Йозеф Гайдн Симфония 103 «С тремоло литавр»
Симфоническое творчество Гайдна безгранично. Считается, что за весь творческий путь композитор написал около 150 симфоний, но лишь 104 из них дошли до нашего времени. Предпоследняя 103-я симфония является не только образцом музыкального стиля, но и одной из вершин творчества композитора.
Историю создания Симфонии №103 «С тремоло литавр» Йозефа Гайдна, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Музыка австрийского композитора была известна в Великобритании еще задолго до того, как он отправился в страну с гастрольным туром в первый раз. Более того, произведения Гайдна пользовались популярностью и часто исполнялись на сценах Лондона. Сам Йозеф считал, что это были самые счастливые годы его жизни.
В 1794 году Гайдн отправится на гастроли в Лондон во второй раз. Там зимой он приступит к сочинению «6 Лондонских симфоний», в числе которых была и 103-я симфония «С тремоло литавр».
Впервые произведения прозвучали со сцены Королевского Лондонского театра «Covent Garden». Дирижером был назначен Джованни Баттиста Виотти. Выступление стало по-настоящему грандиозным событием.
На следующий день после премьеры ежедневная газета «Утренние хроники» напишет более чем положительный отзыв на произведение:
«Господин, Йозеф Гайдн продемонстрировал нам еще одну новую симфонию. Плодотворный Гайдн как всегда сумел создать гениальные и невероятно легкие, как воздух, гармонии. Вступление заставило нас слушать музыку, затаив дыхание. Очаровательное Allegro и Andante были исполнены на бис. Менуэты, особенно трио, оно было необычайно сладкое и игривое, исполнилось, как будто одним движением».
Знаменитый английский журнал «The Sun» также напишет рецензию на премьеру:
«Новая симфония Гайдна имела огромный успех у публики. Она представляет собой яркую смесь великолепия и фантазии. Гул аплодисментов долго не скончался, а вторая часть была исполнена на бис!»
Позже премьера прошла в Вене. Специально для австрийской публики Гайдн сделал небольшой антракт перед последней частью для отдыха публики. С того момента, как прозвучали первые такты 103-й симфонии, композиция не сходит с мировых сцен и по сей день пользуется популярностью в обществе.
Интересные факты
- Симфония имеет название «С тремоло литавр», так как передает особенности оркестровки.
- 103-ю симфонию Гайдна «С тремоло литавр» частично можно услышать в современном фильме «На грани», вышедшем на экраны в 2012 году.
- Премьера симфонии состоялась в знаменитом театре Англии «Covent Garden».
- Симфоническое произведение «С тремоло литавр» входит в число шести знаменитых Лондонских симфоний.
- Главная тема Третьей части заимствована из другого популярного в те времена произведения, а именно из оперы «Похищение из Сераля» Моцарта.
- На английском языке композиция носит название «Drumroll», что переводится, как барабанная дробь.
- Рихард Вагнер особенно чтил творчество гения Йозефа Гайдна, поэтому в 1831 году переложил некоторые симфонические композиции для фортепиано, в число данных произведений вошла и 103-я симфония.
- Во второй части композитор использует подлинные народные хорватские песни. Одной из которых является песня «Маленькая девочка топчет ручей».
- Оркестр, исполнявший симфонию, состоял почти из шестидесяти человек. В те времена это был самый масштабный по числу музыкантов оркестровый коллектив во всем мире.
- Кроме симфонии в день премьеры исполнялись и другие произведения композитора. Фортепианные композиции были сыграны самим маэстро Гайдном.
- Продолжительность всех частей симфонии занимает по времени полчаса.
- В теме первой части зашифрован древний хорал «Dies irae».
Интерпретации произведения дирижерами
Не секрет, что от дирижера зависит не только качество звука и слаженность игры оркестрантов, но и отражение стиля эпохи и смысловое наполнение музыки. В настоящее время симфонию достаточно часто исполняют на ведущих музыкальных сценах мира. Рассмотрим три наиболее удачных исполнения симфонии:
- Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна. Отдаленные раскаты литавр настраивают слушателя. Дирижер мягко выстраивает динамику, смягчая контрасты между темами вступления и экспозицией первой части. Невозможно не отметить чистоту и прозрачность звучания инструментов. Стоит отметить, что в отличие от других исполнений, Караян выдерживает более спокойный и уравновешенный темп, который гармонично вписывается для II и III части, но немного замедляет финал.
- Венский филармонический оркестр под управлением Николауса Арнонкура. По красочности исполнение можно назвать более сдержанным и мрачноватым. Так как у композитора не было выставлено отдельных указаний по поводу исполнения тремоло литавр во вступлении, то дирижеры трактуют его по-разному, добиваясь определенного звукового эффекта. Арнонкур постарался сделать вступление более ярким, подчеркнув характерный тембр литавр. Во II части дирижер выделил характерную изящность композиции. Финал прозвучал в светлых, чистых красках.
- Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Леонарда Бернстайна. Раскат литавр постепенно приглушается во вступлении, позволяя выделить главную тему I части. Хочется отметить, что дирижеру отлично удается передать жанровую окраску деревенского менуэта в III части. Блестящий финал абсолютно выдержан в темпе Allegro con spirito, золотой ход валторн звучит четко и ясно.
Содержание Симфонии «С тремоло литавр»
Главным отличием стиля Йозефа Гайдна являются кажущаяся беззаботность и легкость. Часто подобные черты воспринимаются как поверхностность. Но только настоящий композитор знает, что сложнее всего добиться эффекта легкости и прозрачности звука. Стоит отметить, что глубина произведения скрыта от глаз неосведомленных слушателей, и необходимо серьезно постараться, чтобы понять заложенный смысл.
Простота и лаконичность являются характерной особенностью зрелого симфонического творчества музыканта. Данные качества отражаются в композиционной структуре. Автор использует сонатно-симфонический цикл из четырех частей со вступлением и кодой, где каждая часть имеет законченную форму, выдержанную в определенном стиле и жанре.
- Вступление играет немаловажную роль, впервые оно тесно связано с I частью, тема вступления активно участвует в формообразовании симфонии. Проводится тема, напоминающая хорал «Dies irae».
- I часть сочинена в форме сонатного allegro. Главная и побочная партии не имеют ярко выраженного конфликта или контраста. Композитор тематически объединил темы в данной части.
- II часть имеет форму двойных вариаций: первая тема – народная хорватская песня, вторая тема – марш. В процессе темы будут взаимодействовать.
- III часть является менуэтом, но не в дворцовом стиле, а в «крестьянских башмаках». Некоторые музыковеды присваивают части черты барочной музыки.
- Финал написан в форме рондо-соната, представляет собой яркую картину массового праздника. У истоков охотничья музыка, что доказывает применение «Золотого хода валторн».
Произведение является жанрово-бытовой симфонией, что выявляет следующие черты:
- Темы имеют жанрово-бытовой склад тематизма и опираются преимущественно на такие жанры, как песня, марш и танец.
- Главная и побочная партия в первой части не контрастны, а наоборот являются дополнением друг к другу.
- Развитие тематизма производится путем мотивного вычленения (разработочный тип развития).
- Цикл имеет ярко выраженное единство.
- Концепция имеет оптимистический характер.
- В произведении нередко используются народные мотивы и цитирование.
Философия Гайдна проста: жить нужно сегодня и сейчас, наслаждаясь моментом. Простота – это и есть счастье, главное только услышать и почувствовать его. Но подобные рассуждения понятны не всем, в этом и заключается сложность музыки.
Симфония 103 «С тремоло литавр» помогает нам понять мироощущение автора. Музыка открывает для слушателя другой мир, в котором царит гармония и простота жизни. Свет и радость, оптимистичный финал – все это так характерно для творчества Йозефа Гайдна. Возможно именно по этой причине его музыка никогда не устареет. Ведь каждый из нас, несмотря на все невзгоды, хочет верить в лучшее, и это лучшее собрано в симфоническом творчестве Великого и непревзойденного мастера, имя которому Йозеф Гайдн.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Йозеф Гайдн Симфония 103 «С тремоло литавр»