М. Равель «Болеро»
Классическая симфоническая музыка XX века отличается яркостью, красочностью и богатством тембров. Не исключением является и «Болеро» Мориса Равеля. Эта музыка покорила мировые сцены, она известна и популярна. Но все ли загадки известны нам о столь чарующем произведении?
Историю создания «Болеро» Равеля и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
История создания
Соединенные Штаты Америки. Морис Равель находится в гастрольной поездке. Незадолго до отъезда композитор встречался с известнейшей солисткой в русском балете. Ее имя Ида Рубинштейн. Нельзя сказать, что техника вышеупомянутой балерины была лучше Анны Павловы или Натальи Трухановой, но ее артистические способности сводили с ума многих. Встреча была более чем деловой. Ида попросила Равеля написать танцевальное произведение, желательно балет, в котором она могла бы солировать. По задумке Иды произведение должно было максимально отражать ее индивидуальные танцевальные способности.
Гастроли успешно завершились, и Морис Равель мог наконец-то приняться за работу. По воспоминаниям композитора, произведение писалось легко и просто, поэтому он достаточно быстро завершил партитуру. Далее начались постоянные репетиции. Дирижером был назначен давний друг композитора, перед мастерством которого Равель приклонялся, а именно маэстро Тосканини. Тем не менее, между ними произошла небольшая ссора, касающаяся темпа. Так как Равель, очень уважал мнение дирижера, он позволил ему играть не в авторском темпе.
Первая постановка состоялась в Гранд-Опера и имела огромнейший успех среди публики. Кажется, Равелю удалось найти ключ к сердцу общества того времени. Музыка была понятна каждому слушателю вне зависимости от возраста или статуса. Возможно, это и сыграло собственную роль в возникновении популярности.
Интересные факты
- Сам композитор не рассчитывал на успех произведения, он считал композицию достаточно монотонной, так как единственным разнообразием в музыке являлось крещендо всего оркестра. Более того с этим мнением были согласны все близкие и друзья композитора.
- Болеро Равеля имеет наибольшую популярность в Японии. Так оно было использовано в культовом фильме аниме «Приключения Дигимонов», а также в знаменитой игре «Цветок, солнце и дождь», созданной Гоичи Суды.
- Жанровая основа является народно-бытовой. Она является синтезом двух распространенных в Испании танцев: болеро и сортсико.
- Произведение не раз выбиралось для создания номеров на спортивных олимпиадах, в дисциплине «Фигурное катание». На Олимпиаде в Югославии, оно помогло британской паре фигуристов Джейн Торвилл и Кристоферу Дину получить долгожданную золотую медаль.
- В среднем ритм повторяется примерно 170 раз!
- В России произведение почетно является самым исполняемым на сегодняшний день.
- Построение оригинально по собственной сути, так как представляет собой цепочку строгих вариаций, в которых сохраняется не только мелодия, но и ритм. Причем, ритмическая фигура на протяжении всего исполнения четко изображается малым барабаном без изменений. Единственное, что делает музыку интересной, это гениальнейшая оркестровка.
- За все время исполнения, а именно от 15 до 18 минут в зависимости от темпа, музыкант, играющий на малом барабане должен сделать около 4 тысяч ударов. Именно из-за однообразия и монотонности барабанной партии, выдержанной в строгом ostinato, партия считается одной из сложнейших.
- Равель не любил говорить об этом произведении, поэтому на вопрос о создании, всегда скромно отвечал, что гениальной здесь является только идея, а с самой работой справился бы даже студент, учащийся на отделении «Композиции».
- Композиция скрасила финальную часть фильма «Оркестр». Идея использовать музыку пришла в голову режиссеру Рыбчинскому.
- Не смотря на то, что «Болеро» Равеля – это балет, наиболее часто оно включается не для театральных постановок, а именно для концертного репертуара.
- Нередко произведение исполнялось без участия оркестра, послушать одно из таких исполнений можно в фильме «Дорога в рай», там она воспроизводиться по средствам женского хора.
- Когда композитору говорили, что Болеро является шедевром, он с усмешкой отвечал, что эта музыка пуста.
- Первоначально дирижеры боялись дирижировать данное произведение, из-за желания композитора четко и строго соблюдать темповые указания. Они были необходимы для подчеркивания автоматизма в музыке.
- В экранизации известнейшего романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в сцене «Бал Воланда» используется именно данная композиция. Примечательно, что эту идею предложил гений композиции Альфред Шнитке.
Постановки на театральной сцене
Впервые балет был поставлен на сцене известнейшего театра Франции и мира Гранд-Опера, в конце ноября в 28 году XX столетия. Дирижером назначили Страрама. Как и задумывалось изначально, главную женскую партию танцевала Ида Рубинштейн. Основная хореография была сконцентрирована именно на солистке, роль труппы была минимальна. Постановка закончилась фурором. Произведение стало настолько популярным, что стало являться самостоятельным. В первую очередь его включили концертный репертуар, но и постановки в ведущих театрах мира не прекратились.
Уже в 30-х годах XX века, «Болеро» было поставлено в театре «Opera Comic», далее представление было поставлено для труппы. Постановкой занимался не менее известный режиссер того времени Михаил Фокин. Действие было красочно оформлено, благодаря стараниям художника-декоратора Александра Бенуа. Зрители Гранд-Опера были потрясены подобной премьерой, и она вошла в постоянный репертуар, но всего лишь на сезон.
В это же время балет стал постоянно исполняемой композицией в театре Русского балета в Монте-Карло.
В Соединенных Штатах Америки произведение стало по-настоящему замеченным, лишь к 1995 году, после постановки Юшкевич.
В настоящее время постановка периодически мелькает на мировых аренах мира, но чаще она все-таки исполняется, как отдельное концертное произведение.
Болеро в кинематографе
Музыка «Болеро» у всех на слуху, безусловно, такое популярное произведение может оживить и украсить сцены в известных кинофильмах. Наиболее известными кинофильмами, в которых используется музыка, являются:
- Десятка (1979);
- Мастер и Маргарита (1994);
- Шутки в сторону (1995);
- Дорога в рай (1997);
- Сближение (2000);
- Крутой парень (2002);
- База «Клейтон» (2003);
- Магия лунного света (2014);
- Фотограф (2015);
- Эдди «Орел» (2016).
Музыка и драматургия
Несмотря на явное пренебрежение самого создателя к собственному творению, в произведении можно найти драматургическое развитие. Равель был человеком весьма своенравным и хотел, чтобы все было, так, как он задумывал. Он даже чуть не поссорился с давним другом дирижером А. Тосканини, который решил играть произведение в темпе, который, по его мнению, лучше отражал сущность произведения. Почему темп был так важен в данном случае? Потому что именно темп играет ключевую роль. По задумке автора действие балета начиналось возле небольшого завода в Испании, музыка достаточно автоматична и изображает движение времени и прогресса XX века. В чем-то сюжет должен был перекликаться с знаменитейшей оперой Бизе «Кармен». Каждый зритель может найти сюжетное сходство.
Считается, что в произведении композитор использовал две темы, которые попарно чередуются. Как уже говорилось, изменения достигаются путем оркестровки. Особое эмоциональное развитие достигается путем динамического нарастания, приводящего к оркестровой кульминации. Данная кульминация достигается в конце произведения и является кульминацией «горизонтом». Необходимо учитывать, что данный прием наиболее сильно воздействует на эмоциональное состояние человека, он ощущает чувство незавершенности, притом, что музыка имеет логичное завершение. В таком случае, человеку хочется слушать и слушать произведение. Необходимо отметить, что после премьеры весь Париж напевал мелодию. С профессиональной музыкальной точки зрения, данный эффект был достигнут именно благодаря постоянному повторению мелодической линии. Ведь согласитесь, сложно не запомнить мелодию, если за время произведения, она была многократно повторена.
«Болеро» Равеля заслуженно находится на почетном месте среди истинных шедевров классической музыки. Оно исполняется в лучших театрах мира, используется в кино и рекламе. Можно с уверенностью сказать, что ритм Болеро – это ритм вечного двигателя времени, и пока звучит эта музыка, движется прогресс.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Морис Равель «Болеро»