П.И. Чайковский «Итальянское каприччио»

 

П. И. Чайковский «Итальянское каприччио»

Петр Ильич Чайковский – это гениальный русский композитор, произведениями которого сегодня восхищаются во всём мире. Большая заслуга выдающегося маэстро состоит в том, что своим творчеством он сумел поднять отечественное музыкальное искусство на недосягаемую высоту. Пётр Ильич писал свои сочинения в различных музыкальных жанрах, начиная от небольших фортепианных, вокальных миниатюр и заканчивая внушительными творениями, такими как оперы, балеты и симфонии. У каждого сочинения Чайковского была своя судьба, и не все творения композитора сразу по достоинству оценивались. Например, история «Итальянского каприччио» - произведения, которое сегодня пользуется большой популярностью, тоже начиналась не совсем гладко.

Историю создания «Итальянского каприччио» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В тот жизненный период, который биографами Чайковского принято называть «годами скитаний», Петр Ильич много путешествовал, посещая различные города Европы. Зимой 1879 года дорога странствий привела его в Рим. Знакомясь с достопримечательностями города и его предместьями, изучая шедевры итальянского изобразительного искусства и зодчества, маэстро посетил много уникальных и красивейших мест. Он побывал в кафедральном соборе, на Капитолийском холме, в соборе святого Павла, Колизее и Сикстинской капелле в Ватикане. Всё увиденное оставляло у композитора восторженные впечатления, но особенно его поразили скульптуры Микеланджело и картины Рафаэля. Помимо этого, ещё одно событие, в то время происходящее в Риме, запало в душу маэстро и оставило в ней неизгладимый след - это знаменитый римский карнавал с его кипучим весельем, танцевальными мелодиями и красочными шествиями.

Итальянская столица, сочетавшая в себе древнее величие и неутомимую кипучую жизнь, изумила Петра Ильича настолько, что у него возникло желание написать музыку, в которой колоритно отразилось бы всё увиденное в путешествии по Италии. Не откладывая в долгий ящик, композитор приступил к работе над новым произведением.

Одни темы он взял из музыкальных сборников, а другие по памяти, услышанные на улице, записал сам. В начале февраля «Итальянское каприччио», а именно так Чайковский назвал своё новое детище, в черновом варианте было закончено.  Инструментовку он отложил до весны, потому что намеревался сделать её, вернувшись на Родину, в спокойной обстановке. Так и произошло: в середине мая, находясь в Каменке у своей любимой сестры Александры, маэстро полностью завершил работу над своим новым сочинением.

 

Премьерное исполнение «Итальянского каприччио» почти одновременно, с разницей всего в несколько дней, состоялось сначала в Москве, а затем в Санкт- Петербурге в начале зимы того же 1880 года. Москвичи наслаждались жизнерадостной музыкой, наполненной ярким итальянским колоритом, в исполнении оркестра под управлением Эдуарда Направника, а на концерте в столице оркестром руководил Николай Рубинштейн. Несмотря на прекрасный приём нового сочинения публикой, реакция музыкальных критиков относительно него была весьма противоречивой, что очень расстроило автора.

 

Чайковский Эдуард Направник 

оркестр исполняет «Итальянское каприччио» Чайковского сестра Чайковского, Александра Ильинична Давыдова 

 

Интересные факты

  • Слово каприччио в дословном переводе с итальянского языка означающее каприз или прихоть, весьма часто встречается в музыкальной терминологии. Обычно композиторы так называют свои сочинения, которые не скованны границами формы и по характеру весьма причудливы. Наиболее известны «Каприччио» таких выдающихся маэстро как Феликс Мендельсон («Каприччио для фортепиано с оркестром»), Михаил Глинка («Каприччио на тему арагонской хоты»), Николай Римский-Корсаков («Испанское каприччио»), Игорь Стравинский («Каприччио для фортепиано с оркестром»).
  • Пётр Ильич любил посвящать свои произведения тем людям, которых особенно почитал и уважал. На «Итальянском каприччио» он сделал почётную надпись с именем Карла Юльевича Давыдова – талантливого русского композитора, виолончелиста и замечательного организатора, с 1876 по 1887 год возглавлявшего Санкт-Петербургскую консерваторию.
  • Впечатления от поездки в Италию у Петра Ильича Чайковского были настолько велики, что он в своей музыке хотел всё это отобразить до мельчайших подробностей. Например, фанфарный сигнал, с которого начинается «Каприччио», ежедневно по вечерам раздавался из кирасирских казарм, располагавшихся в непосредственной близости от того отеля, где во время своего путешествия останавливался композитор.
  • Первое исполнение «Итальянского каприччио», состоявшееся в декабре 1880 года публикой было встречено восторженно. Однако из статей, которые критики опубликовали после премьеры, композитор узнал, что его новое сочинение не имеет никакой художественной ценности, и оно больше подходит для садовых концертов.
  • Яркая музыка «Итальянского каприччио» не могла не прельстить балетмейстеров. В 1945 году талантливая балерина и хореограф Ольга Генриховна Иордан на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета, который в нынешнее время называется Михайловским, успешно поставила одноактный балет на музыку этого произведения Петра Ильича Чайковского.

 

 

Содержание

Уже изначально Пётр Ильич замыслил написать «Итальянское каприччио» в виде фантазии - одночастного произведения не скованного рамками формы. Его строение должно было быть основано на принципе непрерывного продолжения, или иначе говоря - сквозного развития. Для этого композитор использовал шесть разнохарактерных тем, которые непринуждённо сменяют друг друга.

Интродукция композиции начинается с призывного фанфарного мотива, звучащего в исполнении труб, затем поддерживаемого сочным звучанием всех духовых инструментов. Следующая далее лирическая тема имеет немного скорбный характер. Распеваемая под аккомпанемент ярких аккордов группы медных инструментов и фагота, она впоследствии получает динамичное развитие, становится чрезвычайно взволнованной и в момент кульминации раздела непринуждённо подводит к торжествующе звучащему фанфарному мотиву.

Центральная часть «Каприччио» начинается с выразительной и нежной мелодии, которую очень красиво напевают в терцию два гобоя, на фоне отрывистого аккомпанемента виолончелей и контрабасов. Затем мотив, мягко перехватываемый сначала трубами, а затем скрипками активно развивается и подводит к яркой кульминации. После неё сразу появляется новая темпераментная грациозно-полётная тема, сопровождаемая бойким аккомпанементом струнных, который они исполняют необычным штрихом, называемым «Saltando». Далее кратковременно возвращается ранее звучащая лирическая тема, которая ненавязчиво подготавливает появление лёгкой и жизнерадостной тарантеллы. Возникает картина весёлого народного праздника, красочного карнавала. Активное развитие музыкально материала подводит к кульминации всего произведения, где вновь появляется тема исполняемая гобоями. Однако теперь, сопровождаемая ударными инструментами, она звучит мощно и торжественно.

 

Пётр Ильич Чайковский в рейтинге классических композиторов в нынешнее время занимает самоё высокое место. Его произведения пользуются большой популярностью по всему миру и часто звучат на концертных площадках, с телевизионных экранов и на радиоволнах. «Итальянское каприччио» одно из таких сочинений. Пусть и не самое достойное среди творений великого маэстро, но оно своей оригинальностью и блеском обвораживает слушателей и поэтому неизменно входит в репертуар многих знаменитых симфонических оркестров.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Итальянское каприччио» Чайковского