играют музыканты при этом на 4 виолончелях и ударных. Такое использование этого смычкового инструмента, всегда считавшегося душевным, мягким, проникновенным, лирическим, принесло группе всемирную известность. В названии группы исполнители соединили 2 слова Apocalypse и Metallica.
  • Известная художница-абстракционистка Джулия Борден выбрала абсолютно необычное место для своих картин - скрипки и виолончели. Она снимает струны с инструментов, зачищает их поверхность, грунтует и наносит на них краски, создавая таким образом свои удивительные произведения искусства. Почему она выбрала такой нестандартный подход, Джулия даже сама объяснить не может. Она говорит, что эти инструменты как будто притягивают ее к себе и вдохновляют на создание новых шедевров..
  • Музыкант Ролдугин приобрел виолончель «Стюарт», сделанную мастером Страдивари в 1732 году, за удивительную сумму в 12 миллионов долларов. Первым владельцем этого инструмента был король Пруссии Фридрих Великий.

 

  • Стоимость инструментов Антонио Страдивари самая высокая. Мастер изготовил всего 80 виолончелей, и на сегодняшний день сохранилось около 60 из них.
  • В Оркестре Берлинской филармонии играет 12 виолончелистов. Они прославились тем, что ввели в репертуар множество аранжировок популярных современных песен.
  • Хотя классические виолончели обычно изготавливаются из дерева, некоторые современные мастера решили нарушить эти стереотипы. Например, Луис и Кларк создают виолончели из углеродного волокна, а компания Алкоа начала выпускать алюминиевые виолончели еще в 30-е годы прошлого века. Также этим увлекся немецкий мастер Pfretzschner. Все это демонстрирует разнообразие и творческий подход в создании этого изящного инструмента

виолончель из углеродного волокна

  • Ансамбль виолончелистов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой отличается необычным составом. В нем участвуют 8 виолончелей и рояль.
  • В декабре 2014 года южноафриканец Карел Хенн поставил рекорд по продолжительности игры на виолончели. Он играл беспрерывно 26 часов и попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Значительный вклад в развитие и продвижение виолончельного репертуара внес Мстислав Ростропович - виолончельный виртуоз 20-го века. Он впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели, демонстрируя свою мастерство и творческую интуицию.
  • Одной из самых известных виолончелей является "Король", которую сделал Андрэ Амати между 1538 и 1560 годами. Этот инструмент, являющийся одной из самых старых виолончелей, находится в Национальном музыкальном музее Южной Дакоты
  • Но не всегда на виолончели было 4 струны. В 17-18 веках в Германии и Нидерландах использовались пятиструнные виолончели. Это свидетельствует о разнообразии конструкций и форм, которые появлялись в разное время.
  • Изначально струны для виолончели изготавливались из овечьих потрохов, но позже их заменили металлическими. Это позволило улучшить качество звука и увеличить длительность службы струн.

 

 

Популярные произведения для виолончели

И. С. Бах - Сюита №1 соль мажор (слушать)

П.И.Чайковский. — Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (слушать)

А. Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром (слушать)

К. Сен-Санс - "Лебедь" (слушать)

И. Брамс - Двойной концерт для скрипки и виолончели (слушать)

 

Репертуар виолончели

репертуар виолончели

У виолончели очень богатый репертуар из концертов, сонат и других произведений. Возможно самые известные из них - это шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, вариации на тему рококо П.И. Чайковского и "Лебедь" Сен-Санса. Антонио Вивальди написал 25 концертов для виолончели, Боккерини 12, Гайдн написал по крайней мере три, Сен-Санс и Дворжак написали по два каждый. Так же виолончельные концерты включают произведения, написанные Элгаром и Блохом. Самые известные сонаты для виолончели и фортепиано были написаны Бетховеном, Мендельсоном, Брамсом, Рахманиновым, Шостаковичем, Прокофьевым, Пуленком и Бриттеном.

Ноты для виолончели пишут в диапазоне тенорового, басового и скрипичного ключа в соответствии с высотой звучания. В оркестровой партитуре её партию располагают между альтами и контрабасами. 

  

 

Конструкция виолончели

Конструкция виолончели

Инструмент долгое время сохраняет свой первозданный вид. Конструкция его довольно проста, и никому не приходило в голову переделывать и что-то менять в ней. Исключение составляет шпиль, которым виолончель упирается в пол. Сначала его не было вовсе. Инструмент ставили на пол и играли, обхватывая корпус ногами, затем ставили на возвышение, и играли стоя. После появления шпиля единственным изменением был его изгиб, благодаря чему корпус мог находиться под другим углом. На вид виолончель напоминает скрипку большого размера. Она состоит из 3 основных частей:

  • Корпус. Содержит верхнюю и нижнюю деку, эфу (отверстие для резонации), подгрифник, обечайку, петлю, пуговку, дужку (распорка внутри).
  • Гриф. Здесь имеются порожек, шейка и пятка.
  • Головка. Это деталь с колковой коробкой, где находятся колки для натягивания струн. Заканчивается она завитком.

Немаловажной отдельной деталью инструмента служит смычок. Он бывает разных размеров и состоит также из 3 частей:

смычок для виолончели

  • Деревянной трости (применяется бразильское дерево либо фернамбук).
  • Колодки (производится из прочного чёрного дерева, имеет перламутровые вставки).
  • Конского волоса (берётся натуральный либо искусственный). Его натяжение регулируется восьмигранным винтом, расположенном на трости.

Место, где волос прикасается к струне, имеет название «игровая точка». На звук влияет игровая точка, сила надавливания на смычок, скорость его перемещения. Кроме того, на звучание можно влиять наклоном смычка. Например, применять технику флажолетов, артикуляционных эффектов, смягчения звука, piano.

Перед началом игры исполнитель натирает смычок канифолью. Это делается для сцепления волоса со струной и позволяет извлекать звук. После музицирования канифоль удаляется с инструмента, поскольку она портит лаковое покрытие и древесину. Если этого не делать, звучание впоследствии может потерять в качестве. Интересно, что для каждого смычкового инструмента существует свой вид канифоли.

 

Размеры виолончели

детская виолончель

Стандартный (полный) размер виолончели 4/4. Именно такие инструменты можно встретить в симфонических, камерных и струнных ансамблях. Однако используются и другие инструменты. Для детей или людей низкого роста производятся модели меньшего формата с размерами 7/8, 3/4, 1/2, 1/4, 1/8, 1/10, 1/16.

Эти варианты схожи по своему строению и звуковым возможностям с обычными виолончелями. Их небольшие размеры создают удобство при игре юным дарованиям, которые только начинают свой путь в большую музыкальную жизнь.

Есть и виолончели, размер которых превышает стандартный. Подобные модели предназначены для людей большого роста с длинными руками. Подобный инструмент не выпускается в производственных масштабах, а делается на заказ.

Вес виолончели довольно небольшой. Несмотря на то, что выглядит она массивно, весит не более 3-4 кг.

 

История создания виолончели

Изначально все смычковые инструменты произошли от музыкального лука, который немногим отличался от охотничьего. Первоначально они распространились в Китае, Индии, Персии вплоть до исламских земель. На европейской территории представители скрипичных начали распространяться с Балкан, куда их привезли из Византии.

Отсчёт своей истории виолончель официально начинает с начала XVI века. Так учит нас современная история инструмента, хотя некоторые находки заставляют в ней усомниться. Например, на Пиренейском п-ове уже в IX веке возникла иконография, на которой присутствуют смычковые инструменты. Таким образом, если копнуть глубоко, история возникновения виолончели начинается более тысячелетия назад.

история виолончели

Наиболее популярной из смычковых инструментов была виола да гамба. Именно её впоследствии вытеснила виолончель из оркестра, являясь прямым её потомком, однако с более красивым и разнообразным звучанием. Все известные её родственники: скрипка, альт, контрабас, также ведут свою историю от виолы. В XV веке началось разделение виолы на различные смычковые инструменты.

После своего появления, как отдельного представителя смычковых, виолончель начала применяться в качестве баса для сопровождения вокальных выступлений и партий для скрипки, флейты и прочих инструментов, имевших более высокий регистр. Позже виолончель начали часто применять для исполнения сольных партий. Без неё не обходится и по сей день ни один струнный квартет и симфонический оркестр, где задействовано 8-12 инструментов.

 

Великие создатели виолончелей

Первыми известными мастерами по изготовлению виолончелей являются Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Они сконструировали инструмент в конце XVI – начале XVII века. Первые виолончели, созданные этими мастерами, лишь отдалённо напоминали тот инструмент, который мы можем сейчас видеть.

Классическую форму виолончель приобрела в руках таких известных мастеров как Николо Амати и Антонио Страдивари. Отличительной чертой их работы было идеальное сочетание древесины и лака, благодаря чему удавалось придавать каждому инструменту свой неповторимый звук, свою манеру звучания. Существует мнение, что у каждой виолончели, вышедшей из мастерской Амати и Страдивари, был собственный характер.

виолончель Амати

Виолончели Страдивари считаются самыми дорогостоящими на сегодняшний день. Их стоимость исчисляется миллионами долларов. Не менее знамениты и виолончели Гварнери. Именно такой инструмент больше всего любил знаменитый виолончелист Казальс, предпочитая его изделиям Страдивари. Стоимость этих инструментов несколько ниже (от 200 тыс. $).

Почему инструменты Страдивари ценятся в десятки раз выше? По оригинальности звучания, характеру, тембру обе модели имеют исключительные особенности. Просто дело в том, что фамилию Страдивари представляло не более трёх мастеров, тогда как Гварнери было не менее десяти. Слава к дому Амати и Страдивари пришла ещё при жизни, фамилия Гварнери зазвучала намного позже смерти своих представителей.

 

Виолончель — это невероятно красивый и элегантный музыкальный инструмент, который создает волшебную атмосферу. Когда мы слышим звук этого прекрасного инструмента, мы ощущаем, что живем в гармонии с музыкой и миром. Она вдохновляет многих на творческие открытия, вызывает глубокое восхищение и оставляет незабываемые впечатления. Слушая игру виртуозных виолончелистов, мы погружаемся в мир эмоций. Их пальцы бегут по струнам инструмента, словно касаясь самых тонких струн нашей души. Виолончель способна передать целую палитру настроений — от нежности и меланхолии до глубокой страсти.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Виолончель