П.И. Чайковский «Итальянское каприччио»
Петр Ильич Чайковский – это гениальный русский композитор, произведениями которого сегодня восхищаются во всём мире. Большая заслуга выдающегося маэстро состоит в том, что своим творчеством он сумел поднять отечественное музыкальное искусство на недосягаемую высоту. Пётр Ильич писал свои сочинения в различных музыкальных жанрах, начиная от небольших фортепианных, вокальных миниатюр и заканчивая внушительными творениями, такими как оперы, балеты и симфонии. У каждого сочинения Чайковского была своя судьба, и не все творения композитора сразу по достоинству оценивались. Например, история «Итальянского каприччио» - произведения, которое сегодня пользуется большой популярностью, тоже начиналась не совсем гладко.
Историю создания «Итальянского каприччио» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В тот жизненный период, который биографами Чайковского принято называть «годами скитаний», Петр Ильич много путешествовал, посещая различные города Европы. Зимой 1879 года дорога странствий привела его в Рим. Знакомясь с достопримечательностями города и его предместьями, изучая шедевры итальянского изобразительного искусства и зодчества, маэстро посетил много уникальных и красивейших мест. Он побывал в кафедральном соборе, на Капитолийском холме, в соборе святого Павла, Колизее и Сикстинской капелле в Ватикане. Всё увиденное оставляло у композитора восторженные впечатления, но особенно его поразили скульптуры Микеланджело и картины Рафаэля. Помимо этого, ещё одно событие, в то время происходящее в Риме, запало в душу маэстро и оставило в ней неизгладимый след - это знаменитый римский карнавал с его кипучим весельем, танцевальными мелодиями и красочными шествиями.
Итальянская столица, сочетавшая в себе древнее величие и неутомимую кипучую жизнь, изумила Петра Ильича настолько, что у него возникло желание написать музыку, в которой колоритно отразилось бы всё увиденное в путешествии по Италии. Не откладывая в долгий ящик, композитор приступил к работе над новым произведением.
Одни темы он взял из музыкальных сборников, а другие по памяти, услышанные на улице, записал сам. В начале февраля «Итальянское каприччио», а именно так Чайковский назвал своё новое детище, в черновом варианте было закончено. Инструментовку он отложил до весны, потому что намеревался сделать её, вернувшись на Родину, в спокойной обстановке. Так и произошло: в середине мая, находясь в Каменке у своей любимой сестры Александры, маэстро полностью завершил работу над своим новым сочинением.
Премьерное исполнение «Итальянского каприччио» почти одновременно, с разницей всего в несколько дней, состоялось сначала в Москве, а затем в Санкт- Петербурге в начале зимы того же 1880 года. Москвичи наслаждались жизнерадостной музыкой, наполненной ярким итальянским колоритом, в исполнении оркестра под управлением Эдуарда Направника, а на концерте в столице оркестром руководил Николай Рубинштейн. Несмотря на прекрасный приём нового сочинения публикой, реакция музыкальных критиков относительно него была весьма противоречивой, что очень расстроило автора.
Интересные факты
- Слово каприччио в дословном переводе с итальянского языка означающее каприз или прихоть, весьма часто встречается в музыкальной терминологии. Обычно композиторы так называют свои сочинения, которые не скованны границами формы и по характеру весьма причудливы. Наиболее известны «Каприччио» таких выдающихся маэстро как Феликс Мендельсон («Каприччио для фортепиано с оркестром»), Михаил Глинка («Каприччио на тему арагонской хоты»), Николай Римский-Корсаков («Испанское каприччио»), Игорь Стравинский («Каприччио для фортепиано с оркестром»).
- Пётр Ильич любил посвящать свои произведения тем людям, которых особенно почитал и уважал. На «Итальянском каприччио» он сделал почётную надпись с именем Карла Юльевича Давыдова – талантливого русского композитора, виолончелиста и замечательного организатора, с 1876 по 1887 год возглавлявшего Санкт-Петербургскую консерваторию.
- Впечатления от поездки в Италию у Петра Ильича Чайковского были настолько велики, что он в своей музыке хотел всё это отобразить до мельчайших подробностей. Например, фанфарный сигнал, с которого начинается «Каприччио», ежедневно по вечерам раздавался из кирасирских казарм, располагавшихся в непосредственной близости от того отеля, где во время своего путешествия останавливался композитор.
- Первое исполнение «Итальянского каприччио», состоявшееся в декабре 1880 года публикой было встречено восторженно. Однако из статей, которые критики опубликовали после премьеры, композитор узнал, что его новое сочинение не имеет никакой художественной ценности, и оно больше подходит для садовых концертов.
- Яркая музыка «Итальянского каприччио» не могла не прельстить балетмейстеров. В 1945 году талантливая балерина и хореограф Ольга Генриховна Иордан на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета, который в нынешнее время называется Михайловским, успешно поставила одноактный балет на музыку этого произведения Петра Ильича Чайковского.
Содержание
Уже изначально Пётр Ильич замыслил написать «Итальянское каприччио» в виде фантазии - одночастного произведения не скованного рамками формы. Его строение должно было быть основано на принципе непрерывного продолжения, или иначе говоря - сквозного развития. Для этого композитор использовал шесть разнохарактерных тем, которые непринуждённо сменяют друг друга.
Интродукция композиции начинается с призывного фанфарного мотива, звучащего в исполнении труб, затем поддерживаемого сочным звучанием всех духовых инструментов. Следующая далее лирическая тема имеет немного скорбный характер. Распеваемая под аккомпанемент ярких аккордов группы медных инструментов и фагота, она впоследствии получает динамичное развитие, становится чрезвычайно взволнованной и в момент кульминации раздела непринуждённо подводит к торжествующе звучащему фанфарному мотиву.
Центральная часть «Каприччио» начинается с выразительной и нежной мелодии, которую очень красиво напевают в терцию два гобоя, на фоне отрывистого аккомпанемента виолончелей и контрабасов. Затем мотив, мягко перехватываемый сначала трубами, а затем скрипками активно развивается и подводит к яркой кульминации. После неё сразу появляется новая темпераментная грациозно-полётная тема, сопровождаемая бойким аккомпанементом струнных, который они исполняют необычным штрихом, называемым «Saltando». Далее кратковременно возвращается ранее звучащая лирическая тема, которая ненавязчиво подготавливает появление лёгкой и жизнерадостной тарантеллы. Возникает картина весёлого народного праздника, красочного карнавала. Активное развитие музыкально материала подводит к кульминации всего произведения, где вновь появляется тема исполняемая гобоями. Однако теперь, сопровождаемая ударными инструментами, она звучит мощно и торжественно.
Пётр Ильич Чайковский в рейтинге классических композиторов в нынешнее время занимает самоё высокое место. Его произведения пользуются большой популярностью по всему миру и часто звучат на концертных площадках, с телевизионных экранов и на радиоволнах. «Итальянское каприччио» одно из таких сочинений. Пусть и не самое достойное среди творений великого маэстро, но оно своей оригинальностью и блеском обвораживает слушателей и поэтому неизменно входит в репертуар многих знаменитых симфонических оркестров.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Итальянское каприччио» Чайковского