Сергей Рахманинов «Симфонические танцы»
В сюите Сергея Васильевича Рахманинова «Симфонические танцы» прослеживаются вечные для человечества темы духовного искания, предопределения и бренности бытия. Словно все вопросы, волновавшие композитора в течение жизни, смогли сформироваться в отчетливую, музыкальную картину мира, состоящую из трех незыблемых частей.
Историю создания «Симфонических танцев» Рахманинова, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.
История создания
Сюита «Симфонические танцы» создавалась на чужбине, в переломный период в жизни и творчестве. Уже несколько лет композитор провел в эмиграции. Рахманинов привык к бесконечному гастрольному ритму с ежегодным летним отпуском. Так, с 1931 по 1939 год знаменитый пианист проводил лето с семьей в вилле на берегу живописного Фирвальдштедского озера. Именно здесь он сочинил многие шедевры. Но в 1939 году в жизнь семьи ворвалась Вторая мировая война. Наталья и Сергей Рахманиновы чудом успели выехать из Европы, на которую двигалась буря, состоящая из войск фашистов. Дочь композитора Татьяна осталась в оккупированной Франции, и связь с ней была потеряна. Новым пристанищем для композитора стали Соединенные Штаты Америки.
Лето 1940 года было проведено в городе Хантингтоне, располагающемся в близости к Нью-Йорку. Напряжение и бесконечные мысли о будущем не покидали. Тяжелая обстановка в мире и неизвестность, связанная с судьбой дочери, лишь усилили рвение музыканта создать симфоническое сочинение. Изначально произведение было названо «Фантастические танцы». Автор планировал дать программные названия для частей: «Полдень», «Сумерки» и «Полночь».
Времена суток обозначали этапы человеческой жизни. В конце августа произведение будет переименовано в «Симфонические танцы», композитор решил отказаться от идеи программности. Части также были лишены наименований, что позволило сделать музыку свободной в трактовке.
По воспоминаниям Натальи Александровны Сатиной, преданной жены, композитор усердно каждый день посвящал сочинению большую часть времени. Она писала, что Сергей вставал рано, наливал себе чашку кофе. В половину девятого он садился за композицию и сочинял до 10 утра. Два следующих часа были посвящены занятиям на фортепиано и подготовке к гастрольному туру. С 12 до 13 часов дня Сергей Васильевич занимался исключительно «Симфоническими танцами», после чего завтракал и отдыхал до трех. Затем музыкант вновь садился за сочинение и писал музыку до 10 вечера. Так прошло его лето. Но и вовремя тура, в свободное время композитор неустанно вносил корректировки и правки, исправляя партитуру.
Впервые сюита прозвучала в Филадельфии 3 января 1941 года. Произведением дирижировал знаменитый Юджин Орманди. Публика тепло приняла новое сочинение. На родине премьера состоялась 25 ноября. Дирижировал сюиту «Симфонические танцы» Николай Голованов.
Интересные факты
- Изначально Сергей Васильевич Рахманинов хотел назвать сюиту «Фантастические танцы».
- Во многих партитурах можно увидеть ошибочное название первой части Non allegro. В рукописи, которую композитор отдавал для записи от руки было зачёркнуто слово Non, но наборщик нотного текста не заметил этого нюанса и напечатал темп полностью. В наше время издания продолжают «традицию» и выпускают партитуры с неправильным темповым обозначением.
- Произведение было посвящено Филадельфийскому оркестру и дирижеру Орманди.
- Сергей Васильевич вел переписку с знаменитым хореографом Михаилом Фокиным. Композитор желал создать балет на основе симфонического произведения. К сожалению, мечтам Рахманинова не суждено было сбыться. В конце лета 1942 года Фокина не стало в живых. Доверить свое сочинение в руки другого хореографа великий музыкант не решился.
- До наших дней сохранилась аудиозапись, на которой Рахманинов играет сюиту на фортепиано в доме у непревзойденного дирижера того времени Юджина Орманди. Маэстро дает развернутые комментарии, касающиеся произведения и его исполнения. Запись была сделана в 1940 году, еще до премьеры грандиозной симфонической сюиты.
- В качестве символа в сюите была использована тема средневекового хорала «Dies irae», которая знаменует скорбь.
Содержание «Симфонических танцев» Рахманинова
I часть. Non Allegro. «Полдень»
Трехзвучный мотив в исполнении скрипок открывает вступление. Незатейливая мелодия лишь слегка мелькает в различных тембрах духовых инструментов. Спускаясь от пасторального звучания английского рожка к бас-кларнету, мотив погружает слушателя в новую красочность. Резкое появление угловатой и жесткой темы подчеркнуто фортиссимо. Так врывается в идеальный мир разрушение и хаос. Он шагает мерной поступью в жанре марша, слегка пританцовывая и поглощая собой первоначально звучавший мотив из трех нот.
Мелодическое сплетение достигает яркой кульминации, лишь после которой наступает просветление и ощущение благодатного покоя. На тихом колокольном фоне расцветает во всей красе русская песня, с ее широтой и раздольем. Она постепенно отдаляется и исчезает в тумане разряженной оркестровки, как давнее воспоминание.
II часть. Andante con moto (Tempo di valse) «Сумерки»
Меланхоличная тема вальса не сразу предстает перед слушателем. Эта волшебная мелодия как романтичная особа на празднике сначала скрывалась за громыхающими аккордами медно-духовой группы, но грациозно проскользнув сквозь них, она оказалась в центре всеобщего внимания. Эмоциональность, трепетность и взволнованность столь характерные для нее подчеркнуты изящным тембром струнной группы. В ее интонациях слышны проблески первой части, которые уносят нас вдаль от вальса и заставляют задуматься о вечности. Затихающими аккордами мелодия покинет праздник жизни.
III часть. Lento assai. «Полночь»
Третья часть сюиты потрясает своим размахом и широтой. Она становится трагической кульминацией цикла. Первый аккорд наполнен пугающей силой и мощью. Интонации скорби следуют за вступительным призывом. Атмосфера накаляется, инфернальная образность лишь усиливается, затмевая все вокруг. В этом вихре слышны скерцозные интонации, которые будут прерваны 12 ударами колокола. Настала полночь, но мир не затих. На этом сумасшедшем шабаше все сплетается и обезличивается. Грозно и сурово прозвучит на этом фоне знаменный распев. Все интонации скатываются в нижние регистры, где их ожидает мелодия схожая со средневековой эмблемой страшного суда – темой «Dies irae».
Хорал меняет маски, то приобретая наигранную танцевальность, то демонстрируя суровость и безразличие. Высочайший регистр у флейт и ксилофона воспринимается, как скрип и стук костей. Как в колесе фортуны сменяются мотивы. Лишь к окончанию музыкальной сюиты появляется проблеск надежды. В ярком противостоянии появляется мелодия решительная, мужественная и непоколебимая. Она как луч утреннего солнца растворяет мрак и дарит чувство света и умиротворения.
«Симфонические танцы» Рахманинова часто относят к музыке с автобиографичным сюжетом, что только лишь часть правды. Еще при написании произведения автор постарался избежать программного толкования. Возможно, он хотел, чтобы слушатель сам искал для себя смысл, ведь его музыка – это безграничный источник для поиска.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: