Музыкальный инструмент: Виола

 

Виола

Старинное семейство струнных смычковых инструментов с тихим, нежным звуком и поэтичным названием – виолы... Они были широко распространены в эпоху Возрождения: сопровождали церковные службы, услаждали утонченный слух аристократических семей и звучали на всех народных праздниках и гуляниях.

Внешне виолы очень похожи на хорошо знакомую нам современную скрипичную группу. И это естественно, ведь инструменты родственные. А вот «отношения» между ними «семейными» вряд ли можно назвать. Было время, когда виолы считались изысканными музыкальными инструментами, достойными светского общества, а скрипки – грубыми и нагловатыми «соперницами» с улиц. Впоследствии мягкий и приглушенный тембр виол перестал устраивать чуткого слушателя, и он предпочел блестящие и сочные скрипичные звуки. Вот так скрипка не только «выдворила» родственников со сцены, но и отправила их в небытие на целое столетие.

 

 

 

Звук

Виола, созданная для упоения слуха вельмож, обладала необычайно нежным, бархатным и мягким звучанием. Ее устойчивый и четкий голос с небольшим вибрато был результатом конструктивных особенностей инструмента, его смычка и струн. Кроме основных, на виоле устанавливалась целая система резонирующих струн, колебания которых создавало красивый и деликатный звук. Струны натягивались не очень сильно и постоянно требовали частой настройки.

Важное средство выразительности у виолы – это возможность исполнения тончайших звуковых нюансов. Музыка для инструмента по динамическому характеру была выровненной, без звуковых перегрузок.

Строй виолы позаимствовали у лютни, которая настраивалась на кварты, но с терцией посередине: ре, соль, до, ми, ля, ре.

 

Фото:

инструмент виола    музыкальный инструмент виола

    

 

Интересные факты:

  • Жестокий и тираничный король Англии Генрих VIII был очень талантлив и образован. Являясь большим меломаном, он очень увлекался игрой на виоле. Коллекция короля этого инструмента на момент смерти составляла 19 великолепных экземпляров.
  • Французский «Король-солнце» Людовик XIV - большой ценитель различных видов искусств, был очень музыкален. Он искусно умел играть на нескольких музыкальных инструментах, в том числе на виоле. Коллекция виол Людовика XIV насчитывала 24 инструмента.
  • Венгерский князь Эстерхази, на службе которого состоял великий австрийский композитор Йозеф Гайдн, увлекался игрой на баритоновой гамбе. Инструмент, который не получил большого распространения. О баритоновой гамбе вспоминают лишь потому, что композитор в угоду князя написал для нее 126 произведений.
  • Инициатором создания семейства виол разных размеров, подходящих для новых типов инструментальных ансамблей, была Изабелла д'Эсте - супруга маркграфа Мантуи, которая слыла большой ценительницей искусства и покровительницей знаменитых художников. Названная «примадонной Возрождения», она считалась одной из известнейших женщин итальянского Ренессанса. Изабелла также собирала картины, в которых инструмент представлен аллегорией, намекавшей на хороший темперамент и неоплатонические идеи о красоте. 

 

  • Одним из самых лучших мастеров, который изготавливал виолы, был англичанин Джон Роуз. Его инструменты отличались не только изысканным звуком, но также изящными формами. Элегантно  украшенные, с цветочными орнаментами на верхней деке, виолы отражали аристократический статус владельцев инструментов. Верхушки инструментов обычно украшались сложными резными головками животных или людей. Такие инструменты очень высоко ценились.
  • У знаменитого английского живописца 18 века Томаса Гейнсборо была мечта – уединиться в тихой деревне и наслаждаться музицированием на виоле. Об этом желании и большой любви к инструменту стало известно из переписки с его близким другом - композитором и профессиональном гамбистом Карлом Фридрихом Абелем, который по словам великого немецкого поэта И. Гете, был последним виртуозом на гамбе.

  • Великий английский поэт и драматург Уильям Шекспир очень часто упоминает виолу в своих пьесах, включая такую комедию как «Двенадцатая ночь».
  • Старинные виолы можно увидеть в коллекциях исторических музеев музыкальных инструментов. В России – это музей музыкальных инструментов в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга, а также в музее музыкальной культуры им. М. Глинки в Москве. Однако самая разнообразная коллекция хранится в «Метрополитен – музее» в Нью-Йорке США.
  • В 18 веке во Франции, когда инструменты скрипичной группы стали вытеснять виолы, был написан трактат « В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели».
  • Сегодня очень много любителей аутентичной музыкой эпохи Возрождения и Барокко увлекаются музыкой, написанной для виол, и активно посещают концерты, которые обычно проходят в маленьких залах и церквях, наиболее подходящих для звучания этих инструментов. В настоящее время существует много обществ, которые интересуются виолами. Одно из них «Международное общество виолы да гамба».
  • Лучшим гамбистом современности считается Паоло Пандольфо - итальянский музыковед, дирижёр и исполнитель старинной европейской музыки, композитор и импровизатор.
  • Основателем советской исполнительской школы на альте, известным солистом и педагогом Вадимом Васильевичем Борисовским был внесен неоценимый вклад в воссоздание аутентичной музыки. Самостоятельно научившись играть на виоле д'амур, он выступал с концертами, на которых исполнял оригинальные произведения для инструмента. В 1937 году в Германии был издан каталог произведений для виолы д'амур, подготовленный В. Борисовским, совместно с музыковедом из Германии В. Албтманом.

 

 

Конструкция виолы да гамба

Ранние гамбы были разных форм и размеров и только к 16 веку они стали более стандартными, внешне очень напоминающими сегодняшнюю виолончель. Однако у инструментов существует много отличий, например, у гамбы плоская, не изогнутая нижняя дека, более покатые плечи, широкие обечайки и резонаторные отверстия в форме буквы «С». Корпус виолы, длина которого варьируется от 65 до 72 см, значительно укорочен по отношению к длине струн, количество которых может быть от пяти до семи. На гамбе (мастера по изготовлению инструментов придумали хитрую уловку) под обычными жильными струнами натягивались металлические: на них не играли, но они звучали от вибрации верхних струн, делая звучание виолы особо мягким, теплым, волнующим и завораживающим – близким к человеческому голосу. На широком грифе располагались перемещающиеся накладные лады. Смычок имел арочную форму и держался повернутой вверх ладонью. Исполнитель во время игры мог регулировать пальцем натяжение волос на смычке.

 

Разновидности

разновидности виолы

Большая семья виолы имела много разных инструментов, которые отличались по размеру, количеству струн, тембру, пропорциям, строю и регистру. Они делились на басовые, теноровые, альтовые и сопрановые. Некоторые виды виол были очень востребованы как сольные инструменты, иные особым успехом у меломанов не пользовались и применялись только как ансамблевые.

Вместе с гамбой особой популярностью из инструментов семейства пользовалась виола д'аморе (или д'амур), что в переводе с итальянского означает виола любви. И выглядела она соответственно – вместо обычной закругленной головки инструмента красовалась головка Купидона с завязанными глазами. Но такую признательность этот инструмент получил отнюдь не из-за запечатленного на нем бога. Гектор Берлиоз в своём «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке» писал: «Звук виолы д'амур слабый и нежный; в нём есть что-то небесное, идущее одновременно от альта и от флажолетов скрипки. Он особенно подходит для плавной музыки, мечтательных мелодий, выражения восторженных и религиозных чувств... Право же, было бы очень жаль утратить этот драгоценный инструмент...»

 Наряду с виолой д'аморе и гамбой хочется выделить следующие инструменты, которые почитались и были особо востребованы у любителей музыки:

  • Бастарда - имела тоже строение, но немного превосходила гамбу по размерам. Особенно популярна была в Англии.
  • Да бардоне - баритоновая виола с несколько тускловатым звуком. Кроме 6-7 основных струн имела 15 металлических резонаторных. На ней можно было играть не только смычком, но и пиццикато.
  • Помпоза – пятиструнный инструмент, чуть больше альта, изготовленный по инициативе И.С. Баха, который называл его виолончелью «пикколо».
  • Пардюс - самая маленькая виола, по размерам напоминает скрипку. Была очень востребована у французских женщин-меломанок.
  • Английский виолет – по строению и звучанию очень похож на виолу д'амур.

 

 

Применение

По своей популярности гамба могла поспорить, наверное, только с клавесином. Виолу любили везде: от королевских дворцов, до домов простолюдинов. Ее изысканный голос звучал в знатных домах, на церковных службах и на народных праздниках. Инструмент широко использовался как солирующий, а также в ансамблях и оркестрах. Учитывая большую востребованность гамбы, композиторы создавали для нее разнообразные камерные произведения: канцоны, мадригалы, сюиты, ричеркары. Среди авторов такие мэтры, как Г. Телеман, И. С. Бах, Ф. Куперен, Г. Перселл, О. Гиббонс, У. Берд. Но самый весомый вклад в обогащение репертуара для гамбы внесли известные в то время исполнители-композиторы: К. Симпсон, М. Мааре, А. Феррабоско, А. Форкре, К. Абель.

 

Исполнители

Особым признанием гамба пользовалась в 16 и 17 веках, и как результат, на это время приходится пик расцвета исполнительства на инструменте. Появился ряд талантливых гамбистов-виртуозов, среди которых особенно хочется выделить Д. Ортиса, А. Могара, Ке де Эрвелуа, Ж. Руссо, Ж. Нодо, О. Гиббонса, Ш. де Бленвиля, Д. Джекинса, Р. Мааре, Д. Функа, И. Шенка, Э. Хессе, М. Кюнеля, И. Римана.  К. Симпсона, М. Мааре, А. Феррабоско, А. Форкре и К. Абеля. К концу 18 века популярность гамбы стала резко снижаться и ее предали забвению.

Прошло более ста лет, и виола да гамба вновь появилась на концертной сцене в начале 20 века благодаря стараниям энтузиастов и музыкантов-аутентистов. Неоценимая заслуга в возвращении инструмента принадлежит Х. Деберайнеру, который дебютировал на гамбе в 1905 году, исполнив сонаты К. Абеля.  В Англии, Германии, Франции на концертные сцены стали выходить солирующие гамбисты, а также разнообразные ансамбли виол. В настоящее время известны имена таких исполнителей на инструменте, как Витториа Гиельми (Италия), Паоло Пандольфо (Италия), Хилле Перл (Германия), Жорди Саваль (Испания), Амели Шеман (Франция), Владимир Волков (Россия).

 

Произведения:

И.С. Бах - Соната для виолы да гамба и клавесина соль-мажор(слушать)

Г.Ф. Телеман - Концерт для виолы, блокфлейты и оркестра (слушать)

 

История

Инструменты семейства виол начинают свою историю в раннем средневековье, в эпоху Возрождения. В это время состав музыкального инструментария сильно расширился. Какие инструменты предшествовали виолам достоверно не известно, возможно ее предком являлся арабский струнно-смычковый  ребек, который развивался и процветал в странах Западной Европы или испанский струнно-щипковый инструмент виуэла. На ней впоследствии стали играть смычком, что возможно и привело к эволюции в новый музыкальный инструмент.

В конце 15 века главой Ватикана был выбран представитель каталонской династии Борджиа, папа Александр VI. Данные события привели к росту испанской культуры в итальянской столице - Риме и соответственно притоку испанских музыкантов, а вместе с ними и их инструментов. В Италии мастер по изготовлению музыкальных инструментов Литуэр примерно в 1600 году преобразовал испанскую виуэлу, оставив прежний строй, он придал ей несколько иную форму. Мастер сделал инструмент пригодным не только для аккомпанемента, но и для сольного исполнения. В таком виде виола, так стал называться инструмент, просуществовала следующие двести лет.

Виола изначально была довольно больших размеров, поэтому играли на ней только сидя, держа вертикально и удерживая коленями или укладывая на бедро. Отсюда и название инструмента - виола да гамба(нога). Вскоре появляются виолы меньших размеров, и соответственно поменялся способ игры, так как инструмент отныне размещается у плеча. Такие виолы стали называться виола да браччо, то есть ручные. Уже в начале 16 века инструменты изготавливали целыми группами: дисконт, альт, тенор и бас. Подобные ансамбли поначалу использовались как аккомпанирующие, и лишь затем на них стали исполнять инструментальную музыку.

Виолы с их благородным и нежнейшим звуком быстро завоевали популярность в европейских странах, особенно в Англии и Франции. Французы для усиления звука гамбы стали применять новую технологию перекручивания кетгутовых струн серебряной проволокой, также инструменту расширили диапазон, добавив седьмую басовую струну.

Для гамбы в угоду изысканным почитателям инструмента композиторами создавалось большое количество музыкальных произведений. Появилось много музыкантов-профессионалов, виртуозов исполнительства на гамбе.

В начале 17 века, когда в Европе привилегированное положение стали занимать инструменты скрипичного семейства, виолы нашли свое настоящее пристанище в Англии. Там в каждой музицирующей семье имелись инструменты разных размеров. Английские композиторы сочиняли очень много замечательной музыки специально для инструментов семейства виол. Мастера создавали самые лучшие инструменты. Тем не менее, к середине 18 века интерес любителей музыки к виоле стал резко падать. Ее перестали использовать музыканты-профессионалы, и постепенно про инструмент забыли на целых сто лет. Лишь в начале прошлого века интерес к виоле начал снова возрастать и она вновь появилась на концертной сцене.

 

Сегодня популярность виолы очень возросла: в консерваториях по всему миру открываются классы, солисты и ансамбли исполняют старинную музыку, а композиторы интересуются тембром и выразительными возможностями инструмента. Сейчас никто не старается улучшить аутентичный инструмент, а просто изучают его качества, ведь истина в том, что для каждого инструмента однозначно определено его время и место.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Виола да гамба