Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»
Самое знаменитое и значительное произведение, вышедшее из-под пера Берлиоза, — Фантастическая симфония. Ее уникальность заключается в том, что она стала первой в музыке романтизма программной симфонией. Гектор Берлиоз самостоятельно создал программу к ней в виде сценария, с подробным и ярким описанием всех событий, которые должны были развернуться на глазах публики. Таким образом, симфония вполне могла иметь сценическое воплощение. Однако музыкальное наполнение симфонии настолько богато и выразительно, что и одного ее исполнения достаточно, чтобы проследить все, о чем желал поведать автор.
Историю создания «Фантастической симфонии» Берлиоза, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания «Фантастической симфонии»
Кто из вас может похвастаться оригинальным сюрпризом для своей второй половинки? А вот знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, который влюбился буквально в первого взгляда, смог, да еще каким! Его можно понять, невозможно не влюбиться в очаровательную юную актрису Гариетт Смитсон, играющую Джульетту. К тому же, дело то все происходило в городе любви – Париже, где сама атмосфера пропитана романтическим настроением.
Молодой композитор делал все возможное, чтобы привлечь внимание девушки, в ход шли подарки, письма с признаниями и даже ноты. Однако все они оставались без ответа, она и слушать его не хотела. Более того, актрису уже начинал раздражать надоедливый очередной поклонник, сильно усугубляло ситуацию то, что молодые люди говорили на разных языках и в этом плане между ними была огромная пропасть. Девушка была англичанкой, а Берлиоз, как известно – французом.
Но великий композитор нашел способ перекинуть мост через эту пропасть и растопить сердце красавицы, а состоять он должен был из музыки. Как же так, спросите вы? Все очень просто! Берлиоз, проведя тщательный анализ, решил написать своеобразную серенаду возлюбленной, которая открыла бы все его истинные чувства.
Этим зашифрованным любовным посланием стала «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза, первая его работа в подобном жанре. Все в ней необычно: сама музыка, яркие выразительные образы, оркестровка и количество частей. Она содержит пять частей, вместо привычных четырех. Чтобы по ошибке никто не сделал поправки, композитор от руки сделал надпись о том, что опечаток нет и она должна исполняться именно в таком варианте. В сюжете «серенады» история любви молодого юноши-артиста, который безответно влюблен. Знакомый сюжет, не правда ли? В каждой части возникает чудесная тема, которая рисует чувства героя.
На премьере «Фантастической симфонии» Берлиоза ждал восхитительный успех. Публика великолепно приняла новаторское произведение. Но главный сюрприз ждал его после премьеры! Послание сработало и актриса Гариетт Смитсон все поняла даже без слов, благодаря выразительной музыке. Она подошла после концерта к тому, кто сочинил эту серенаду и... сама пригласила на свидание! Но это еще не все, через некоторое время Г. Берлиоз и его возлюбленная поженились, дописав счастливый финал в своей «Фантастической симфонии». Вот она, настоящая сила музыки, для которой нет границ и преград.
Интересные факты
- Берлиоз впервые в своем творчестве показал важность лейтмотива, и его способность изменяться в зависимости от настроения героя. В дальнейшем этот прием стал довольно популярным в музыкальной традиции, к нему прибегали многие знаменитые композиторы.
- После завершения Фантастической симфонии Берлиоз сочинил монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни», которая была построена лишь на материале симфонии. Это своеобразное продолжение, хотя на концертах эти произведения редко звучат вместе.
- Несмотря на красивую историю создания, связанную с возлюбленной Гарриет Смитсон, посвящена симфония императору Николаю I.
- В финале симфонии композитор использовал тему «Dies irae», которая звучит во вступлении, и передал хоровод мертвецов, гремящих костями, с помощью уникального приема: игры на скрипке и альте древком смычка.
- Премьера успешно прошла 5 декабря 1830 года в Париже под управлением Франсуа Габенека. Спустя два года, была исполнена уже вторая и окончательная редакция композитора.
- После премьеры, на которой впервые была исполнена Фантастическая симфония, Берлиоз написал своему другу письмо и признался, что у него был «зверский успех»
- Несмотря на свою огромную любовь к Гариетт Смитсон, семейная жизнь у Берлиоза с актрисой не сложилась и вскоре он вовсе увлекся другой девушкой – испанкой Марией Ресио.
- Большим поклонником симфонического творчества Гектора Берлиоза был Никколо Паганини. Впервые услышав «Гарольд в Италии», маэстро был потрясен этим произведением. Он на следующий же день выписал на имя Берлиоза чек на сумму 20 тысяч франков. Паганини решил оказать такую финансовую помощь композитору, чтобы тот целиком посвятил себя сочинению новой симфонии. Кроме того, в прилагающейся к чеку записке Паганини назвал Берлиоза преемником великого Бетховена.
- В кинематографе в качестве музыкального сопровождения «Фантастическая симфония» встречается в фильмах: "В постели с врагом" 1991; "Клерки 2" 2006; "Равные" 2015.
Содержание «Фантастической симфонии»
Фантастическая симфония — история молодого, но слишком впечатлительного музыканта. Любовные переживания захлестывают его настолько, что он решает умереть, приняв смертельную дозу опиума. Однако смерть решила повременить, оставив молодого человека в пограничном состоянии. Без сознания, но в окружении невероятных видений и галлюцинаций герой начинает абсолютно все свои переживания ощущать как музыку. Супруга его, ставшая причиной отчаянного поступка, также словно воплотилась в мелодии, которая навязчиво сопровождает его отныне везде и всегда.
Часть первая носит название «Мечтания. Страсти», и описывает воспоминания героя о днях, когда он только повстречал свою возлюбленную. Первыми его эмоциями были страсть, смятение, беспокойство. Они предшествовали его судьбоносной встрече с любимой. Затем пришла она, и любовь накатила волной. Вновь взыграли чувства, но теперь уже все было о ней: ревность, тревога, счастье новой встречи.
Часть вторая – «Бал», описывает пышное торжество, где герой снова встречает свою возлюбленную.
Третья часть, «Сцена в полях», начинается с деревенских мотивов, наигрываемых пастухами в бескрайних лугах, сопровождаемых едва различимыми звуками природы. Эта картина успокаивает сердце музыканта, он приходит в умиротворенное и благостное состояние, которое прерывается появлением его любимой. И вновь душа наполняется тревогой и волнением, он подозревает обман, он не может поверить в свое счастье... Вновь слышится пастушья трель, однако на этот раз второй пастух не отвечает ему, как бы подтверждая одиночество героя.
Часть четвертая, «Шествие на казнь». Героя продолжают мучить болезненные видения. В этот раз он оказывается убийцей, совершившим злодеяние против самого дорогого ему человека - своей любимой. И возмездие настигло его — ему предстоит публичная казнь. Символизирует это трагическое шествие маршевая музыка, тяжелая и торжественная одновременно. В конце герою вновь слышится мотив, олицетворяющие его любимую, как слабое напоминание, что она все еще жива.
Пятая часть, под названием «Сон в ночь шабаша», переносит героя в видение его загробной жизни. Он оказывается на устрашающем сборище жуткой нечисти, которая празднует его смерть, предаваясь самым безобразным утехам. И вот, среди этой вакханалии, вновь появляется Она, но уже совсем иная, без тени былого аристократизма, скромности и милого обаяния. Она включается в бешеную пляску, ее встречают, как давнюю знакомую, шабаш продолжается с новой силой... Завершает видение колокольный звон, оповещающих о похоронах. Герой Фантастической симфонии встал в один ряд с типичными представителями романтических литературных произведений.
Музыка «Фантастической симфонии»
Музыкальное содержание симфонии требует особого обзора, так как в нем как нашли отражение его первые композиторские опыты, так и родились уникальные решения, заменившие классические формы. В первой части главенствующую роль занимает медленное и томительное звучание скрипок. Затем наступает черед мелодии, которая лейтмотивом пройдет сквозь всю симфонию — темы его возлюбленной. Она представлена унисоном скрипки и флейты, и по мере развития сюжета развивается в символ тревоги, мрачного настроения.
Во второй части Берлиоз совершает своеобразный прорыв в музыкальной традиции своего времени — впервые в симфонии звучит вальс, как олицетворение глубокого романтизма.
Третья часть пронизана неторопливым и безмятежным звучанием духовых, которое прерывается темой возлюбленной. Литавры, звучащие в конце, словно оповещают о грядущем горе. На контрасте с пасторальными мотивами особенное впечатление производит четвертая часть, с ее маршевым звучанием. И снова музыка четко передает каждую деталь происходящего: рев толпы, тяжёлые шаги палача, роковой удар... Пятая часть начинается таинственно и пугающе: игра струнных в сопровождении литавр периодически взрывается отрывистыми аккордами духовых. Вновь звучит лейтмотив возлюбленной, но он не романтически-тревожный, а вызывающий и гротескный, ведь она больше не скромная прелестница, а главная ведьма, которую встречают адским хохотом, передаваемым раскатами оркестра.
Заслуги Берлиоза в музыке можно сравнить с тем, что делал в своем творчестве В. Гюго и Делакруа в живописи. Композитор не боялся применять что-то новое в области музыкальной формы, гармонии, а также инструментовки. Эти опыты были весьма успешны, хоть слава и всеобщее признание публики не сразу пришли к композитору. В дальнейшем его творчество оказало существенное влияние на многих композиторов эпохи Романтизма: Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса и других. Сам же Гектор Берлиоз остается ярчайшим представителем романтизма в музыке и создателем симфонической программной музыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония»