Инструменты симфонического оркестра

 

Симфонический оркестр. Когда слышишь это красивое сочетание слов сразу представляешь большой зал и сцену, на которой разместилось много исполнителей с разными музыкальными инструментами. Затем к оркестру выходит дирижёр – взмах его руки и словно по волшебству начинает звучать чарующая музыка. Симфонический оркестр называют настоящим чудом и величайшим достижением человеческой культуры. Своим звучанием он может не только живописно рисовать природные пейзажи, но и красноречиво передавать все оттенки человеческих чувств. А секрет такой искусности кроется в многообразии входящих в состав оркестра музыкальных инструментов, каждый из которых обладает своим неповторимым тембром.

 

 

 

Инструменты симфонического оркестра

Весь инструментарий симфонического оркестра подразделяется на четыре группы. Первая – струнно – смычковые инструменты, вторая – деревянные духовые, третья – медные духовые, четвертая – ударные. Помимо вышеуказанных инструментов в симфоническом оркестре дополнительно применяются арфа, фортепиано, орган, клавесин, челеста, которые ни в одну из перечисленных групп не входят.

Поскольку королевой симфонической музыки величают скрипку, поэтому наше знакомство с оркестром мы начнём с группы, в которую входит эта главная героиня.

 

Группа струнно-смычковых инструментов

Данную группу составляют скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Скрипка

Скрипка считается примадонной симфонического оркестра. Сочный, изящный проникновенный и напористый звук этого инструмента является основой каждого произведения, исполняемого оркестром. Голоса скрипок в симфонических произведениях делятся на первые партии и вторые. В большом оркестре в первых скрипках задействовано, как правило, не менее четырнадцати исполнителей, а партию вторых скрипок играют десять музыкантов. Конструкция инструмента включает в себя резонаторный корпус, состоящих из двух дек и узкой рамки между ними, а также грифа, завершающегося головкой с четырьмя колками для натяжения струн. На скрипке играют смычком, представляющим собой деревянную трость с туго натянутым на ней конским волосом. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Скрипка

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку и его конструкция включает те же детали. Единственной разницей между этими инструментами является размер: альт немного больше, чем скрипка. Возможно, из-за этого его голос не такой выразительный, но более благородный, чувствительный и красноречивый. Звучание альта ниже, чем у скрипки, а потому для удобства ноты для этого инструмента записываются в специальном альтовом ключе. В большом симфоническом оркестре на альтах играют не менее десяти исполнителей. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Виолончель

По внешнему виду на скрипку похожа и виолончель, но только она очень большого размера. Её конструкция также включает корпус и гриф с головкой, на которой находятся колки. На виолончели тоже играют смычком. Густой и насыщенный звук инструмента укладывается в довольно большой диапазон, который охватывает почти четыре октавы.  В большом симфоническом оркестре на виолончелях играют не менее десяти исполнителей. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Виолончель

Контрабас

Внешнее очертание контрабаса напоминает форму своих скрипичных собратьев, только величина его очень большая: в длину он достигает почти два метра.  Инструмент обладает небольшой силой звука, но его бархатный, мягкий и неповторимый тембр очень красив. Контрабас является транспонирующим инструментом. Он звучит на октаву ниже тех нот, которыми в басовом ключе записывается его партия. В состав современного симфонического оркестра входят до восьми контрабасов. Подробнее об инструменте читайте здесь.

 

 

Группа деревянных духовых инструментов

В данную группу входят флейты, гобои, кларнеты и фаготы.

 

Флейта

Как правило, в симфоническом оркестре применяют две флейты и одну флейту-пикколо, партия которой открывает партитуру произведения.

Поскольку у данного инструмента существует несколько разновидностей, необходимо отметить, что в симфоническом оркестре применяют поперечные флейты. Это неширокая трубка длинной более 60 см., разделяемая на тело, колено и головку. На корпусе инструмента расположена система клапанов закрывающая звуковые отверстия, а также отверстие для задувания воздуха.  Флейта имеет звонкий голос, нежный бархатный тембр и является весьма виртуозным инструментом. Диапазон флейты охватывает промежуток от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук инструмента, завораживающий своей выразительностью и мелодичностью, образовывается благодаря, направленному к губной пластинке воздушному потоку. При этом важно отметить, что мягкое звучание инструмента зависит от способа правильного сложения и напряжения губ. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Гениальное флейтовое соло звучит в финале 10-ой симфонии Густава Малера.

Флейта-пикколо

Само название инструмента говорит о том, что это миниатюрная флейта. Её внешний вид и конструкция подобны обыкновенной поперечной флейте, но длина составляет всего 32 см. Поскольку её размеры гораздо меньше, то соответственно звук значительно выше и по тембру резко свистящий. Флейта-пикколо легко перекрывает звучание всего оркестра. Диапазон инструмента включает звуки от «ре» 2-ой до «до» 5-ой октавы, которые нотируются октавой ниже.

Известное соло флейты-пикколо звучит в «Вариации Феи канареек» из балета "Спящая красавица" П. И. Чайковского.

 

Гобой

В симфоническом оркестре группу обычно представляют два гобоя и один их сородич, именуемый английским рожком.

Гобой представляет собой коническую трубку длинной 65 см., включающую два колена и раструб. На корпусе инструмента имеются 23 отверстия, которые закрываются клапанами, объединёнными в сложный механизм. Звук на гобое образуется при помощи трости, вибрирующей под действием вдуваемой в неё струи воздуха. Трость – это две упругие камышовые пластинки, плотно соединённые друг с другом на металлическом штифте, который вставляется в отверстие верхней части инструмента. Насыщенный звук гобоя, заключённый в диапазон от «си-бемоль» малой, до «ля» 3-ей октавы, имеет немного «гнусавый» оттенок, напоминающий звук пастушьей дудочки. Инструмент обладает выразительным и проникновенным тембром, которому по красоте и глубине звучания нет равных. Очень важен тот факт, что по ноте «ля» первой октавы настраиваются все инструменты симфонического оркестра. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Красивое соло гобоя можно услышать в Первой симфонии П.И. Чайковского.

Английский рожок

Второе название этого инструмента альтовый гобой. По конструкции он похож на гобой, но только гораздо больше по размеру и его раструб имеет грушевидную форму. Помимо этого, в верхнюю часть инструмента вставляется изогнутая металлическая трубочка (эс), на которую одевается штифт с тростью. В отличие от гобоя, звук английского рожка более мягкий и наполненный, а тембр приятный и густой. Диапазон инструмента: от «ми» малой октавы, до «си-бемоль» второй октавы и по сравнению с гобоем английский рожок звучит ниже. Он является транспонирующим инструментом, то есть ноты хоть и записываются в скрипичном ключе, но на квинту выше их реального звучания.

Самое известное соло английского рожка: А. Дворжак Симфония № 9 «Из Нового света», часть вторая.

 
 

 

Кларнет

В симфоническом оркестре обычно используют два кларнета-сопрано, малый кларнет и бас-кларнет.

Кларнет – это очень мелодичный и в то же время виртуозный инструмент.  По форме он напоминает цилиндрическую трубку, длина которой около 70 см. Конструкция кларнета делится на пять составляющих частей: мундштук в виде клюва с лигатурой, бочонок, верхнее колено, нижнее колено и раструб. На корпусе инструмента расположены звуковые отверстия, которые перекрывают клапана, соединённые в сложный механизм. Звук кларнета, по характеристике великого Моцарта, похожий на человеческий голос, образуется, как и у всех язычковых духовых инструментов, при помощи трости, которая вибрирует под воздействием направляемой на неё воздушной струи. Необходимо отметить, что в настоящее время существует весьма много разновидностей кларнетов, которые различаются по строю, но в оркестровой практике чаще всего применяются инструменты в строе «in А» и «in В», обычно именуемыми «большими» или «кларнетами-сопрано». Рабочий оркестровый диапазон кларнета-сопрано от «ми» малой октавы до «соль» третьей октавы. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Одним из самых известных считается соло кларнета из «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина.

Малый кларнет

Другое название этого инструмента: кларнет пикколо. Инструмент устроен также, как и кларнет-сопрано, однако по размеру намного меньше: его длина около 40 см. Тембр малого кларнета, строй которого «in Es», не просто пронзительный, но даже крикливый и резковатый. Данный инструмент является транспонирующим, то есть его звучание на терцию выше, чем записываются ноты.

Наиболее известным является соло малого кларнета в произведении французского композитора Мориса Равеля «Болеро».

Басовый кларнет

Этот инструмент, по форме весьма похожий на курительную трубку, настолько большой по размерам, что его раструб извилисто загнут наверх, а корпус для удобства ставят на специальный шпиль. Бас-кларнет, строй которого «in В», в симфонических произведениях служит не только для усиления линии баса, но и внесения в музыкальные эпизоды особого драматического напряжения. Диапазон инструмента укладывается в промежуток от «ре» большой октавы до «си-бемоль» первой октавы. Нотация бас-кларнета происходит как в басовом, так и скрипичном ключе.

Соло бас-кларнета ярко звучит в Симфонии № 8 Д.Д. Шостаковича.

 
  

 

Фагот

В симфоническом оркестре обычно используют два фагота и контрфагот.

В группе деревянных духовых инструментов фагот является самым большим по размеру инструментом. Его форма похожа на трубу, которую как - будто согнули и крепко связали, недаром в переводе с итальянского название инструмента переводится как вязанка дров. Конструкция фагота включает в себя четыре части: нижнее колено, малое колено, большое колено и раструб. Из малого колена отходит изогнутая металлическая трубка (эс), на которую одевается двойная трость. На корпусе фагота находятся звуковые отверстия, перекрываемые клапанами, объединёнными в сложный механизм. Колоритный тембр фагота отличается своеобразной хрипотцой, но при этом инструмент может звучать нежно и порой даже страстно. Оркестровый диапазон фагота около трёх октав: от «си-бемоль» контроктавы до «ре» второй октавы. Ноты для инструмента записываются в басовом и теноровом ключах. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Фагот весьма колоритно звучит в блестящем творении Эдварда Грига «В пещере горного короля» – музыкальной иллюстрации к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Контрфагот

Контрфагот по устройству идентичен обычному фаготу, но по размеру гораздо больше, поэтому при исполнении его ставят на специальный шпиль. Контрфагот звучит на октаву ниже фагота, ведь его диапазон размещается в пределах от «си-бемоль» субконтроктавы до «соль» малой октавы. Тембр инструмента отличается мрачным окрасом.

 

Группа медных духовых инструментов

Группу медных духовых инструментов составляют валторны, трубы, тромбоны и туба.

 

Валторна

В симфоническом оркестре, как правило играют четыре валторны, но иногда в зависимости от фантазии композитора бывает и больше.

Инструмент представляет собой тонкую трубку длиной около 4 метров, согнутую спиралью и с одной стороны заканчивающуюся широким раструбом, а с другой мундштуком. Весьма сложная конструкция валторны дополняется 3-5 вентилями, изменяющими не только длину инструмента, но и высоту звука. Сочный голос инструмента может быть не только мягким и душевным, но также грубым и напористым. Рабочий диапазон применяемой в оркестре валторны строя «in F», включает в себя почти 4 октавы: от «си» контроктавы до «фа» второй октавы.

Валторна – это транспонирующий инструмент, ноты для неё пишутся в скрипичном и басовом ключе. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Самых известным считается соло валторны из второй части симфонии № 5 П.И. Чайковского.

 

 

Труба

В симфонических произведения обычно задействованы две или три трубы.

Инструмент представляет собой тонкую металлическую трубку длиной 1,5 метра, сложенную в форме овала. С одной стороны трубка расширяется – это раструб чашевидной формы, а с другой заканчивается мундштуком.  Труба обладает ярким, насыщенным тембром. Её блестящий и выразительный голос придаёт оркестровому звучанию торжественность и величественность.  В оркестре обычно применяется труба в строе «in В», то есть она является транспонирующем инструментом, ноты для которого записываются на тон выше. Диапазон трубы: от «ми» малой до «си-бемоль» второй октавы. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Очень известное соло трубы звучит в «Марше» из оперы Дж. Верди «Аида».

 

 

Тромбон

В современных симфонических оркестрах обычно используют два теноровых и один басовый тромбон.

Корпус тромбона – это изогнутая цилиндрическая трубка, с одной стороны завершающаяся раструбом, а с другой оснащена ещё одной дугообразной, выдвижной трубкой, именуемой кулисой, которая в звукообразовании играет весьма важную роль. Яркий звук тромбона по характеристике великого Л.В. Бетховена – это голос Бога. Он может быть не только грозным и драматичным, но также лиричным и спокойным. Диапазон инструмента: от «соль» контроктавы, до «фа» второй октавы. Необходимо добавить, что тот тромбон, который применяется в оркестровой практике является теноровым тромбоном. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Очень известным считается соло тромбона из симфонического произведения Мориса Равеля «Болеро».

Бас тромбон

Конструкция басового тромбона мало отличается от тенорового тромбона. Он только гораздо больше по размеру и снабжён двумя квартвентилями, которые помогают понижать звучание инструмента, отличающееся неимоверной мощью.

Туба

В симфоническом оркестре применяется одна и очень редко две тубы.

Туба самый большой и самый низкий по звучанию медный духовой инструмент, обладающий богатым и глубоким звуком. Конструкция тубы – это свёрнутая шестиметровая труба, которая с одной стороны заканчивается широким раструбом, а с другой мундштуком в виде чаши. Диапазон тубы: от «до» контроктавы до «фа» первой октавы. Ноты для этого инструмента записываются в басовом ключе. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Известное соло тубы звучит в произведении Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» часть «Быдло» (оркестровка Мориса Равеля).

 

Группа ударных инструментов

В данную группу входят литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, ксилофон, колокольчики, колокола, кастаньеты.

Литавры

Литавры – это один из важнейших ударных инструментов симфонического оркестра. Он характеризуется определённой высотой звучания и довольно хитрой конструкцией. Большая металлическая чаша, похожая на котёл сверху затягивается кожей или пластиком, а внизу имеет резонаторное отверстие. Играют на литаврах большими палочками с различными наконечниками, например, из войлока, дерева или кожи. На литаврах можно изобразить и грозный рокот, и мягкий шёпот.

В симфоническом оркестре в зависимости от потребности применяют от двух до семи литавровых котлов.

Треугольник

Треугольник – это ударный инструмент с неопределённой высотой звучания. Конструкция его довольно проста: металлический прут, выгнутый в виде треугольника. По инструменту, подвешенному на шнурке, ударяют металлической палочкой, в результате получается яркий звук.

Бубен

Конструкция бубна довольно проста: металлический или деревянный обруч обтягивается мембранной кожей, которая является основным источником звука. Помимо этого, в ободе – обечайке делаются прорези, в которые вставляются маленькие металлические пластинки, и это тоже звенящие элементы. Бубен – это инструмент с неопределённой высотой звучания, но с задорным тембральным окрасом. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Малый барабан

Малый барабан – это цилиндр, изготовленный из различных материалов: металла, пластика, дерева и с двух сторон обтянутый кожей или мембраной из полимерных материалов. На данном инструменте, не имеющем определённую звуковысотность, играют двумя деревянными палочками.

Малый барабан

Тарелки

Ударный инструмент тарелки, применяемые в симфоническом оркестре – это два больших металлических диска с отверстием в центре для ремня, фиксирующего инструмент. Изначально вылитые, а затем доведённые до нужной формы при помощи ковки, они издают пронизывающе громкий и насыщенный звук.

Большой барабан

Этот, не имеющий определённой высоты звучания, мембранофонный инструмент входит в число основных ударных инструментов симфонического оркестра. Он представляет собой цилиндр большого диаметра, сделанный из дерева или металла и с обеих сторон обтянутый кожей. Для извлечения звука применяется большая колотушка, головка которой обёрнута толстым материалом.

Ксилофон

Конструкция этого ударного инструмента весьма проста, так как представляет собой раму, с уложенными на ней деревянными брусочками, каждый из которых имеет определённую высоту звука. Суховатый и пощёлкивающий звук ксилофона извлекается тонкими деревянными палочками, похожими на маленькие ложечки. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Ксилофон весьма впечатляюще звучит в симфонической поэме французского композитора Камиля Сен-Санса «Пляска смерти» и симфонических картинках Анатолия Лядова «Кикимора» и «Баба-Яга».


Колокольчики

Данный звуковысотный музыкальный ударный инструмент с ярким и блестящим тембром состоит из трапицевидной деревянной рамы, на которую в два ряда, по хроматизму, уложены, настроенные на определённый звук, металлические пластинки.

Яркое звучание колокольчиков можно услышать в опере В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

Колокола

Колокола симфонического оркестра – это рама - стойка, с подвешенными на ней цилиндрическими трубками, каждая из которых издаёт звук определённой высоты. По ним бьют специальным молоточком, головка которого обтянута кожей. 

Кастаньеты

Сухой и щёлкающий звук этого инструмента создают две деревянные, в форме ракушек, округлые половинки. Они имеют специальные ушки с дырочками, в которые вставляется шнурок, позволяющий прикреплять инструмент к пальцам исполнителя. В оркестровой практике кастаньеты фиксируются на специальной ручке. Подробнее об инструменте читайте здесь.

 

Прочие инструменты

Также в симфоническом оркестре применяются инструменты, которые не принадлежат ни к одной из вышеперечисленных групп. Это арфа, фортепиано и челеста.

Арфа

Конструкция этого изысканного инструмента с завораживающим звучанием особой сложностью не отличается. В треугольной раме с элегантными изгибами натянуто более сорока струн. У арфы есть педальный механизм, который служит для изменения высоты её звуков. Подробнее об инструменте читайте здесь.

Красивое соло арфы звучит в первом акте балета Александра Глазунова «Раймонда».

Фортепиано

Для воплощения творческих замыслов композиторов в симфоническом оркестре частенько применяют фортепиано. Это клавишно - струнный музыкальный инструмент с хроматическим строем, который имеет весьма сложную конструкцию, включающую в себя почти 10000 самых разных деталей.

Челеста.

Челеста относится к звуковысотным ударным инструментам. По внешнему виду она напоминает пианино, разница в том, что клавишные молоточки бьют не по струнам, а по металлическим пластинкам. Звук челесты можно охарактеризовать как звучание сказочных колокольчиков.

Хрустальный голос челесты красиво звучит в «Танце Феи Драже» балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

 

Практический каждый из инструментов современного симфонического оркестра имеет свою интересную и многовековую историю. Изначально у каждого из них было своё определённое назначение, однако впоследствии для воплощения оригинальных идей композиторов их стали объединять в музыкальные ансамбли, со временем разросшихся так, что они перевоплотились в обладающий широкими творческими возможностями большой коллектив, который сегодня именуют симфоническим оркестром.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Инструменты симфонического оркестра