А. Хачатурян «Маскарад»
Арам Ильич Хачатурян – выдающийся советский композитор, чья музыка не знает границ и находит отклик в любом сердце. Его сочинения необычайно красивы и отличаются глубиной содержания, кроме того, они величественны в своём совершенстве как, например музыка к балету «Спартак». В богатом творческом наследии Арама Хачатуряна есть много произведений, которые восхищают слушателей всего мира, среди них великолепный «Концерт для скрипки с оркестром», знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» и, несомненно, упоительный «Вальс» из сюиты, составленной композитором на основе сочиненной им музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
Историю создания «Маскарада» Хачатуряна, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В 1941 году исполнялось ровно сто лет со дня безвременной кончины великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Московский театр им. Евгения Вахтангова к этой трагической годовщине решил возобновить постановку его бессмертной драмы «Маскарад». Занявший не так давно должность главного режиссёра, Рубен Николаевич Симонов захотел поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он хорошо был знаком с творчеством Хачатуряна, то сочинение музыки режиссёр поручил именно ему.
Арам Ильич, который в то время уже проявил себя как блистательный театральный композитор, умевший превосходно чувствовать и вживаться в сценические постановки, с удовольствием принял это предложение. Во-первых, он очень любил вахтанговский театр, а во-вторых, восхищался гениальной драмой. Хачатурян видел этот спектакль в 1938 году и был немного удивлён, почему Александр Глазунов, сочинивший музыку к постановке Всеволода Мейерхольда, сам не написал вальс, а ведь о нём так взволнованно говорила главная героиня. В пьесе был использован знаменитый «Вальс-фантазия» М.И. Глинки.
К работе над заказом вахтанговского театра Хачатурян приступил без промедления и трудился увлеченно, хотя небольшие сложности он всё же испытывал, а именно с сочинением вальса. Арам Ильич желал создать что-то новое, достойное. Нужная мелодия пришла на ум композитору неожиданно, во время сеанса, когда он позировал художнице, писавшей его портрет. Это тема в знаменитом вальсе стала второй.
В дальнейшем музыка сочинялась очень быстро и 21 июня 1941 года она прозвучала на премьере драмы «Маскарад». А затем началась страшная война, которая предрешила участь спектакля. Однако в 1943 году композитор наиболее интересные номера из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту.
Интересные факты
- Свой восхитительный вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад» композитор посвятил Алле Александровне Казанской – замечательной актрисе исполнявшей роль Нины Арбениной.
- К большому сожалению, жизнь спектакля театра им. Е. Вахтангова по драме М. Лермонтова «Маскарад, премьера которого состоялась в самый канун Великой Отечественной войны, была очень недолгой. Во время налёта вражеской авиации, в ночь на 24 июля спасая людей, погиб заслуженный артист России Василий Куза – исполнитель роли князя Звездича. Кроме того, здание театра во время этого обстрела было сильно разрушено.
- Художницу, писавшую портрет Арама Ильича Хачатуряна, во время сеанса позирования для которой композитор «услышал» одну из тем своего знаменитого вальса, звали Евгения Владимировна Пастернак. Она была первой женой выдающегося поэта и автора знаменитого романа «Доктор Живаго» Пастернак Бориса Леонидовича.
- Михаил Лермонтов создал такое глубочайшее произведение как драма «Маскарад» будучи очень молодым человеком, в то время ему исполнился всего 21 год. Пьеса тут же попала под цензурный запрет, и хотя драматургу пришлось трижды её переделывать, однако ни в печати, ни на сцене «Маскарад» он так и не увидел. Цензура запрещала драму по той причине, что считала недопустимым критические замечания против энгельгардтовских костюмированных балов, которые посещали члены царской семьи. К тому же высказывалось мнение, что в драме описывался случай в действительности происшедший в Санкт- Петербурге.
- В 1982 году ученик Арама Хачатуряна, армянский композитор Эдгар Оганесян, создал партитуру к балету «Маскарад». В её основу была положена музыка к драме, а также фрагменты из других произведений выдающегося маэстро. Хореографический спектакль впервые поставили в театре оперы и балета г. Одессы. Премьерный показ состоялся весной того же 1982 года.
Содержание
Арам Хачатурян составил свою сюиту из пяти наиболее ярких номеров звучащих в музыкальном оформлении спектакля.
Цикл начинается вальсом. Это произведение по праву считается одним из наиболее эффектных творений композитора. Его музыка не столько танцевальна, сколько изобразительна: она очень колоритно отражает весь драматизм лермонтовской пьесы. Музыка вальса загадочно-прекрасна, но в то же время в ней чувствуется что-то демоническое. Неистово страстная, стремительно взлетающая мелодическая линия первых фраз произведения наполнена тревожными предчувствиями трагического исхода. Следующая затем тема весьма контрастна по сравнению с первой: она очень трогательна и вдохновенна, так как характеризует романтический образ главной героини. Средняя часть вальса, включающая всего сорок тактов, своей торжественно-напыщенной мелодией и полнозвучным аккордовым аккомпанементом рисует нам картину бала. В ней даже проскальзывают ритмические рисунки характерные для мазурки и полонеза. А далее реприза: вновь возвращается мятежный вальс.
Вальс (слушать)
Второй номер сюиты – Ноктюрн. Это красивая лирическая пьеса с выразительной мелодией в исполнении скрипки. Мечтательное сурдинное звучание струнного инструмента, украшенное подголосками кларнета, исполняется на фоне нежнейшего аккомпанемента. Всё это придаёт произведению особую проникновенность и задушевность. В спектакле эта музыка связана с образом главной героини: она сопровождает Нину Арбенину во всех лирических сценах.
Ноктюрн (слушать)
Третья пьеса сюиты – эффектная и изящная Мазурка. Темпераментный бальный танец с острым, причудливым ритмическим рисунком, создающим задорный характер. Насыщенное звучание оркестра придаёт радостный настрой, при котором музыка гармонично вписывается жизнерадостную атмосферу весёлого праздника. Лишь в среднем эпизоде мазурки оркестровка становится более прозрачной и приобретает лирический оттенок.
Мазурка (слушать)
Романс – четвертая, самая небольшая пьеса цикла: всего 54 такта. По своему характеру она очень близка первым двум номерам, так как также олицетворяет главную героиню драмы Нину Арбенину. Изящная выразительная мелодическая линия насыщенно и свободно пропевается скрипичной группой оркестра и затем достигает лирической кульминации, причём не только этого номера, но и всей сюиты.
Романс (слушать)
Галоп – финальная, последняя часть сюиты снова возвращает слушателя в атмосферу красочного праздника. Этот бойкий и прыткий танец рисует напыщенное сборище равнодушных ко всему происходящему людей. Постоянно подскакивающие интонации деревянных духовых инструментов в обрамлении пульсирующего ритма аккомпанемента отображают ветреность и беспечность праздной толпы. Вдруг всё замолкает и полнейшую тишину своей небольшой каденцией нарушает кларнет. Однако вскоре со своими скачущими мотивами вновь вступают флейты, и галоп опять звучит с прежним задором.
Галоп (слушать)
Сюита Арама Хачатуряна, составленная из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» почти восемьдесят лет назад, и сегодня весьма актуальна. Она не потеряла своей новизны, а потому до сих пор продолжает с успехом звучать на лучших концертных площадках в исполнении ведущих мировых оркестровых коллективов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Маскарад» Хачатуряна